МОНИТОРИНГ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Рыженкова Л. И.,

зав. кафедрой Физической культуры ГОУ СПО СПЭК

 

Ведущей задачей среднего профессионального образования является подготовка конкурентно-способного специалиста к длительной трудовой деятельности.

Забота о своем здоровье, физическом состоянии и возможность его самоконтроля становятся социально значимыми факторами, обеспечивающими конкурентноспособность  современного специалиста на рынке труда.

Однако состояние здоровья студенческой молодежи катастрофически продолжает ухудшаться. Ежегодно в колледж поступают юноши и девушки, около 50 % которых имеют различные заболевания, включая хронические. Среди студентов колледжа отмечается довольно низкая физическая работоспособность, физическое развитие и подготовленность, имеют место психологическая неадекватность и неуравновешенность. Причины довольно очевидны и известны.

Одним из путей решения данной проблемы в колледже является организация здоровьесберегающего образовательного пространства; использование здоровьесберегающих технологий образования, а также повышение мотивации и убежденности будущих специалистов в ценностной значимости физической культуры личности для развития и реализации.

Поэтому миссия кафедры физической культуры как одного из основных звеньев, обеспечивающих качество подготовки специалистов, заключается в формировании физической культуры личности и соответствующих условий психологической комфортности через внедрение новых инновационных процессов в области здоровьесбережения.

С этой целью, коллектив кафедры физической культуры решает следующие задачи:

Формирует новые взгляды на физическую культуру личности;

Удовлетворяет запросы студентов в области физического саморазвития через внедрение в образовательный процесс колледжа здоровьесберегающих педагогических технологий;

Осуществляет мониторинг формирования физической культуры личности и физической подготовленности на основе информатизации.

Исходя из вышесказанного, наиболее важным и перспективным для специалиста профессионального образования (СПО) является формирование физической культуры личности.

Основными составляющими физической культуры личности являются:

Мотивационно-ценностные ориентации;

Знания в области физической культуры; ценности здоровья и здорового образа жизни.

Для выявления уровня физической культуры личности студента, преподаватели кафедры осуществляют мониторинг уровня сформированности физической культуры личности по результатам самодиагностики обучающихся, которая проводится в начале каждого учебного года.

Критериями, по которым можно судить о сформированности физической культуры личности, выступают объективные и субъективные показатели.   

В соответствии с показателями выделены уровни проявления физической культуры личности студента (предноминальный, номинальный, потенциальный и творческий).

Полученные результаты самодиагностики студентов заносятся в базу данных.

С целью отслеживания динамики физической культуры личности студента и учебной группы в целом мы используем программу мониторинга, разработанную студентами кафедры информационных технологий. Данная модель мониторинга позволяет преподавателям кафедры определить уровень сформированности физической культуры личности каждого студента и группы в целом, за год и весь период обучения в колледже.

Одним из важных элементов общей культуры личности будущего специалиста является уровень его физической подготовки, который отражает определенную психофизическую готовность студента к профессиональной деятельности.

Уровень физической подготовленности определяется по основным физическим качествам, которые являются ведущими в профессиональной деятельности: скоростные качества, выносливость, скоростно-силовые, силовые, координация движений.

Для определения уровня физической подготовленности разработана модель мониторинга профессионально-прикладных физических качеств студента. Данная модель включает этапы, цель, содержание, доминирующие принципы мониторинга.

Процесс мониторинга уровня физической подготовленности начинается с входного контроля, вновь принятых студентов, и заканчивается итоговым контролем по окончании колледжа.

Промежуточный контроль осуществляется два раза в начале и в конце учебного года.

В тестировании участвуют студенты всех учебных групп, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительным группам.

Индивидуальные результаты тестирования студентов заносятся в таблицу контроля уровня физической подготовленности учебной группы.

В дальнейшем компьютерная программа, разработанная центром информационных технологий, выводит индивидуальный уровень физической подготовленности студента по каждому физическому качеству и по всем параметрам в целом. А также общий уровень физической подготовленности учебной группы.

Используя программу, мы можем проследить динамику уровня физической подготовленности студентов по курсам и за весь период обучения в колледже.

На основании полученных результатов стартовой диагностики кафедра в дальнейшем формирует подгруппы студентов для дифференцированного обучения на учебных занятиях по принципу цикло-поточной системы.

Структура цикло-поточного обучения представляет собой объединение  2-х учебных групп одного курса, согласно расписанию, и разделение студентов на  учебные подгруппы с учетом их уровня физической подготовленности. Данная система обучения позволяет обеспечить студенту психологическую комфортность на учебном занятии, а преподавателю учитывать индивидуальные особенности каждого занимающегося.

В дальнейшем, проанализировав полученные результаты об уровне сформированности физической культуры личности и уровне физической подготовленности студентов, работа преподавателей кафедры направлена на создание условий для организации самостоятельной работы студента по развитию,  как отдельных физических качеств, так и индивидуального уровня физической подготовленности.

С этой целью для студентов разработаны индивидуальные планы самоподготовки по развитию физических качеств, комплексные программы по повышению общего индивидуального уровня физической подготовленности и методические рекомендации к ним. Данные программы помогают студенту работать самостоятельно, получая своевременно консультативную помощь преподавателя.

С целью самоанализа своего уровня физической подготовленности и повышения мотивации к самостоятельной деятельности разработана карта самоконтроля студента за уровнем развития основных физических качеств на период обучения в колледже. По каждому параметру представлена шкала  нормативных показателей, которая служит ориентиром для самооценки уровня своих достижений и отношение к своему здоровью.

Информатизация мониторинга позволяет преподавателю:

Формировать информационную базу по студентам;

Иметь четко разработанные тестовые задания, позволяющие выявить уровни развития физической подготовленности студентов;

Выявить недостатки в физической подготовленности и своевременно определять способы их коррекции, развития и совершенствования;

Развивать мотивацию студента на основе оперативной и доступной информации по своему развитию, для того чтобы студент ориентировался не на внешнее оценивание, отметку по дисциплине, сколько на продвижение вперед в личном развитии;

Реализовывать творческий потенциал студентов, развития их способности к рефлексии и самоанализу.

Вся информация о результатах мониторинга находится в электронной библиотеке колледжа на странице кафедры «Физическая культура». Она доступна для всех студентов и помогает использовать полученную информацию для определения направления дальнейших действий по саморазвитию.

Таким образом, предложенная технология мониторинга позволяет объективно и регулярно оценивать здоровьесберегающую направленность учебной дисциплины «Физическая культура» и позволяет:

Увидеть реальный уровень физической подготовленности  каждого студента;

Использовать данный материал для организации индивидуальной работы на учебных занятиях и во внеучебное время;

Научить работать студента самостоятельно.

Позволяет преподавателю значительно сэкономить время на обработку полученных результатов.

Преподаватели кафедры стремятся учитывать индивидуальные особенности и потребности студентов, осуществлять технологию разноуровневого обучения и поддерживать доброжелательный психологический микроклимат на учебном занятии.

Говоря о роли преподавателей кафедры в организации здоровьесберегающего пространства колледжа можно твердо сказать, что здоровье и условия его поддерживающие в колледже постоянно развиваются и совершенствуются, что соответствует современным требованиям подготовки конкурентно-способных специалистов. Все это в полной мере позволяет осуществлять индивидуально-личностный подход к студентам в процессе их обучения в колледже.