ТРУДНОСТИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ДОВУЗОВСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЛОГИКА ИХ УПРЕЖДЕНИЯ

 

Волович Л.А.,

член-корреспондент РАО,

доктор философских наук, профессор,

главный научный сотрудник ИПППО РАО

 

Довузовское профессиональное образование всегда занимало и продолжает занимать важное место в логике образовательное политики. Рабочие кадры неизменно являлись тем базовым звеном производства, от которого зависел и продолжает зависеть авторитет нашего государства в мировой обойме промышленной элиты. В этом смысле целевая подготовка рабочих, а вместе с ними механиков, мастеров, исполнителей всех родственных типов приобретала как правило характер приоритетной значимости. В равной мере касалось это промышленного производства, оборонной отрасли, легкой промышленности, сельскохозяйственного, бытового производства и других его видов, требующих органического сочетания физических, умственных, совместных усилий. Начало этому было положено почти три века назад. И, пожалуй, весь этот период заявлял о себе дефицит рабочих кадров, независимо от типологии, видов и форм станочного оборудования. Достаточно вспомнить слесарную группу, токарей, фрезеровщиков с их рабочими местами, да и сборщиков, специалистов автоматизированного оборудования и т.д. и т.п., чтобы понять ту сложную ситуацию, в которой оказывались учителя, педагоги, мастера производственного обучения, наставники, выполнявшие миссию подготовки рабочих. В равной мере по сложности это касалось и следующего по производственному статусу уровню специалистов, как-то мастеров, бригадиров, ремонтников и т.д.

Развитие производственного потенциала, что становилось все более очевидным, неизменно оказывалось перед острой необходимостью подготовки специалистов достаточно высокого уровня. Это и вывело нашу систему профессионального образования на уровень начального и среднего звена, на их взаимосвязь, взаимное дополнение и взаимообусловленность.

Установление продуктивного режима адекватной подготовки рабочих кадров за весь период отечественной истории профессионального образования неизменно требовало координации, коррекции и реструктуризации. Это процесс, отнюдь, не однозначный, не однопорядковый. Идея реструктуризации за весь этот период закономерно приобретала разные социально-исторические смыслы, целевые установки, надежды, удачи, сбои и, естественно, конструктивные прогнозы. Одни из этого рода прогнозов получили прогрессивную реализацию, другие пробуждали неадекватные формы, неординарные виды и типы начального и среднего профессионального образования. Одни сохраняли свой отечественный статус, как-то училища, а другие адаптировались к зарубежному опыту, открывая такие учебные заведения, как колледжи.

Советская эпоха была связана с присвоением выпускникам профтехучилищ обязательного квалификационного разряда. Эти молодые специалисты получали распределение по месту предстоящей профессиональной деятельности. Система рабочих мест в этом контексте регулировалась и была опережающим звеном производственной и кадровой политики.

Поиск в отечественной системе нового статуса регулируемой модели начального и среднего профессионального образования внес перемену и их ведомственной подчиненности. Вместо общегосударственного режима статусных ролей каждого из звеньев системы начального профессионального образования и подчиненности единому государственному органу управления появилась их фактическая отраслевая привязка и зависимость. В условиях перехода  рыночной стихии появились коммерческие типы учебных заведений интересующего нас типа и профиля.

Ясно, что без единого ГОС по всем образовательным показателям нельзя выстраивать строго контролируемую систему подготовки востребованных кадров  рабочих, техников, механиков и т.д. для всех типов и видов материального, сервисного и духовного производства. Стала по-новому актуальной идея реструктуризации системы подведомственных Рособразованию учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Одним из базовых критериев продуктивности этого рода реструктуризации становится преодоление и недопущение разного рода образовательных трудностей.

Систематизация трудностей. Под трудностями следует понимать те препятствия объективного и субъективного порядка, которые мешают  выполнению тех или иных образовательных процедур, заданий, функций. Как правило, они бывают объективного и субъективного порядка. Наш замысел реструктуризации начального и среднего профессионального образования так или иначе наталкивается на такого рода трудности. Если быть более доступным в их понимании, то следует разделить их на три категории: личностные, социальные и профессиональные. Личностные трудности зависят от характера, позиции, жизненного выбора учащихся; социальные – от опыта общения, контактов с согруппниками или же с сотрудниками, а то и с независимыми людьми; профессиональные – от реальной, потенциальной или прогнозной прописки в условиях трудовой деятельности. Вот почему следует различать трудности ситуативные, провокационные, внутриведомственные, индивидуальные, групповые, коллективные, да и социальностратные. Именно такое обобщенное понимание трудностей рассматриваемого типа позволяет разделить их на ряд видов. Это

- неадекватное воспроизведение функционально-ролевых особенностей базовой профессии и версий адаптации к ней;

- недостаточность знаний, умений, навыков, связанных с отдельными учебными предметами, межпредметного типа, неготовность к включению в интеграцию отношения к ним;

- слабая стимуляция со стороны всех категорий педагогических кадров в

 вопросах интереса учащихся и студентов к новым для них знаниям, к проявлению в учебной деятельности творческой инициативы;

- недостаточная личностная ориентированность в оперативности педагогических технологий и их врастании в круг профессиональных интересов, действий, творческих замыслов;

- ослабленная социокультурная ориентация и неготовность к ее адаптации в вопросах профессиональной деятельности, что выражается в слабом стиле творческих ассоциаций, в проявлении здорового эстетического вкуса и профессиональной культуры;

- недостаточная культура межличностного и группового общения в различного рода деловых ситуациях учебного, производственного плана;

- неадекватная оснащенность рабочих мест как в профтехучилище, лицее, колледже, техникуме, так и на базовом предприятии современными техническими средствами, инструментами;

- недозревшее проявление чувства гражданственности, государственного и личного патриотизма, совестливости.

