ОЛИМПИАДЫ И НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ КАК ОРИЕНТИРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ РЕШАТЬ ПРИКЛАДНЫЕ ЗАДАЧИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Попов В.П., Соколова Н.Ф.
За последние двадцать лет существенно изменились роль и место информационных технологий в жизни общества в целом и в образовательной среде в частности: из предмета профессиональной деятельности узкого круга специалистов в области точных наук компьютер превратился в инструмент, используемый работниками всех отраслей народного хозяйства для решения прикладных задач. Умение владеть информационными технологиями стало в один ряд с такими умениями как умения писать и читать. Выявлением требований к уровню подготовки в области информационных технологий занимаются ученые, исследующие тенденции развития современного производства и разрабатывающие педагогические системы подготовки специалистов; социальные партнеры профессиональных образовательных учреждений, составляющие штатное расписание и должностные инструкции работников различных сфер производства, а также сотрудники министерства образования, формулирующие базовые характеристики выпускников профессиональных образовательных учреждений. В условиях быстрого обновления технических средств и интенсивного внедрения достижений высоких технологий в производство и сферу обслуживания населения прогнозируется дальнейшее повышение требований к уровню подготовки студентов средних специальных учебных заведений в области информационных технологий. Одним из показателей сформированности умений решать прикладные задачи с использованием персонального компьютера могут являться олимпиады и конкурсы по информационным технологиям. На протяжении семнадцати лет студенты нашего колледжа соревнуются со студентами других образовательных учреждений в знаниях по информационным технологиям и умениях управлять персональным компьютером. Анализируя опыт проведения олимпиад по информационным технологиям и оценивая сложность конкурсных задач, можно с уверенностью сказать, что эти состязания отражают процессы массовой образовательной практики в сфере обучения информационным технологиям. Еще каких-то десять лет назад бесспорным казался лозунг «Программирование –вторая грамотность». На изучение алгоритмов и операторов языков высокого уровня были ориентированы методики обучения владению компьютерными пакетами программ, учебные пособия. Студенты, независимо от профиля подготовки, в одинаковом объеме изучали архитектуру компьютера и языки программирования. Отражая этот процесс, первые олимпиады включали исключительно задачи по программированию. Не прошло и пяти лет, лавина современных программных продуктов изменила ситуацию: «кустарное программирование» стало ненужным и невозможным. Актуальным для большинства студентов стали не умения программировать, а способность применять программные средства для решения прикладных задач. В 90-х годах прошлого столетия в учебных планах всех специальностей средних профессиональных учебных заведений появилась дисциплина «Информационные технологии в производственной деятельности». Она явилась логическим продолжением дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники». Всеобщее программирование было заменено обзорным знакомством с языком Basic или Pascal. Появление операционной системы Windows и пакета Microsoft Office привели к дальнейшей смене приоритетов. Соответственно были внесены коррективы в условия проведения олимпиад по информационным технологиям. Наряду с конкурсом на лучшего программиста стали проводить конкурс «Оператор ЭВМ». В настоящее время это один из самых популярных конкурсов. Считаем, что взаимное влияние олимпиад и массовой образовательной практики проявляется в том, что число студентов, владеющих текстовыми и табличными процессорами, продолжает увеличиваться. В 2004/05 уч. году выпускники практически всех специальностей Волгоградского технологического колледжа получили рабочую специальность «Оператор ЭВМ». Жизнь не стоит на месте. Одна из главных задач дисциплин «Основы информатики и вычислительной техники» и «Информационные технологии в производственной деятельности» стала заключаться в обучении владению информационными технологиями как инструментарием и в формировании у студентов умений решать профессиональные задачи с применением специальных пакетов программ. Методическое объединение преподавателей информатики Волгоградского региона уже несколько лет подряд проводит конкурсы, которые выявляют студентов, профессионально владеющих графическими пакетами программ, умеющих решать экономические прикладные задачи с помощью пакета Microsoft Excel или автоматизированной системы 1СБухгалтерия. Более того, поскольку все большую популярность приобретают пакеты двухмерной