Назначение метода «портфолио» в личностно-ориентированной педагогической системе

 

Рислинг Э.П.,

преподаватель ГОУ СПО ВТЭМ

 

Серьезные изменения, происходящие в стране, затронули все сферы жизни общества, и не в последнюю очередь – систему образования. В обществе происходит переосмысление самой сущности образования, вырабатывается новый взгляд на его цели и задачи, изменяются приоритеты в обучении и в воспитании.

Одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является переориентация на подготовку человека самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения.

Исходя из этого, современное образование должно быть нацелено на формирование разносторонней, нравственной, активной творческой личности; обучение должно быть развивающим, многопрофильным, в полной мере учитывающим индивидуальные особенности учащихся, предоставляющим возможность выбора учащимся направления своего развития и совершенствования. Все эти требования сводятся  к  личностно-ориентированному подходу в образовании.

Одной из технологий, реализующих эти подходы, является технология  портфолио, которая, на наш взгляд, позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход в обучении. Он предполагает замену пассивного типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором студент является творцом своих знаний, решений, информации и т.п. Роль педагога заключается в создании условий, определяющих мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность студентов, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения. Кроме того, портфолио позволяет объединить обучение, учение и воспитание в одно целое.

Портфолио – это коллекция работ и образовательных результатов учащегося, его взаимодействие на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими. Это демонстрация усилий учащихся, прогресс и достижения в различных областях.

Основной смысл папки – накопителя – «показать все, на что ты способен».

 Подготовка портфолио отнимает много времени, поэтому очень важно грамотно организовать запуск портфолио, чтобы студенты были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с преподавателем по разработке структуры портфолио (определение количества разделов, необходимых материалов, комментариев). Это позволяет организовать сотрудничество и проектировать обратную связь преподавателя со студентами, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

Наша папка-накопитель – это классический портфолио, который состоит  из следующих разделов:

- портрет;

- рабочие материалы;

- достижения.

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации о студенте – авторе портфолио. Он отображает особенности личности автора портфолио,  включает записи о нем других людей, характеристики. И именно здесь пригодятся результаты диагностики, проводимой психологом техникума. В этот раздел обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформулирована цель создания данного  портфеля, жизненные планы, а также аргументируется: почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.

Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы студентом: будь то доклады, курсовые проекты, рефераты, модели, лабораторные работы и т.д.

 Раздел «Достижения» составляют сами студенты, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими-либо документами или иным способом за  годы обучения. Этот раздел включает в себя:

- документы об образовании, свидетельства об окончании различных курсов;

- характеристики, данные преподавателями;

- рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы;

- перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);

- личные замечания и др. оценки;

- спортивные свидетельства.

Для систематизации материла в данном разделе студенты могут воспользоваться следующими таблицами, отражающими их личностный рост, который должен идти по нарастающей:

Учебные достижения

№ п/п

Название

Область знаний

Уровень

Результат

Дата

Оценка в баллах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олимпиады, конкурсы

№ п/п

Название

Область знаний

Уровень

Результат

Дата

Оценка в баллах

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектные и творческие работы

№ п/п

Название

Содержание

деятельности

Результат

Дата

Оценка в

баллах

 

 

 

 

 

 

 

Мои жизненные планы

Время

Содержание

Что я собираюсь для этого сделать

 

 

 

 

Спортивные достижения

№ п/п

Мероприятия

Уровень

Результат

Дата

Оценка

в баллах

 

 

 

 

 

 

 

Техническое творчество

№ п/п

Название

Содержание

деятельности

Результат

Дата

Оценка

в баллах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список открыт, и каждый может его дополнить по своему усмотрению. Каждый материал, помещенный в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием студента (что у него получилось, какие выводы можно сделать и на основании чего).

Элементы портфолио, как правило, следует датировать, чтобы можно было отследить динамику работы учащихся. Портфолио позволяет отследить индивидуальную траекторию развития каждого студента, как-либо проявившего себя.

Задачи классного руководителя в организации создания студенческого портфолио заключаются в следующем:

·         в проведении консультаций при формировании индивидуальных образовательных планов;

·         в проведении консультаций при формировании портфолио;

·         в поддержке студентов, принимающих участие в различных проектных исследовательских работах, олимпиадах, конкурсах;

·         в формировании у учащихся умения оценивать свою деятельность;

·         в развитии навыков самоконтроля;

·         в информировании родителей о достижениях их детей.

