О ХОДЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВВЕДЕНИЮ ПРОФИЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕТРОВСКОГО КОЛЛЕДЖА

 

Романова Г.А.,

завуч социально-правового отделения,

ГОУ СПО Петровский колледж, г. Санкт-Петербург

 

В качестве главной задачи российской образовательной политики Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В Концепции заложены основные направления реализации эксперимента по введению профильной общеобразовательной подготовки. Профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации образования за счет изменения его структуры, содержания и организации учебного процесса. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования профильная общеобразовательная подготовка должна обеспечить преемственность между общеобразовательной и профессиональной программами, а также способствовать успешному освоению общеобразовательной программы СПО.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Минобразования РФ от 18.07.2002г. № 2783, определяет задачи и принципы, которыми следует руководствоваться при создании системы профильного обучения в образовательном учреждении. В ней сформулирована конкретная задача: «… отработать и ввести гибкую систему профилей обучения». В целях координации мероприятий по подготовке и введению профильного обучения в образовательных учреждениях СПО издан приказ Минобразования России от 31.03.2004 № 3157 о проведении эксперимента по теме «Введение профильной общеобразовательной подготовки в системе среднего профессионального образования», на основании которого Петровский колледж включен в перечень образовательных учреждений, участвующих в эксперименте.

С 2005 года в колледже в соответствии с Программой  проводиться эксперимент по введению профильной общеобразовательной подготовки студентов, обучающихся на базе основного общего образования.

Основная цель эксперимента: разработка и апробация новой структуры и содержания общего образования в Петровском колледже в условиях профильной общеобразовательной подготовки.

Задачи эксперимента.

ü             Определение профилей и разработка модулей общеобразовательной подготовки;

ü             Формирование экспериментальных программ базовых, профильных и элективных общеобразовательных дисциплин;

ü             Разработка новых форм итоговой аттестации студентов по базовым и профильным дисциплинам;

ü             Обеспечение углубленного изучения отдельных предметов;

ü             Приведение учебно-методического обеспечения учебного процесса в соответствие целям и задачам эксперимента;

ü             Переподготовка и повышение квалификации преподавателей общеобразовательных дисциплин;

ü             Организация взаимодействия с образовательными учреждениями общего, начального и высшего профессионального образования в целях информационной и профориентационной работы среди учащихся.

Работа по реализации целей и задач эксперимента проводилась по следующим направлениям:

ü                   Отработка механизма формирования учебных планов и организация профильного обучения.

ü                   Апробация экспериментальных программ по профильным и базовым дисциплинам.

ü                   Анализ успеваемости студентов по профильным дисциплинам.

ü                   Проведение системы мероприятий по информированию преподавателей, студентов и родителей о системе профильной подготовки.

ü                   Анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов, способствующих реализации профильного обучения.

Включаясь в эксперимент педагогический коллектив колледжа, выбрал направление многопрофильной общеобразовательной подготовки студентов, определив пять профилей:

ü   Социально-гуманитарный;

ü   Социально-экономический;

ü   Гуманитарный (филологический);

ü   Информационно-технологический;

ü   Художественно-эстетический.

Выбор профиля и профильных дисциплин осуществлялся в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по каждой конкретной специальности. При этом учитывалась задача формирования базы знаний, умений и навыков для успешного освоения программы СПО, создания условий для более успешной адаптации студентов в колледже и приближения обучения на базисном уровне к профессиональному образованию.

В эксперименте участвовало 14 групп по 12 специальностям.

№ п/п

Название профиля

Специальность

Код специальности

Профильные дисциплины

1.

Социально-гуманитарный

Правоведение

030503

Русский язык

История

2.

Социально-гуманитарный

Право и организация социального обеспечения

030504

Русский язык

История

3.

Социально-гуманитарный

Социальная педагогика

050711

Русский язык

Информатика

4.

Социально-гуманитарный

Реклама

070711

Русский язык

Искусство (МХК)

5.

Информационно – технологический

Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

230104

Математика

Информатика и ИКТ

6.

