СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Полякова С.Н., зам. директора по УПР Калужский государственный машиностроительный колледж
Социальное партнерство в профессиональном образовании – это система договорных отношений организационного, педагогического и экономического взаимоотношения учреждений профессионального образования с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями, позволяющая включить их в рыночные отношения и ориентированная на подготовку конкурентоспособного и мобильного специалиста. Социальные партнеры: работодатели; служба занятости; объединения трудящихся; профсоюзы; органы государственной власти; органы управления образованием; образовательные учреждения. В последние годы начали формироваться определенные формы участия работодателей в социальном партнерстве с профессиональным образованием. Работодатели все активнее участвуют в оценке качества выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. Представители предприятий входят в состав ГАК, осуществляющих итоговую аттестацию. Для системы профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования в условиях рыночной экономики. Только в тесном контакте с работодателями, возможно, эффективно реализовать основную функцию – обеспечение рынка труда необходимыми специалистами, востребованными сектором экономики. Для учебного заведения открываются дополнительные возможности: постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет уточнить структуру профессий и объем подготовки кадров; учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов путем совместной разработки учебных программ и планов; организация практики студентов на оборудовании, работающем в реальном секторе экономики; организация систематической стажировки преподавателей для ознакомления с новейшим оборудованием; оценка качества подготовки специалистов независимыми экспертами; целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия. В настоящее время социальное партнерство в системе профессионального образования должно быть направлено на реализацию требований, выдвигаемых работодателями и рынком труда к выпускникам. Особое значение имеют следующие требования: подготовка конкурентоспособного на рынке труда и профессионально мобильного специалиста, повышение уровня общей и профессиональной культуры специалиста; формирование сознательной мотивации к труду; выработка навыков предпринимательской и организаторской деятельности; обеспечение компьютерной грамотности. Для реализации этих требований социальное партнерство должно быть направлено на решение следующих проблем: обеспечение непрерывного, многоуровнего профессионального образования; развитие профессиональной компетенции педагогов; введение новых видов и технологий обучения, форм контроля и оценки качества подготовки специалистов. Социальное партнерство представляет собой сложную систему взаимосвязей между различными сторонами. В основе отношений партнерства образовательных учреждений с предприятиями должна лежать заинтересованность сторон. Общие принципы социального партнерства заключаются в следующем: заинтересованность всех взаимодействующих сторон в поиске оптимального пути развития кадрового потенциала предприятия, региона в целом; объединение усилий и возможностей каждой из сторон в преодолении возникающих препятствий; конструктивное сотрудничество между партнерами в разрешении спорных вопросов; принятие решений консенсусом; взаимосогласованный контроль и учет интересов всех социальных партнеров. Традиционные формы сотрудничества: организация производственного обучения и практики студентов; стажировка и повышение квалификации преподавателей; переподготовка и обучение работников предприятий; выполнение работ по договорам подряда. Новые темы сотрудничества: совместная коммерческая деятельность и реализация новых проектов; совместное участие в конкурсах, ярмарках, выставках; оказание маркетинговых услуг; совместное участие в международных проектах; проведение научно-исследовательских и технологических работ. Социальное партнерство в сфере профессионального образования представляет собой сложную систему взаимосвязей между различными сторонами, заинтересованными в его функциональности. Для успешного выполнения выше приведенных задач необходимо объединение усилий всех субъектов социального партнерства. Рассмотрим состав участников социального партнерства Калужского государственного машиностроительного колледжа и их основные функции.
