ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Мухаметзянова Г.В., директор ИППО ПО РАО, академик РАО, д.п.н., профессор; Корчагин Е.А., зав. лабораторией ИПП ПО РАО, д.п.н.
Реструктуризация сети образовательных учреждений НПО и СПО протекает непросто. С трудом преодолевается противоречие между требованиями обновления, творчества, созидающей инициативы в обучении и воспитании квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена, с одной стороны, и консерватизмом, инерцией, неумением спрогнозировать, заглянуть в будущее профессиональной школы – с другой.Ожидаемые перемены в профессиональной школе – это не только повышение уровня преподавания и качества знаний, умений и навыков обучающихся. Это, прежде всего, принципиально иное отношение к личности преподавателя и обучающегося.Главной задачей российской образовательной политики, согласно Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Подчеркнем, что приоритет в концепции отдается личности субъекта образовательного процесса.В то же время основным фактором обновления профессионального образования, - говорится в Концепции, - выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и регионального рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Документ устанавливает, что предстоит отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечив взаимосвязь его с профессиональными образовательными программами. Ученые-педагоги (А.А. Булгаков, М.И. Махмутов и др.) всегда видели в общеобразовательных предметах основную базу, как для формирования личности молодого рабочего и специалиста, так и для повышения уровня и качества профессиональной подготовки обучающихся. Преподавание общеобразовательных предметов в базовой профессиональной школе преследовало следующие основные задачи: обеспечение преемственности между начальными, средними и высшими профессиональными учебными заведениями, обеспечение повышения общей и профессиональной культуры молодого рабочего и специалиста. Сегодня к ним можно добавить еще две: обеспечение профессиональной мобильности и социальной защищенности выпускников, поскольку общеобразовательные знания, умения и навыки служат основой функциональной грамотности, компетентности, применяются всюду и необходимы для овладения любой профессией или специальностью и формирование у обучающихся системы эмоционально-ценностных отношений к самому себе, к окружающим людям, к природе, к обществу. В то же время следует учитывать тот факт, что российская экономика вызывает изменения в профессиональном образовании, среди которых: формирование основной части готовящихся кадров под воздействием спроса на рабочую силу; появление структур нового типа, в том числе международных, кооперативных, частных и других образовательных структур по типу университетов, лицеев, специальных учебных заведений различного ранга и др.; коммерческий характер самих образовательных услуг; усиление материальной зависимости образовательных структур от уровня подготовки кадров, динамики общественных и личных потребностей; улучшение качества профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами и с общественно необходимыми расходами по их обеспечению; расстановка инженерно-педагогических кадров, работающих в системе профессионального образования, по приоритетно деловым возможностям и др. Кроме того, современная экономика существенно изменяет критерии эффективности профессионального образования. Наиболее общие изменения в этой области можно охарактеризовать таким образом: главным критерием является высокий уровень профессиональной подготовки; интересы образовательных звеньев, ведущих подготовку соответствующих кадров, учитываются в большей степени, чем было ранее; это находит свое отражение не только в их реальной автономии при осуществлении такой подготовки, но и в экономических результатах их функционирования; резко повышается мобильность образовательных структур, ведущих профессиональную подготовку соответствующих кадров в соответствии с потребностями в рабочей силе; вместо централизованно-бюрократических планов профессиональной подготовки кадров действуют суровые законы спроса-предложения; ликвидируются некоторые социальные гарантии по образовательной подготовке подрастающего поколения, переквалификация работающих специалистов осуществляется за счет фирм и за счет их собственных доходов; возникают элитарные образовательные структуры, зависящие как от престижа подготовленных кадров, так и от экономической возможности лиц, поступающих в них; профессиональная подготовка специалистов существенно прагматизируется (Великов Н. Развитие образования в условиях рыночной экономики// Педагогическое образование, Выпуск 6, М.: «Прометей».- 1992.). Нетрудно сделать логический вывод, что эти общие изменения влекут за собой комплекс других изменений различного характера. Одни из них отражаются в сроках и характере обучения. Другие связываются с механизмами финансирования образовательных структур. Третьи касаются области цен на образовательные услуги. Четвертые связаны с механизмами по определению, анализу и оценке эффективности как образовательных структур и их звеньев, так и специалистов, работающих в них. Переход к рыночной экономике обуславливает включение системы непрерывного образования в общую сферу экономических отношений, т.к. она непосредственно связана с формированием новой профессионально - квалификационной структуры кадров. Главная стратегическая цель состоит в том, чтобы привести структуру трудовых ресурсов, в соответствие с требованиями рынка, т.к. недостаточная образованность, слабая техническая грамотность, невысокая профессиональная культура в наше время оказывают такое же отрицательное влияние на производство, как устаревшие техника и технология, организация труда. Таким образом, цели преподавания общеобразовательных предметов и требования экономики, на первый взгляд, существенно разнятся. Но вместе с тем очевиден следующий факт: все, что существует вокруг нас, создано человеком. Без человека нет ни производства, ни экономики, «человек – мера всех вещей». И на вопрос: «Что первично: производство с его требованиями или человек с его потребностями?» - российская педагогика отвечает новой парадигмой: «Не человек существует для производства, а производство существует для человека». Поскольку, как показывает исторический опыт стран, в которых придерживаются противоположной парадигмы, такие страны экономически разваливаются и перестают существовать. Таким образом, экономика должна работать на развитие человека, который, в сою очередь, будет способен развивать современное производство. И цели преподавания общеобразовательных дисциплин, на наш взгляд, должны быть скорректированы соответствующим образом. Для этого существует ряд предпосылок. Во-первых, стали внедряться новые подходы в образовании, например, опережающее образование, которое означает, что уровень общего и профессионального образования работника, уровень развития его личности должен опережать и формировать уровень развития производства, его техники и технологии. Это, в свою очередь, требует переосмысления учебно-воспитательного процесса, его переориентации на развитие личности, а не только производства. Во-вторых, необходимо исходить из того, что невозможно научить будущих рабочих и специалистов в стенах учебного заведения всему, что им потребуется на производстве. Поэтому ставится задача научить обучающихся учиться, т.