Перед учащимся и классным руководителем встает вопрос: что необходимо включить в портфолио, как эти материалы выгодно представить, что сделать чтобы достоверность представленных материалов не вызывала сомнений?

 Портфолио включает следующие обязательные элементы:

1)  сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа;

2)  содержание с перечислением основных его документов;

3) самоанализ и взгляд в будущее: план действий после окончания

техникума. Учащиеся проводят рефлексию, определяя краткосрочные и долгосрочные цели карьеры и жизни.

4) мотивационные письма – обращения к потенциальному работодателю, составленные учащимися, в которых содержится самостоятельно разработанное резюме;

5) фактические документы, которые могут быть представлены:

-результатами экзаменов;

-рекомендательными письмами  и др. индикаторы достижений учащихся.

Одной из задач  метода портфолио является обучение студентов саморазвитию, самоанализу. Для реализации этих задач  студентам были предложены следующие вопросы:

 - что может дать тебе портфолио? (более точно оценить свои успехи, более четко спланировать дальнейшее обучение, более грамотно показать свои достижения).

- когда я смогу использовать портфолио? (при устройстве на работу как свидетельство практического опыта, представить себя новым людям и помочь им быстрее понять тебя с помощью материалов, собранных в портфолио, структурировать свое выступление, правильно изложить свои мысли, подтвердить сказанное примерами из представленных материалов).

Далее каждый студент группы получил рекомендации к формированию

своего портфеля, которые включают примерный перечень «вкладышей», технологию работы с этими документами.

Рекомендации:

«Что можно включить в свой Портфель личных достижений?»

Вот некоторые примеры того, что ты можешь вложить в свой портфель:

·                        участие в исследовательской проектной работе, фотографии, видеозапись твоего выступления во время ее защиты;

·                        резюме;

·                        результаты тестов и экзаменов, заверенные преподавателем;

·                        список своих достижений возможно с фотографиями;

·                        сертификаты, премии, дипломы и др. документы, подтверждаю­щие твои успехи в той или иной сфере деятельности (или их копии);

·                        копии презентаций, исследований, отчетов;

·                        рекомендации различных специалистов, педагогов;

·                        характеристики, написанные для тебя преподавателями;

·                        перечень изучаемых тобой дисциплин;

·                        описание твоих учебных целей и интересов;

·                        планы и небольшое пояснение к ним и т.д.

Время от времени, пересматривая свой портфолио, спрашивай себя:

Эта информация еще актуальна?

Если твой ответ "нет" - вынимай такой листок из своей папки!

Хранить или не хранить материалы и документы?

 Не выбрасывай сразу то, что тебя сегодня кажется не нужным. Этот материал может тебе еще пригодиться через год, или через ме­сяц. Создай свой архив материалов и документов.

 Посмотри список возможных "вкладышей" в свою папку. Выбери те из них, которые ты сочтешь важными, а ненужные - убери в архив.

Коллекция документов

Вложить в

портфолио

сейчас

Сохранить, но в папке, которая прилагается к основному портфолио

Изъять в архив

Результаты тестов

 

 

 

Моя лучшая письменная работа, которой я очень горжусь

 

 

 

Модели, чертежи, подготовленные для участия в конкурсе технического творчества

 

 

 

Список достижений в общественной деятельности

 

 

 

Фотографии, сделанные

во время занятий, выступлений, соревнований

 

 

 

Диплом о получении дополнительного образования

 

 

 

Грамоты, благодарственные письма, дипломы

 

 

 

Сертификат, полученный на курсах английского языка

 

 

 

Описание целей, поставленных на следующий год

 

 

 

Оценки за последний семестр

 

 

 

Заявленная тема исследовательского проекта с кратким описанием содержания

 

 

 

Продолжи список самостоятельно (можешь взять для этого отдельный лист)

 

 

 

 

Принципиальное отличие «портфолио» в том, что он позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – являясь важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Этот метод помогает решить важные педагогические задачи:

-         постоянную поддержку высокой учебной мотивации;

-         поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;

-         формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Портфолио – это не только способ реальной оценки способностей, он свидетельствует и об умении реализовывать эти способности, о самоорганизации и коммуникационных навыках; он работает на будущее.

Совершенно очевидно, что портфолио обладает большими возможностями в  плане стимулирования самопознания студентов, выдвижения целей и достижений результатов в образовании, а также подготовки студентов к презентации своих достижений.