Девиз социального партнерства колледжа «Работа в команде». Для подготовки конкурентоспособного специалиста востребованного на рынке труда были определены три основные задачи: создать в учебном заведении систему психолого-педагогического сопровождения студента на период обучения; создать систему методического сопровождения образовательных программ; создать техническое оснащение кабинетов и лабораторий новой техникой. Реализация поставленных задач невозможна без тесного сотрудничества с социальными партнерами, которые заинтересованы в высококвалифицированных специалистах. Основными социальными партнерами по совместной подготовке кадров для колледжа являются работодатели, в лице ведущих предприятий г. Калуги и Калужской области. Были определены критерии оценки деятельности предприятия и колледжа по совместной подготовке кадров. Критерии оценки деятельности предприятия по совместной подготовке кадров: 1.Наличие государственного предприятия, стабильно работающего и имеющего постоянный государственный заказ. 2.Наличие долгосрочного договора о совместной подготовке кадров. 3.Наличие оснащенного рабочего места, отсутствие простоев и отвлечений студентов от работы. 4.Наличие высококвалифицированного инженерно-технического и рабочего персонала. 5.Наличие программы выполнения работ для постоянного квалифицированного роста студента-практиканта. 6.Наличие квалификационных аттестационных комиссий. 7.Наличие системы и механизмов по закреплению подготовленного специалиста на данном предприятии. Критерии работодателя оценки деятельности колледжа по совместной подготовке кадров: 1.Наличие совместных программ и критериев объема знаний специалиста, утвержденных работодателем. 2.Наличие высококвалифицированного инженерно-педагогического коллектива. 3.Наличие учебно-производственных мастерских и высококвалифицированных мастеров производственного обучения. 4.Организация всех видов практик и их контроль со стороны колледжа. 5.Наличие механизма и технологий по закреплению совместно подготовленного специалиста на предприятии. 6.Пропоганда и агитация данного предприятия в колледже по необходимым специальностям. 7.Проведение совместных культурно-массовых мероприятий. 8.Совместная аттестация подготовленного специалиста. 9.Наличие совместных методических разработок по подготовке того или иного специалиста. 10.Обучение и переподготовка инженерно-педагогического состава колледжа на предприятии.
Для реализации концепции модернизации среднего специального образования ГОУ СПО «Калужский государственный машиностроительный колледж» развивает социальное партнерство с ведущими предприятиями г. Калуги. Нашими социальными партнерами являются государственные предприятия, стабильно работающие, развивающиеся и имеющие государственный заказ. С каждым из предприятий колледж имеет долгосрочные договора о совместной подготовке кадров и ежегодные договора на проведение всех видов практик. В этих договорах отражены основные пункты партнерства: 1.Совместная разработка учебных программ. 2.Прохождение всех видов практик. 3.Привлечение специалистов предприятия для проведения дипломного проектирования, по темам необходимым предприятиям. 4.Проведение лабораторных работ на новом оборудовании, проведение экскурсий на предприятиях. 5.Помощь в содержании и обслуживании оборудования учебно-производственных мастерских. 6.Стажировка преподавателей на производстве и повышение квалификации рабочих кадров предприятия. 7.Заключение индивидуальных договоров между студентами и предприятием. 8.Закрепление выпускников на предприятиях. ОАО «Калужский турбинный завод» 400 выпускников трудятся на предприятии. Студенты колледжа проходят на предприятии все виды практик. После прохождения практик администрация колледжа получает благодарственные письма за добросовестную работу студентов во время прохождения практики. Многие студенты остаются работать на предприятии на летний период. Студенты колледжа заключают индивидуальные договора с предприятием, по которым после окончания колледжа им предоставляется рабочее место на предприятии, во время учебы выплачивается стипендия. Выпускники имеют возможность, работая на предприятии, заочно обучаться в ВВУЗах. Ежегодно проводятся экскурсии и лабораторные работы на предприятии. Преподаватели колледжа проходят стажировку в цехах и отделах предприятия. Студенты дипломники выполняют дипломные проекты на темы актуальные для предприятия. Представители предприятия участвуют в работе аттестационных комиссий. Предприятие оказывает помощь колледжу в содержании и ремонте парка станков учебно-производственных мастерских колледжа. ОАО «Калужский двигатель 200 выпускников трудятся на данном предприятии. Студенты колледжа проходят на предприятии все виды практик. Студенты заключают индивидуальные договора с предприятием. Из студентов 4-го курса создана группа, которая параллельно с обучением в колледже проходят обучение непосредственно на рабочем месте. Они осваивают «Автоматизированную систему подготовки производства». На базе производственных мастерских изготавливаем детали для предприятия. Проводятся экскурсии и лабораторные работы на предприятии. Специалисты предприятия принимают участие в дипломном проектировании. Студенты-дипломники выполняют дипломные проекты на темы актуальные для предприятия. ОАО «Калужский двигатель» оказывает техническую помощь учебно - производственным мастерским и преподаватели колледжа проходят стажировку в отделах и цехах предприятия. ОАО «Калужский завод «Ремпутьмаш» 130 выпускников трудятся на этом предприятии. Студенты проходят все виды практик. Для этого предприятия на учебной базе колледжа производится подготовка специалистов рабочих профессий – токарь, фрезеровщик. Также преподаватели колледжа проводят теоретические занятия непосредственно на предприятии, в группах по повышению квалификации рабочей профессии. На предприятии преподаватели колледжа проходят повышение квалификации, знакомятся с новым оборудованием, проводят лабораторные работы на современных обрабатывающих центрах. Специалисты предприятия привлекаются для работы в квалификационных комиссиях, для проведения ежегодного конкурса «Лучший по профессии». Предприятие помогает в оборудовании лаборатории по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств», изготавливает стенды для лабораторных работ. На основании такого тесного социального партнерства генеральный директор Дубровин В.А. поощряет преподавателей колледжа. Они всегда получают поздравления в канун праздника «День учителя», а преподаватели, занявшие призовые места в конкурсах проводимых в колледже («Лучший преподаватель учебного года», «Лучший классный руководитель», «Лучшие методические разработки», «Лучшие открытые уроки», «Лучшие открытые мероприятия») поощряются денежными призами. ФГУП «Калужский завод телеграфного оборудования» Это предприятие является молодым социальным партнером колледжа. Здесь трудятся около 70 выпускников. На предприятии проходят все виды практик. Преподаватели колледжа проводят занятия на предприятии по повышению квалификации рабочих профессий. Студенты старших курсов трудятся в цехах предприятия во вторую смену, после основных занятий в колледже. Ежегодно после прохождения практик, администрация колледжа получает благодарственные письма и отзывы о работе студентов на практике. Сами студенты поощряются предприятием денежными премиями. В последние годы ежегодно по 5-7 выпускников колледжа приходят работать на предприятие, на рабочие специальности, на должности технологов, для работы на новом современном оборудовании. Предприятие помогает колледжу в оборудовании учебно-производственных мастерских, оказывает финансовую помощь в организации учебного процесса и для участия во Всероссийских конкурсах и выставках. Хочется отметить нескольких некоторых выпускников работающих на предприятиях. Крысанов Вячеслав выпускник 2003 года, токарь инструментального цеха ФГУП «КЗТА», продолжает образование в Московском государственном институте стали и сплавов, обучение оплачивает предприятие. Шабанова Галина выпускница 2001 года инженер технолог цеха 7 ОАО «КТЗ» Шаровов Иван выпускник 2004 года, работает оператором обрабатывающего фрезерного центра в инструментальном цехе ФГУП «КЗТА». Никишкин Максим, Бойко Виктор, Ермаков Максим выпускники 2005 года., осваивают новую технику и профессию оператора лазерных установок (установка лазерной резки металла Японской фирмы «MaZaK» ОАО «Калужский турбинный завод». Шанауров Борис и Макеев Сергей выпускники 2005 года, работают в отделе новой техники на ОАО «Калужский двигатель. Ежегодно в мае месяце в колледже проходят встречи студентов 1 и 2 курсов с представителями предприятий г. Калуги. На этих встречах заводчане рассказывают о своем предприятии, о традициях, о выпускниках колледжа, о современном оборудовании. Также представители заводов отмечают студентов 2 –го курса за добросовестное прохождение практики, вручают им премии и благодарственные письма. На торжественную линейку посвященную «Дню знаний» ежегодно приглашаются наши социальные партнеры. На линейку приходят генеральные директора предприятий, начальники отделов кадров, начальники цехов. Обычно социальные партнеры приходят с подарками. Вручают студентам старших курсов за хорошую работу на предприятии благодарственные письма, газеты со статьями о студентах, премии. ПЛАН 2004-2007 г. г. Социальное партнерство Задачи: 1.Развитие системы социального партнерства. 2.Совершенствование и углубление взаимовыгодного сотрудничества с социальными партнерами. Основные направления: 1.Определение необходимого объема работ по изучению рынка труда и образовательных услуг. 2.Налаживание более тесной и эффективной связи с работодателями. 3.Использование опыта выпускников колледжа и привлечение их к сотрудничеству с колледжем. 4.Изучение передового опыта в сфере социального партнерства. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
|