ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

 

Рыженкова Л. И.,

зав. кафедрой Физической культуры ГОУ СПО СПЭК

 

Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию в средних учебных заведениях требует улучшение организации и методики преподавания, поиска новых форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, его медико-биологического образования. Физическое воспитание играет важную роль в подготовке физически крепкого, закаленного, здорового молодого поколения, готового к высокопроизводительному труду.

В литературных источниках недостаточно отображаются данные о динамике физической подготовленности студентов на всем протяжении учебного процесса в среднем специальном учебном заведении (ССУЗЕ), особенно сравнительные данные при поступлении в ССУЗ и по окончании его. Недостаточный контроль за динамикой физической подготовленности не позволяет рационально планировать учебно-тренировочные занятия, что нередко приводит к переутомлению студентов и отрицательно влияет на их умственную и физическую работоспособность.

Физическая подготовленность – результат физической подготовки к определенному роду деятельности. Характеризуется уровнем развития ведущего для данной деятельности качества (выносливости, силы, ловкости, гибкости, быстроты) и степени овладения ведущими навыками (высокая, средняя, низкая).

Роль физической подготовленности студентов многогранна. Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации необходимой современному специалисту, делают учебную деятельность студента все более интенсивной и напряженной. Соответственно, возрастает и значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения. Наряду с этим, средствами физической культуры, обеспечивается дальнейшая общая и специальная физическая подготовка применительно к условиям будущей профессии.

Сегодня под физической готовностью студентов к профессиональной и самостоятельной жизни понимается направленный процесс формирования необходимого арсенала двигательных умений и навыков, гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей, от которых зависит эффективность трудовой деятельности, достижение высокой физической и умственной работоспособности, сохранение здоровья и творческое долголетие человека.

Наряду с общей прикладной направленностью системы физического воспитания в ней обеспечивается специальное профилирование занятий применительно к конкретным видам профессиональной деятельности. Такое профилирование получает наиболее полное выражение в профессионально-прикладной физической подготовке, основным содержанием которого является воспитание физических способностей, отвечающих специфическим требованиям определенной профессии, и вооружение профессионально важными двигательными умениями и навыками.

Профессиональное профилирование процесса физического воспитания имеет существенное практическое значение для общества, поскольку является одним из непосредственных факторов улучшения профессиональной подготовки кадров, сокращение сроков освоения профессиональных умений и навыков повышения надежности функций работников производства в условиях управления современной сложной техникой и компьютерами, роста производительности труда и т.д. Физическое воспитание в этом отношении служит одним из важных факторов материального производства.

В системе физкультурного образования под физическим состоянием принято понимать совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность. Решающая роль для улучшения качественных характеристик вышеуказанных показателей отводится физической подготовке, которая отражает определенную психофизическую готовность студента к будущей профессии, является важной и неотъемлемой частью физического самосовершенствования. (Ю.А. Демьяненко, 1981; А.Е. Болотин, А.С. Булатов, 1992)

 

Физический потенциал специалиста

Современная автоматизация производства привела к появлению большого числа профессий, связанных с управлением сложными механизмами, труд приобретает качественно новое содержание, становится более творческим и эмоционально напряженным, а это сопровождается своеобразным нервным утомлением. Резкое усиление нервно-эмоциональной напряженности является фактором, отрицательно влияющим на состоянии здоровья и уровень работоспособности человека.

Любой вид профессиональной деятельности (обучение, умственный труд, труд  технолога, менеджера и т.д.) представляет собой структуру трудовых процессов различной степени сложности, особенности двигательной активности, требующей от специалиста строго определенных профессионально важных качеств, диктует свой уровень развития психофизических качеств и разносторонний уровень физической подготовленности. Этим особенностям следует противопоставлять обдуманные средства физической культуры и конкретные упражнения.

Профессиональная направленность физической культуры личности – это основа, объединяющая все остальные ее компоненты. О сформированности физической культуры личности можно судить по объективным и субъективным показателям: степень сформированности потребности, удовлетворенности и отношение к выполняемой деятельности, уровень физической подготовленности и отношение к нему; владение средствами, методами, умениями и навыками для физического совершенствования; степень проявления морально-волевых и нравственных качеств личности; проявление самоорганизации, самообразования, самовоспитания и самосовершенствования в учебной и профессиональной деятельности, в организации здорового образа жизни.

В соответствии с критериями можно выделить ряд уровней проявления личности.

Предноминальный уровень. У студентов проявляется неудовлетворенность содержанием учебных занятий и вне учебной деятельности. Отсутствует потребность в познавательной активности, а знания проявляются на уровне знакомства с учебным материалом. Отрицается связь физической культуры со становлением личности будущего специалиста. На учебных занятиях такие студенты пассивны. Уровень их физических возможностей различный.

Номинальный уровень. Характеризуется индифферентным отношением студентов к физической культуре. Спонтанно используют отдельные средства и методы под влиянием товарищей по учебной группе, эмоционального впечатления от спортивного зрелища, теле или кино информации. Знание, практические умения ограниченны. Смысл занятий видится лишь в укреплении здоровья, частично в физическом  развитии. Уровень их физической подготовленности имеет широкий диапазон.