анимации и трехмерного моделирования, сайтостроение, думаем, целесообразно проводить состязания студентов в умениях решать прикладные задачи этой направленности. О конкурсах компьютерной графики хотелось бы сказать отдельно. Несколько лет назад во время олимпиад по информационным технологиям графические задачи составляли лишь небольшую часть от общего задания. Первая олимпиада по компьютерной графике в Волгоградском регионе прошла пять лет назад на базе нашего колледжа. В то время оценивалась творческая работа студентов лишь в номинации «Двухмерная статичная графика». Конкурс 2006 года по компьютерной графике впервые включает номинацию «Flash-технология», а также трехмерную статичную графику, двухмерную и трехмерную анимацию. Нужно отметить, что в образовательных программах средних специальных учебных заведений изучению этих пакетов отводится небольшое количество часов. Как правило, студенты демонстрируют достижения своей самостоятельной работы. Наблюдается общая тенденция в проведении конкурсов по информационным технологиям. Организаторы международных молодежных дельфийских игр или конкурса «Цифровой ветер» для детей и юношества ориентируются не на минимальные требования образовательных стандартов, а на достижения современной науки, потребность производства и интересы молодежи. Они привлекают все больше студентов к самостоятельному изучению новейших систем, направляют это движение. Мы на личном опыте убедились в справедливости такой позиции. Два предыдущих года студенты нашего колледжа принимали участие в дельфийских играх. Княгницкий Дима и Калабуха Петр стали дипломантами этих игр в 2004 и 2005 годах соответственно. В 2003/2004 уч. году десять работ студентов нашего колледжа приняли участие в конкурсе «Цифровой ветер». В номинации «Двухмерная анимация» Петрова М., студентка, обучающаяся по специальности «Компьютерный дизайн», стала победителем этого международного конкурса. В 2006 году шестнадцать работ студентов колледжа принимают участие в международном конкурсе «Цифровой ветер». Наиболее интересной работой является анимационный ролик «Ветеранам посвящаем…». Работа выполнена Лаук Дмитрием в пакете 3D STUDIO МAX. Стремление участвовать в конкурсах, требования которых выходят за рамки государственного образовательного стандарта, привело нас к созданию студенческого научно-технического общества (НТО). НТО Волгоградского технологического колледжа существует всего один год. Оно позволило объединить студентов по интересам, предоставило им возможность общения. Силами студентов НТО под руководством преподавателей Хохи Е. А. и Кузнецовой М. А. в марте этого года проведен городской фестиваль «Субъектив». В рамках фестиваля состоялся мастер-класс профессионального фотографа, прошел конкурс фоторабот. Строгое жюри высоко оценило творческие «находки» студентов. Считаем, что хорошая организация самостоятельной работы студентов при подготовке к конкурсам и олимпиадам может определить всю профессиональную судьбу студентов. Например, конкурсные работы Канунниковой И., Крапивиной К., Куликовой Н., Лаук Д., Петровой М., Силантьевой И., и др. явились основным материалом в их портфолио, участие в олимпиадах стало главным фактором профессионального самоопределения студентов. Не случайно говорят, что в здоровой конкуренции проигравших нет. Считаем, увеличение числа номинаций региональных конкурсов, усложнение задач, все большее вовлечение студентов в эту интеллектуальную борьбу позволяют поднимать планку подготовки в области информационных технологий всех студентов. Становится негласным правилом для образовательных учреждений Волгограда и Волгоградской области применять задачи прошедших олимпиад в массовой практике. Это еще раз подтверждает тот факт, что олимпиады по информационным технологиям выступают ориентирами и показателями сформированности умений решать прикладные задачи на основе информационных технологий. Оценивая итоги и определяя перспективы олимпийского движения по информационным технологиям, можно отметить, что ¾ расширяется количество номинаций олимпиад по информационным технологиям, ¾ уходят в прошлое олимпиады по программированию для студентов средних специальных учебных заведений всех специальностей, за исключением группы 22; ¾ становится более массовым конкурс «Оператор ЭВМ», усложняются и становятся все более разнообразными задания, ¾ увеличивается число научно-практических конференций и семинаров по информационным технологиям для преподавателей вычислительной техники. Считаем, было бы интересно регулярно проводить региональные и российские студенческие научно-практические конференции по информационным технологиям. Думаем, они смогли бы стать не менее ценным ориентиром и показателем профессиональной подготовки студентов средних специальных учебных заведений.
|