ИННОВАЦИИ НА ПЛЕНЭРЕ

 

Первова Е.А.,

преподаватель живописи,

Кунгурский государственный

художественно-промышленный колледж,

 

Сегодня, когда идет модернизация системы СПО, большое внимание уделяется качеству образования, развитию личности студента, его творческих способностей. В связи с этим, в нашем колледже преподаватели встали на путь активного поиска новых подходов в обучении будущего специалиста – художника (дизайнера, мастера декоративно-прикладного искусства). Пленэрная практика является основной частью профессиональной подготовки, поэтому, учитывая этот факт, нам бы хотелось рассказать о новых подходах в этой деятельности.

Чаще всего, большая часть первокурсников на пленэре никогда не работала, и поэтому сразу возникали проблемы, связанные с особенностями пленэрных работ. Что с собой взять? Как одеться? На чем рисовать? Что рисовать? И, даже когда была  упакована сумка, сложена бумага в папку, вопросы оставались: «Как рисовать дерево? Почему не получается рисунок козы? Почему так старался писать пейзаж, а получилась детская картинка с синим небом и зеленой травкой?»

В процессе работы на пленэре создается команда творческих людей, с которыми общаешься 15 дней подряд с утра до вечера. У этой команды свои законы, свой уважительный стиль общения и большое желание рисовать, писать, работать.

Мы вместе делали рисунки, сравнивали их, писали этюды. Если у кого-то появлялось что-то красивое, обязательно смотрели все и восхищались: «Ну, ты даешь! Прямо, как у художников: Левитана И.И., Саврасова А.К., Шишкина И.Н., Ван Гога, Поль Сезанн.

Иногда ничего не получалось, и некоторые опускали руки. Тогда надо было проанализировать работу, указать на ошибки и способы их устранения. (Если не хотелось слушать преподавателя, можно было предложить советы друзей, они могли оказаться еще критичнее).

В процессе письма длительного пейзажа или выполнения  зарисовки, вдруг (казалось ниоткуда) появлялись коза,  петух или утка…

                                         

 

Оставляли на время длительную работу и делали наброски. (Причем, кто не хотел импровизировать, мог продолжать этюд). Это способствовало и выполнению программы, и формированию навыков быстрого переключения с одного объекта на другой, изменению техники работы, улавливанию движения животного, его пропорций, передаче характера. (Порой, когда специально работаешь с изображением животных, такого рисунка не сделаешь).

Или, закончив работу, собравшись домой, вдруг замечали, что уж очень красивое облако плывет по небу. Тогда  можно и его написать. На это уйдет всего 5-10 минут! Таким образом, методы импровизации становились актуальными на пленэре.

Ежедневно по утрам проводили просмотр домашнего задания. (Обычно они являлись закреплением пройденной темы). И, если в урочное время успевали заметить ошибки и указать на них студенту, то домашняя работа выполнялась качественно. Видно было, как автор понял конструкцию животного, законы перспективы или живописи. И, если он допускал  ошибки, приходилось работать с ним индивидуально. А в дальнейшем обязательно проверялись последующие работы с целью выявления в них похожих ошибок. Конечно, лучше предотвратить их заранее. Например, заострить внимание на особенностях перспективного построения, акварельной техники и т.д.

 В домашних заданиях элементы импровизации продолжались: например, при написании пейзажей на состояние.

 

 

Студент мог выполнить вечерний  закат, сумерки илирассвет, передать ветер или совершенное спокойствие.

Рисуя дерево, можно было попробовать показать настроение, характер…

 

Таким образом, осуществляя новые подходы к пленэру, мы развивали у студентов творческие способности, потенциальные возможности, необходимые для художника.

Натурные зарисовки служили основой будущих композиций: цветущая яблонька становилась основой композиции броши, а птица – декоративного ювелирного панно.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедряя элементы импровизации в обучении студентов в комплексе с классическими методами на пленэре, мы увидели, что это способствовало четкому соблюдению этапов ведения рисунков и живописных этюдов. Наблюдение за практической деятельностью студентов позволило выявить некоторые трудности в их работе. Установлено, что - Первые работы получались с ошибками. - Когда преподаватель сам работал (писал, рисовал), а не только ходил и исправлял ошибки учеников, студенты серьезнее начинали относиться к выполнению заданий (во-первых никто не стоял над душой, во-вторых, надеяться было не на кого, в-третьих (самое главное), просто было интересно самому).

Затем, настроив команду на работу, можно было уже не беспокоиться, что кто-то будет «загорать» или куда-то уйдет. Отпадала миссия контролера: уточнять, все ли на уроке, все ли рисуют. А рисовали все, потому что было интересно, потому что получалось, потому что могли!!!