Назначение метода «портфолио» в личностно-ориентированной педагогической системе
Рислинг Э.П., преподаватель ГОУ СПО ВТЭМ
Серьезные изменения, происходящие в стране, затронули все сферы жизни общества, и не в последнюю очередь – систему образования. В обществе происходит переосмысление самой сущности образования, вырабатывается новый взгляд на его цели и задачи, изменяются приоритеты в обучении и в воспитании. Одной из основных задач, стоящих перед системой образования, является переориентация на подготовку человека самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения. Исходя из этого, современное образование должно быть нацелено на формирование разносторонней, нравственной, активной творческой личности; обучение должно быть развивающим, многопрофильным, в полной мере учитывающим индивидуальные особенности учащихся, предоставляющим возможность выбора учащимся направления своего развития и совершенствования. Все эти требования сводятся к личностно-ориентированному подходу в образовании. Одной из технологий, реализующих эти подходы, является технология портфолио, которая, на наш взгляд, позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход в обучении. Он предполагает замену пассивного типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором студент является творцом своих знаний, решений, информации и т.п. Роль педагога заключается в создании условий, определяющих мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность студентов, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения. Кроме того, портфолио позволяет объединить обучение, учение и воспитание в одно целое. Портфолио – это коллекция работ и образовательных результатов учащегося, его взаимодействие на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими. Это демонстрация усилий учащихся, прогресс и достижения в различных областях. Основной смысл папки – накопителя – «показать все, на что ты способен». Подготовка портфолио отнимает много времени, поэтому очень важно грамотно организовать запуск портфолио, чтобы студенты были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с преподавателем по разработке структуры портфолио (определение количества разделов, необходимых материалов, комментариев). Это позволяет организовать сотрудничество и проектировать обратную связь преподавателя со студентами, у которых появляется чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения. Наша папка-накопитель – это классический портфолио, который состоит из следующих разделов: - портрет; - рабочие материалы; - достижения. Раздел «Портрет» предназначен для представления информации о студенте – авторе портфолио. Он отображает особенности личности автора портфолио, включает записи о нем других людей, характеристики. И именно здесь пригодятся результаты диагностики, проводимой психологом техникума. В этот раздел обязательно помещается вступительная статья – обоснование, в которой сформулирована цель создания данного портфеля, жизненные планы, а также аргументируется: почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают. Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы студентом: будь то доклады, курсовые проекты, рефераты, модели, лабораторные работы и т.д. Раздел «Достижения» составляют сами студенты, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими-либо документами или иным способом за годы обучения. Этот раздел включает в себя: - документы об образовании, свидетельства об окончании различных курсов; - характеристики, данные преподавателями; - рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы; - перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости); - личные замечания и др. оценки; - спортивные свидетельства. Для систематизации материла в данном разделе студенты могут воспользоваться следующими таблицами, отражающими их личностный рост, который должен идти по нарастающей: Учебные достижения
Олимпиады, конкурсы
Проектные и творческие работы
Мои жизненные планы
Спортивные достижения
Техническое творчество
Список открыт, и каждый может его дополнить по своему усмотрению. Каждый материал, помещенный в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием студента (что у него получилось, какие выводы можно сделать и на основании чего). Элементы портфолио, как правило, следует датировать, чтобы можно было отследить динамику работы учащихся. Портфолио позволяет отследить индивидуальную траекторию развития каждого студента, как-либо проявившего себя. Задачи классного руководителя в организации создания студенческого портфолио заключаются в следующем: · в проведении консультаций при формировании индивидуальных образовательных планов; · в проведении консультаций при формировании портфолио; · в поддержке студентов, принимающих участие в различных проектных исследовательских работах, олимпиадах, конкурсах; · в формировании у учащихся умения оценивать свою деятельность; · в развитии навыков самоконтроля; · в информировании родителей о достижениях их детей. Перед учащимся и классным руководителем встает вопрос: что необходимо включить в портфолио, как эти материалы выгодно представить, что сделать чтобы достоверность представленных материалов не вызывала сомнений? Портфолио включает следующие обязательные элементы: 1) сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели, предназначения и краткого описания данного документа; 2) содержание с перечислением основных его документов; 3) самоанализ и взгляд в будущее: план действий после окончания техникума. Учащиеся проводят рефлексию, определяя краткосрочные и долгосрочные цели карьеры и жизни. 4) мотивационные письма – обращения к потенциальному работодателю, составленные учащимися, в которых содержится самостоятельно разработанное резюме; 5) фактические документы, которые могут быть представлены: -результатами экзаменов; -рекомендательными письмами и др. индикаторы достижений учащихся. Одной из задач метода портфолио является обучение студентов саморазвитию, самоанализу. Для реализации этих задач студентам были предложены следующие вопросы: - что может дать тебе портфолио? (более точно оценить свои успехи, более четко спланировать дальнейшее обучение, более грамотно показать свои достижения). - когда я смогу использовать портфолио? (при устройстве на работу как свидетельство практического опыта, представить себя новым людям и помочь им быстрее понять тебя с помощью материалов, собранных в портфолио, структурировать свое выступление, правильно изложить свои мысли, подтвердить сказанное примерами из представленных материалов). Далее каждый студент группы получил рекомендации к формированию своего портфеля, которые включают примерный перечень «вкладышей», технологию работы с этими документами. Рекомендации: «Что можно включить в свой Портфель личных достижений?» Вот некоторые примеры того, что ты можешь вложить в свой портфель: · участие в исследовательской проектной работе, фотографии, видеозапись твоего выступления во время ее защиты; · резюме; · результаты тестов и экзаменов, заверенные преподавателем; · список своих достижений возможно с фотографиями; · сертификаты, премии, дипломы и др. документы, подтверждающие твои успехи в той или иной сфере деятельности (или их копии); · копии презентаций, исследований, отчетов; · рекомендации различных специалистов, педагогов; · характеристики, написанные для тебя преподавателями; · перечень изучаемых тобой дисциплин; · описание твоих учебных целей и интересов; · планы и небольшое пояснение к ним и т.д. Время от времени, пересматривая свой портфолио, спрашивай себя: Эта информация еще актуальна? Если твой ответ "нет" - вынимай такой листок из своей папки! Хранить или не хранить материалы и документы? Не выбрасывай сразу то, что тебя сегодня кажется не нужным. Этот материал может тебе еще пригодиться через год, или через месяц. Создай свой архив материалов и документов. Посмотри список возможных "вкладышей" в свою папку. Выбери те из них, которые ты сочтешь важными, а ненужные - убери в архив.
Принципиальное отличие «портфолио» в том, что он позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимися в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – являясь важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Этот метод помогает решить важные педагогические задачи: - постоянную поддержку высокой учебной мотивации; - поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения; - формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. Портфолио – это не только способ реальной оценки способностей, он свидетельствует и об умении реализовывать эти способности, о самоорганизации и коммуникационных навыках; он работает на будущее. Совершенно очевидно, что портфолио обладает большими возможностями в плане стимулирования самопознания студентов, выдвижения целей и достижений результатов в образовании, а также подготовки студентов к презентации своих достижений.
|