О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕТРОВСКОГО КОЛЛЕДЖА
Романова Г.А., завуч социально-правового отделения, ГОУ СПО Петровский колледж, г. Санкт-Петербург
В качестве главной задачи российской образовательной политики Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции заложены основные направления реализации эксперимента по введению профильной общеобразовательной подготовки. Профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации образования за счет изменения его структуры, содержания и организации учебного процесса. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования профильная общеобразовательная подготовка должна обеспечить преемственность между общеобразовательной и профессиональной программами, а также способствовать успешному освоению общеобразовательной программы СПО. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования РФ от 18.07.2002г. № 2783, определяет задачи и принципы, которыми следует руководствоваться при создании системы профильного обучения в образовательном учреждении. В ней сформулирована конкретная задача: «… отработать и ввести гибкую систему профилей обучения». В целях координации мероприятий по подготовке и введению профильного обучения в образовательных учреждениях СПО издан приказ Минобразования России от 31.03.2004 № 3157 о проведении эксперимента по теме «Введение профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования», на основании которого Петровский колледж включен в перечень образовательных учреждений, участвующих в эксперименте. С 2005 года в колледже в соответствии с Программой проводиться эксперимент по введению профильной общеобразовательной подготовки студентов, обучающихся на базе основного общего образования. Основная цель эксперимента: разработка и апробация новой структуры и содержания общего образования в Петровском колледже в условиях профильной общеобразовательной подготовки. Задачи эксперимента. ü Определение профилей и разработка модулей общеобразовательной подготовки; ü Формирование экспериментальных программ базовых, профильных и элективных общеобразовательных дисциплин; ü Разработка новых форм итоговой аттестации студентов по базовым и профильным дисциплинам; ü Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов; ü Приведение учебно-методического обеспечения учебного процесса в соответствие целям и задачам эксперимента; ü Переподготовка и повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин; ü Организация взаимодействия с образовательными учреждениями общего, начального и высшего профессионального образования в целях информационной и профориентационной работы среди учащихся. Работа по реализации целей и задач эксперимента проводилась по следующим направлениям: ü Отработка механизма формирования учебных планов и организация профильного обучения. ü Апробация экспериментальных программ по профильным и базовым дисциплинам. ü Анализ успеваемости студентов по профильным дисциплинам. ü Проведение системы мероприятий по информированию преподавателей, студентов и родителей о системе профильной подготовки. ü Анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов, способствующих реализации профильного обучения. Включаясь в эксперимент педагогический коллектив колледжа, выбрал направление многопрофильной общеобразовательной подготовки студентов, определив пять профилей: ü Социально-гуманитарный; ü Социально-экономический; ü Гуманитарный (филологический); ü Информационно-технологический; ü Художественно-эстетический. Выбор профиля и профильных дисциплин осуществлялся в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по каждой конкретной специальности. При этом учитывалась задача формирования базы знаний, умений и навыков для успешного освоения программы СПО, создания условий для более успешной адаптации студентов в колледже и приближения обучения на базисном уровне к профессиональному образованию. В эксперименте участвовало 14 групп по 12 специальностям.
Отправной точкой построения содержания образования является учебный план, определяющий какие учебные предметы, сколько учебного времени отводится на каждый предмет, как выстраиваются межпредметные связи и т.д. Введение профильного обучения дает возможность дифференцированно подойти к формированию учебных планов с учетом познавательных потребностей и интересов студентов. Для учреждений среднего профессионального образования эта возможность имеет большее значение, чем для школ, т.к. студенты определились в выборе не только профиля, но и специальностей, а многие общеобразовательные предметы или их разделы продолжают изучаться в циклах ОГСЭ и ЕН. В ходе эксперимента были разработаны учебные планы по каждой специальности в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования и с учетом Государственных стандартов СПО. Базисный учебный план представляет собой гибкую систему профильного обучения, которая позволяет комбинировать различные варианты учебных планов и включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы. Рассмотрим вариант учебного плана социально-экономического профиля, на примере специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»:
Блок общеобразовательных дисциплин
Блок профильных дисциплин
Блок элективных курсов
Анализ реализации экспериментальных учебных планов в 2005/2006 учебном году позволил сделать следующие выводы: 1. Учебные планы по всем специальностям в основном соответствуют требованиям Федерального базисного учебного плана. Выполняется соотношение между профильными, базовыми и элективными курсами. 2. Для каждой специальности определены 2 профильных курса, и к ним добавляются обязательные учебные предметы, отнесенные к инвариантному компоненту базисного учебного плана. 3. Выбор профильных дисциплин обусловлен необходимостью развития основных общеучебных умений, навыков организации самостоятельной работы, повышения уровня коммуникативной культуры будущих специалистов. В учебные планы введен интегрированный курс «Естествознание», что позволило создать более широкие возможности для формирования единой целостной естественно-научной картины мира, высвободить учебное время для реализации программ профильных и элективных курсов.
|