Информационно-технологический

Техническое обслуживание вычислительной техники и компьютерных сетей

230106

Математика

Информатика и ИКТ

7.

Гуманитарный (филологический)

Иностранный язык

050303

Иностранный язык

Русский язык

Литература

8.

Социально-экономический

Экономика и бухгалтерский учет

080110

Экономическая и социальная география

Иностранный язык

Экономика

9.

Социально-экономический

Туризм

100104

География

Иностранный язык

10.

Социально-экономический

Гостиничный сервис

100105

География

Иностранный язык

11.

Социально-экономический

Организация обслуживания в сфере сервиса

100101

Иностранный язык

Право

Экономика

12.

Художественно-эстетический

Парикмахерское искусство и эстетика

100108

Биология

Иностранный язык

Отправной точкой построения содержания образования является учебный план, определяющий какие учебные предметы, сколько учебного времени отводится на каждый предмет, как выстраиваются межпредметные связи и т.д. Введение профильного обучения дает возможность дифференцированно подойти к формированию учебных планов с учетом познавательных потребностей и интересов студентов. Для учреждений среднего профессионального образования эта возможность имеет большее значение, чем для школ, т.к. студенты определились в выборе не только профиля, но и специальностей, а многие общеобразовательные предметы или их разделы продолжают изучаться в циклах ОГСЭ и ЕН.

В ходе эксперимента были разработаны учебные планы по каждой специальности в соответствии с Федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования и с учетом Государственных стандартов СПО. Базисный учебный план представляет собой гибкую систему профильного обучения, которая позволяет комбинировать различные варианты учебных планов и включает в себя курсы следующих типов: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные, элективные курсы.

Рассмотрим вариант учебного плана социально-экономического профиля, на примере специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»:

 

Блок общеобразовательных дисциплин

Дисциплина

Базисный уровень СПО (1 курс)

Базовый уровень СПО (2-4 курсы)

Всего часов

Требования СПОО (в часах)

Дисциплины базового уровня

Русский язык и литература

214

54

268

280

Русский язык и культура речи

Математика

272

102

374

280

Математика

История

137

 

137

140

 

Естествознание

177

68

245

210

Экологические основы природопользования, БЖ

Информатика

78

130

208

140

Информатика, информационные технологии в проф. деятельности

Физическая культура

78

126

204

140

Физическая культура

ИТОГО

878

480

1228

1050

 

 

Блок профильных дисциплин

Дисциплина

Базисный уровень СПО (1 курс)

Повышенный уровень СПО (2-4 курсы)

Всего часов

Требования СПОО (в часах)

Дисциплины повышенного уровня

Экономическая и социальная география

78

 

78

140

 

Иностранный язык

196

356

552

420

Иностранный язык, деловой английский

Экономика

136

86

222

140

Экономическая теория

ИТОГО

410

442

852

700

 

 

Блок элективных курсов

Дисциплина

Базисный уровень СПО (1 курс)

Базовый уровень СПО (2-4 курсы)

Всего часов

Требования СПОО (в часах)

Дисциплины базового уровня

Введение в специальность

38

 

38

 

 

История СПб

40

 

40

 

 

Информатика

38

130

168

 

Информатика, информационные технологии в проф. деятельности

ИТОГО

116

130

246

216

 

 

Анализ реализации экспериментальных учебных планов в 2005/2006 учебном году позволил сделать следующие выводы:

1.    Учебные планы по всем специальностям в основном соответствуют требованиям Федерального базисного учебного плана. Выполняется соотношение между профильными, базовыми и элективными курсами.

2.    Для каждой специальности определены 2 профильных курса, и к ним добавляются обязательные учебные предметы, отнесенные к инвариантному компоненту базисного учебного плана.

3.    Выбор профильных дисциплин обусловлен необходимостью развития основных общеучебных умений, навыков организации самостоятельной работы, повышения уровня коммуникативной культуры будущих специалистов.

В учебные планы введен интегрированный курс «Естествознание», что позволило создать более широкие возможности для формирования единой целостной естественно-научной картины мира, высвободить учебное время для реализации программ профильных и элективных курсов.