е. овладеть способами поиска и переработки информации, приемами учебной деятельности, с тем, чтобы они могли учиться самостоятельно. Этому служат общеобразовательные предметы. Профессиональная школа переходит на личностно-ориентированную систему работы с обучающимися, на поштучную подготовку специалистов. Такое обучение наряду с формированием профессиональных знаний, умений и навыков, должно развивать компетентность и способности, связанные с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном обществе, когда профессиональная деятельность основывается на сочетании традиционных знаний, умений и навыков с современной наукой и техникой. Все это, в свою очередь, связано с общими целями профессионального обучения, которые формулируются исходя из социального заказа, т.е. требований общества к системе профессиональной подготовки. В-третьих, осознание каждым работником ответственности за свою судьбу, достижение успеха в профессиональной деятельности, уровень профессиональной подготовки – все это определяет возможности экономической активности специалиста, поэтому цели профессиональной подготовки должны включать такой компонент, как активная профессионализация и социализация личности обучающегося. Соответственно, содержание образовательной программы должно включать не только необходимый материал для формирования знаний и умений профессиональной деятельности, но и материал, на котором могут и должны развиваться социально значимые способности, определяющие самостоятельность и деловые качества выпускника. Это напрямую связано с общеобразовательной подготовкой обучающихся. На основе вышесказанного, можно выделить следующие требования к общеобразовательной подготовке рабочих и специалистов для современного производства - повышение уровня общей и профессиональной культуры; - воспитание профессионально - и личностно значимых качеств, социально-нравственной зрелости; - повышение уровня интеллектуального развития в связи с тенденцией интеллектуализации труда; - обеспечение возрастания роли социальных, экономических, психолого-педагогических знаний в содержании спецдисциплин; - придание знаниям, умениям, навыкам междисциплинарного характера путем их интеграции на основе социально-экономической, педагогической, психолого-физиологической общности, существующей в производстве и профессиональной подготовке; - усиление творческих начал в профессиональном обучении. Таким образом, мы придерживаемся эгоцентристской концепции в педагогике, согласно которой в центре мироздания находится человек как "совокупность всех вещей", а материальное и духовное производство, созданное руками и мозгом человека - является производным от него и играет по отношению к личности человека второстепенную роль. Переходя в плоскость профессиональной деятельности, мы видим, что она играет по отношению к личности человека также подчиненную роль и служит для удовлетворения его потребностей. В связи с этим решение конкретных проблем профессиональной подготовки должно начинаться с анализа личностных потребностей, реализация которых является одной из основных функций системы профессионального образования. Акцентирование внимания на данном положении вызвано частыми утверждениями, что сегодня в профессиональном образовании все решает и определяет рынок. Мы не согласны с провозглашенным методологическим основанием формирования заказа на подготовку кадров с позиции Европейского «Круглого стола» промышленников, которые определенно сформулировали приоритет заказчика в подготовке кадров: «Образование должно рассматриваться в качестве услуги экономики» (И.П. Смирнов «Методологические основы и принципы формирования государственного заказа на подготовку рабочих кадров», Бюро Отделения профессионального образования РАО 28 сентября 2006 г.). Цели и функции профессионального образования гораздо шире, а названное качество одно из них. Труд как "первая жизненная необходимость" и его содержание как объективные реальности прямо сами по себе не определяют содержание профессиональной подготовки. Они определяют содержание обучения опосредованно - через систему ценностей, принятую в обществе, через потребности общества в той или иной трудовой деятельности, через личностное ценностное отношение человека к трудовой деятельности. Трудовая деятельность, "царство необходимости", по отношению к личности - "царству свободы", носит характер внешней среды. Непрерывный процесс постоянной адаптации личности к изменяющимся объективным требованиям, предъявляемым к ней со стороны этой среды, т.е. со стороны профессиональной деятельности носит название профессионализации. От характера течения процесса профессионализации зависит эффективность деятельности работника - степень его профессиональной отдачи, что свидетельствует о его важности. Профессионализация предполагает включение личности в профессиональную деятельность, специализацию, необходимое образование и уровень квалификации, обеспечение профессиональных гарантий, формирование позиции, отражающей цели, мотивы и удовлетворенность трудом в данной области деятельности. От того, какова личность, каковы ее основные черты, в какой степени она сформирована и будет зависеть процесс профессионализации. И здесь важную роль играют общеобразовательные предметы. Вместе с этим по мере развития техники и технологии, производства, по мере усложнения профессиональной деятельности, трудового и технологического процессов объективно растут требования со стороны производства к профессиональной подготовке рабочих и специалистов, их мобильности, способности самостоятельно и эффективно обновлять "багаж" профессиональных знаний и опыта, повышать профессиональную компетентность. Удовлетворить эти требования – задача профессиональной школы. В условиях, когда знания стремительно обновляются, когда за время обучения в профессиональной школе они уже успевают устареть, принципиальный подход к обучению, основанный на древних, в том числе платоновских идеях, заключается в том, чтобы учить обучающихся познавать, приобщать их к овладению методами познания, рефлексии, творчества. Это позволит им в течение всей активной жизни быстро овладевать меняющейся конкретикой.
|