Все названные виды трудностей, как это очевидно, в большей или меньшей степени влияют на возможности как начального, так и среднего профессионального образования, на их реструктуризацию в непрерывно обновляющейся социально-производственной среде. Их можно и нужно снимать, преодолевать с учетом разных производственно-образовательных обстоятельств. Но главное – их необходимо и возможно упреждать.

Снятие и упреждение трудностей. На первое место в логике реструктуризации системы довузовского профессионального образования следует вывести фактор упреждения трудностей разного рода. Назовем некоторые из них, связанные с множеством ситуаций ожидания и продолжительностью включения в систему новых для нашей личностно-социально-профессиональной среды ценностей. Они таковы.

1. Установление и разъяснение реального, потенциального статуса отечественного производства, его перспективы для работников всех уровней. Особое место здесь следует отвести рабочим профессиям, органично связанным с научно-техническим прогрессом. Именно рабочие профессии приобретают в этом контексте приоритетный смысл. И уж на их возможностях, подготовке, заявках предполагается рост всей полипрофессиональной фактуры – техников, инженеров, управленцев. Не инженер должен занимать рабочие места, а рабочий должен иметь все возможности роста до ранга инженера.

2. Выявление и реализация нового типа, стиля, новых идей коррекции ГОС. Здесь следует внести решительные изменения в разъяснение доступных возможностей профессиональной подготовки в учебных заведениях СПО и НПО. И идентифицировать эти идеи с судьбами реально обучающихся студентов. На данном уровне должен быть раскрыт приоритетный деловой смысл. Наряду с такой установкой следует включить в ГОС новые возможности углубленного мотивационного приобщения к идеям и ценностям общепрофессиональной, общеобразовательной подготовки. Более того, чрезвычайно важным фактором объективно-субъективного включения обучающихся следует признать и принять интеграцию всех типов и видов учебных предметов по целям, содержанию, вероятностным педагогическим технологиям. И, наконец, в качестве особо значимого прогнозного критерия упреждения трудностей реструктуризации заявленного типа можно и следует считать включение в стиль общения доверие учащихся и студентов преподавателям, с одной стороны, и, другой стороны, принятие преподавателями в качестве своей базовой среды все категории учащейся молодежи. Взаимное доверие и есть тот Критерий, который на основе корректируемых ГОС способен помочь преодолеть разного рода трудности личностно-социально-профессионального порядка и вести их упреждение.

3. Особого рода ценность актуализации всей концептуальной версии нового типа реструктуризации системы довузовского профессионального образования является реальный стиль здорового трудоустройства  воспитанников. Заказ на реальных работников, запрос на их качественный уровень ныне востребован как никогда прежде. И именно в этом контексте чрезвычайно важен доступный банк информационных данных по запросу на рабочие места в регионе, субрегионе, в целом в Российской Федерации. И в эту информационную среду должны быть включены все учащиеся и студенты, их родители, преподаватели всех учебных предметов, руководители учебных заведений. Здесь-то и заложена прогностическая фактура решительного обновления всей кадровой политики в системе профессионального образования.

4. Особая ценность и значимость – за новым характером подготовки педагогических кадров. Это относится и к предметникам на базе педагогических вузов, и к выпускникам технических вузов, ориентируемых на работу по своим профессиям в учебных заведениях СПО и НПО. Здесь-то и заложен давно ожидаемый потенциал нового стиля профессионального образования и кадрового обновления всего корпуса учебных заведений этого типа.

5. В качестве решительного фактора влияния на эффективность реструктуризации системы НПО и СПО и на упреждение разного рода трудностей следует назвать все реальные и нереальные виды общественного мнения. Это решительный провокатор в выборе объектов духовного влияния, что особо сказывается на сознании, подсознании и самосознании учащейся молодежи. Именно в этом разряде следует закладывать ту оздоравливающую энергетику доверительности, ценностного переживания молодых людей, ожидания и социально-психологической подготовки к включению во взаимоуважительный стиль общения производителей и потребителей здоровой публичной информации. В этом ключе и пульсирует педагогическая стратегия, тактика, здоровая эмпатийная аура решительного изменения характера как довузовского профессионального образования, так и органичной включенности в новый стиль как оздоровления смысла этого образовательного потенциала, так и решительной помощи отечественной образовательной, а также государственной научно-технической политики во всем множестве ее проявлений.

Трудности – это отнюдь не окончательный деятельностный феномен. Они есть, они несомненно будут. Но их может и не быть, если будут найдены, адаптированы и реализованы упреждающие средства, действия. Такие возможности у нас есть и они заложены в новую концептуальную модель реструктуризации профессионального образования.