Потенциальный уровень. У студентов отличается осознанное отношение к физической культуре в целях самосовершенствования и подготовки к профессиональной деятельности. Необходимые знания, убеждения, практические умения и навыки позволяют им грамотно  выполнять разнообразную физкультурно-спортивную деятельность под контролем преподавателя или опытных товарищей. Познавательную активность проявляют в сфере просмотра спортивных мероприятий и чтением литературы.

Направленность «на себя».  В процессе учебных занятий  эмоциональны, проявляют самовыражение частично используют физическое самовоспитание, руководствуясь личными мотивами. Проявляют активность в общественной физкультурной деятельности лишь при побуждении из вне.

Творческий уровень. Характерен для студентов, убежденных в ценностной значимости физической культуры для развития и реализации возможностей личности. Они владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками для физического самосовершенствования, организации здорового образа жизни, творчески внедряют физическую культуру в профессиональную деятельность, семейную жизнь.

В этой связи процесс формирования культуры личности профессионала требует определенных  педагогических воздействий, которые могут быть реализованы в рамках профессиональной физической подготовки, средства и методы которой обеспечивают комплексное и наиболее полное удовлетворение ее социальных и личностных потребностей и способностей, обусловленных требованиями профессионального образования.

Одной из важных и сложных задач является поиск критериев, позволяющих объективно оценивать физическую подготовленность человека в будущей профессиональной деятельности. Основная трудность заключается в том, что разносторонняя физическая подготовленность в основном оказывает на трудовую деятельность не прямо, а косвенное влияние, и механизмы этого влияния могут быть различны. Эти и другие особенности ограничивают возможности использования общественных приемов при выявлении критериев оценки общей физической готовности человека к труду и требует разработки особого методического подхода. Такого рода исследования должны включать изучение как физической подготовленности человека и ее воздействие на трудовую деятельность, тек и состояние его здоровья, работоспособности, двигательной активности.

Особенно важно здесь подчеркнуть следующее, что в связи с социальными запросами в становлении личности профессионала в рамках традиционной профессионально-прикладной физической подготовки первостепенное значение приобретает: поддержание высокого уровня профессиональной подготовленности и надежности в многолетней учебной и служебной деятельности; формирование потребностно-мотивационных  и ценностно-ориентационных отношений личности, создающих основу самосовершенствования.

Понятие «качества специалиста» включает не только знание, умения в профессиональной деятельности, но и психофизическую пригодность, которая зависит от уровня физической подготовки. Если специалист не имеет необходимых физических способностей, чтобы трудиться, то его нельзя относить к трудовым ресурсам. Вот почему каждый молодой человек должен заблаговременно и активно готовиться к выбору профессии, целенаправленно развивать те физические и психические качества, которые определяют психофизическую надежность и успех в его будущей профессиональной деятельности.

Особую значимость приобретает проблема более качественного, комплексного обучения студентов в процессе занятий физической культурой. Современная концепция физической подготовки в средних специальных учебных заведениях определяется как профессионально-прикладная, целенаправленная на подготовку к самостоятельной и профессиональной деятельности, связанную с приобретением и совершенствованием особо важных и жизненно-необходимых социально психофизических качеств и специально прикладных умений и навыков.

Основа программы по физической подготовке составляет учебный материал, основных видов практической деятельности, направленный на развитие основных прикладных физических качеств (выносливость, быстрота, сила, ловкость, гибкость).

Однако значительное сокращение учебных часов в неделю (2ч.) для студентов отдельных специальностей (бухгалтер-экономист, финансист, менеджер) разнообразие и большой объем двигательных умений и навыков позволяет обучить студентов, в том числе и с использованием специальных профессиональных средств только на уровне умений. До завершающего этапа обучения, где обеспечивается разнообразное совершенствование двигательных умений и навыков, создается и формируется способность рационального применения средств и приемов обучения в реальных и разнообразных условиях профессионально-практической деятельности, дело, как правило не доходит.

Для решения этой проблемы есть несколько основных путей: повышение эффективности учебного процесса, совершенствование системы планирования и управления, повышение профессионального мастерства преподавателей, использование технических средств обучения и обучающих систем, активизация деятельности занимающихся.

В рамках данной проблемы интерес представляет самостоятельная деятельность занимающихся, процессы самообучения и самосовершенствования. На наш взгляд, здесь имеются огромные резервы повышения уровня физической и психологической подготовленности, становления и творческого развития профессиональной культуры личности будущего специалиста.

Таким образом, основным элементом общей культуры будущего специалиста является уровень его физической подготовленности. Для объективной оценки физического состояния и подготовки студентов необходимо осуществлять педагогический контроль (текущий и оперативный).

С этой целью, согласно учебной программе, в начале и в конце учебного года, на первых 6-8 занятиях проводятся контрольные испытания (тесты), специально разработанные с учетом направленности деятельности будущих специалистов (бег на 1000 м., бег на 100 м., прыжок в длину с места, подтягивание, ч/бег 4х9 м.). Данный вид контроля относится к текущему, который позволяет более полно оценить общую физическую подготовку, а также определить уровень развития основных физических качеств (выносливости, быстроты, силы, координации) и индивидуальных способностей студентов.

Результаты контрольных испытаний в каждом упражнении заносятся в таблицу контроля уровня физической подготовленности. Такие таблицы существуют для каждой учебной группы.

Тестирование позволяет определить индивидуальный уровень физической подготовки в каждом упражнении по развитию основных физических качеств и в целом учебной группы. На основании всех результатов контрольных упражнений, определяем общий уровень физической подготовленности студента и учебной группы.

Показатели тестирования уровня физической подготовленности студентов позволяет преподавателям кафедры сравнить их в течении всего периода обучения, оценить и сделать анализ. А также выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организационных занятий. На основании анализа скорректировать рабочие планы на следующий учебный год.

Но это будет положительным и идеальным в том случае, если в основе учебного процесса главным будет соблюдена преемственность обучения.

В дополнение к этому, на каждого студента на период обучения в колледже, разработана индивидуальная карта контроля и оценка уровня развития основных физических качеств и общего уровня его физической подготовленности. Данная карта для студента дает объективную информацию о физическом состоянии, позволяет видеть, как изменяется (прогрессирует) его уровень.

Практика показывает, что юноши далеко не безразличны к уровню и оценки своей физической подготовленности. В большинстве случаев показатели тестирования являются эффективным стимулом активизации отстающих студентов не только на занятиях физической культуры, но и во время самостоятельных занятий физическими упражнениями. Тем самым тестирование имеет мотивационное (стимулирующее) значение.

Таким образом, важной стороной тестирования является воспитание у студентов потребности в целенаправленной деятельности на учебных занятиях. Причем так, чтобы она имела свое продолжение в форме самостоятельных занятий в домашних условиях в целях физического самосовершенствования.

С этой целью, кроме текущего контроля используется оперативный контроль. Так как текущий контроль не позволяет объективно оценить уровень подготовки студентов на протяжении всего учебного года, также занимает много времени и является очень трудоемким, а климатические особенности не позволяют использовать некоторые тесты в зимний период. В связи с этим возникает необходимость проведения оперативного контроля, который позволяет оценить общую физическую подготовленность и уровень развития физического качества на данный момент. Данный комплексный контроль дает возможность каждому студенту легко следить за динамикой своих результатов, сравнивать с показателями товарищей. Благодаря установленной форме контроля и самоконтроля студент может регулярно подсчитывать количество баллов в любом упражнении и комплекса в целом, и по таблице определять уровень физической подготовленности. А также использовать комплекс специальных упражнений для самостоятельного контроля дома.

Преподавателю, по результатам комплексного контроля легко определить общий уровень физической подготовки каждого студента, также выявить слабые стороны развития физических качеств и основных мышечных групп. В дальнейшем разрабатывать комплексы упражнений и предлагать студентам их выполнять самостоятельно во вне учебное время. Периодически – примерно 2-3 раза в семестр – осуществлять контроль за динамикой результатов на учебном занятии.

Таким образом, кроме официальных обязательных тестов, целесообразно в учебном процессе использовать оперативный комплексный контроль за уровнем физической подготовленности в целях активизации слабых студентов. Большинство физических упражнений комплекса можно выполнять в домашних условиях и поэтому студент достаточно скоро осознает, что улучшение результатов зависит только от него самого, прикладывает максимум усилий, чтобы выполнить тест, а затем продемонстрировать его на занятиях.

Повышение уровня физической подготовленности благотворно сказывается на здоровье всех студентов колледжа и воспитывает у них устойчивый интерес к занятиям, формирует умения и навыки самостоятельной работы.

Не вызывает сомнений, что самоконтроль поможет студентам в их дальнейшей жизни и профессиональной деятельности, позволит определять для себя уровень физической нагрузки, правильно планировать работу.

Исходя из видов контроля, следует помнить, что уровень физической подготовленности – это только один из количественных показателей успеваемости студентов по физической культуре, а сама оценка складывается из многих других, не менее важных качественных критериев успеваемости: степени овладения знаниями, двигательными умениями и навыками, способами осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

За результаты тестирования нельзя ставить низкие оценки, или отрицательно оценивать студентов. Это может вызвать негативное отношение к тестированию и вести к развитию комплекса неполноценности. У слабого студента гораздо более справедливо оценивать физическую подготовленность на основе изменений произошедших за определенный период времени (семестр, год).

Исходя из выше изложенного, можно сделать следующие выводы:

1.                  Успех профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений требует от молодых специалистов надлежащей профессиональной культуры и наличия одной из ее важнейших составляющих физической подготовленности.

2.                  Анализ качества учебно-тренировочного процесса, уровня физической подготовленности студентов показывает, что наиболее существенные резервы повышения эффективности занятий физической культурой и спортом заключаются в рациональном соотношении развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и их оптимального распределения в учебном процессе, в применении новых технологий проведения занятий.

Умение правильно осуществлять самоконтроль за физической подготовкой – надежный путь к здоровому образу жизни и успеху в профессиональной деятельности.