ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ПЛАНЕ РЕАЛИЗАЦИИ РАСШИРЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Ряховская Ольга Олеговна Тверской химико-технологический колледж
Учебно-производственный процесс в колледже имеет выраженную ориентацию на будущую практическую деятельность выпускников. Профессиональная направленность обучения прослеживается как в проведении теоретических и лабораторных занятий, так и в проведении производственной практики. Одним из путей совершенствования обучения студентов является целевая подготовка на конкретном предприятии. По каждой бюджетной специальности в рамках контрольных цифр выделяется пять мест для целевой контрактной подготовки. Заключены целевые контракты со следующими предприятиями: Экономические специальности: · Компания «Тверь-реестр» · Инвестиционная компания «Спутник» · Отделение СБРФ г. Твери № 8607 · Тверской филиал АКБ «Балтийский банк» · ОАО «Капитал Аудит» · Межрайонная инспекция МНС России №1 по Тверской области Технологические специальности: · ЗАО «Котэл» · ОАО «BAU-Мастер» · Областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды · ОАО «Экоцентр» · ОАО «Тверские искусственные кожи» · ЗАО «Хлеб» · Центр экспертизы и спецификации Юридические специальности: · ОВД Московского района · Линейный ОВД на станции Тверь · Межрайонный отдел милиции по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке · Государственный объединенный музей · Государственной архив Тверской области · Тверской центр документации новейшей истории По условиям договора о целевой контрактной подготовки предприятие является потребителем специалистов и одновременно их заказчиком. Оно конкретизирует требования ГОС, задает свои, дополнительные по отношению к стандартным, требования к подготовке специалиста и оплачивает их реализацию. Целевая или адресная подготовка в колледже реализуется по различным схемам организации учебного процесса и осуществляется за счет следующих мер: — адаптации варьируемой части учебного плана и программ дисциплин, их элективной и факультативной частей применительно к особенностям предприятия; — выполнения курсовых и дипломных проектов по реальной тематике предприятия; — проведение всех видов учебных практик на предприятии; — привлечения крупных ученых, ведущих специалистов предприятия к преподаванию части дисциплин специальности и специализации — проведения стажировок преподавателей колледжа на предприятии; Организация производственной практики основывается на договорах о социальном партнерстве. На сегодняшний день в колледже девять специальностей, каждая из которых обеспечена базой практики: - «Производство изделий и покрытий из полимерных материалов» - ОАО «СИБУР-ПЭТФ», ЗАО «Полигран». Это новые, современные предприятия, с современным оборудованием и передовыми технологиями; - «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Седьмой год мы сотрудничаем с Всероссийским НИИ сельскохозяйственного использования земель, где студенты приобретают опыт научно-исследовательской работы, под руководством ведущих специалистов осваивают современное лабораторное оборудование; - студенты экономических специальностей «Финансы», «Экономика, бухучет и контроль (по отраслям)», «Банковское дело» имеет следующие базы практики: Отделение Федерального казначейства, Отдел Цен при Администрации Тверской области, страховые компании, бухгалтерии предприятий и организаций различных форм собственности, отделение СБРФ № 8607, коммерческий банк «Тверь», АКБ «Авангард»; - «Государственное и муниципальное управление». Здесь базами практики являются: районные администрации и Администрация города, Тверская Городская Дума; - «Правоведение»: Управление судебного департамента при Верховном Суде РФ, Управление юстиции. А также новые специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» - ЗАО «Хлеб», Управление Росгосхлебинспекции по Тверской области. «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей». Базы практики – сервисные центры по обслуживанию и ремонту компьютеров и оргтехники «Формоза», «Андреев-софт», «Документ-сервис». Эффективность производственной практики студентов зависит от условий ее проведения. Первым условием является предварительное планирование практики и проведение подготовительных работ. Это задача заведующих кафедр и преподавателей специальных дисциплин. Другим условием успешности производственной практики является предварительный выбор (примерно за месяц до начала практики) производственной базы практики — предприятия, производственного объединения, акционерного общества и т.д. База практики должна быть оснащена самой современной техникой, на ней должны применятся прогрессивные технологии, она должна иметь наиболее совершенную организацию труда, широко использовать опыт рационализаторов и изобретателей в производственной сфере. Именно этим требованиям соответствуют перечисленные выше предприятия и организации. Социальные партнеры непосредственно участвуют в итоговой аттестации выпускников, в организации учебной производственной практики, в трудоустройстве выпускников, т.е. решают жизненно важные задачи профессионального образования. Социальное партнерство с предприятиями открывает для колледжа дополнительные возможности: — упрощается доступ к информации о рынке труда (каких специалистов и сколько надо готовить); — обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов; — упрощается процедура корректировки старых и разработку новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей; — открываются более широкие возможности для организации практики студентов; — появляются возможности для организации краткосрочной стажировки инженерно-педагогических работников с целью ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами; — расширяются возможности трудоустройства выпускников. Наличие социальных партнеров позволяет колледжу организовывать практическое обучение, учитывая следующие обязательные условия: — соответствие содержания обучения требованиям новых ГОС; — отражение в содержании обучения требований производства и требований квалификационных характеристик; адекватность содержания обучения этим требованиям; — отражение в содержании практического обучения: · трудового процесса; · производственной технологии и других элементов производственного процесса; — отражение в содержании обучения новейших образцов техники и технологии производства; — отражение в содержании обучения умений и навыков, видов профессиональной деятельности рабочих и специалистов среднего звена; — отражение в содержании практического обучения компонентов воспитания профессионально значимых качеств личности специалиста; — наличие взаимосвязи и преемственности в содержании видов практик: учебной, технологической и преддипломной; — наличие инвариантной и вариативной составляющих в содержании практического обучения; — наличие межпредметных связей в содержании обучения; — наличие регионального компонента в содержании обучения; Общей задачей для всей системы профессионального образования, на наш взгляд, является формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, чтобы ко времени окончания учебного заведения молодой специалист был полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведенном ему месте в производственной системе. В то же время он должен быть профессионально мобилен, способен к гибкому изменению профессиональной деятельности и мышления как в функциональном плане (т.е. в зависимости от динамично изменяющихся ситуаций), так и в плане потребностей рынка рабочей силы (т.е. должен уметь переобучаться и самообучаться в соответствии с рыночными запросами). Такой подход обусловлен переходом экономики к рыночным условиям и нежеланием предприятий — потребителей кадров, заниматься доводкой, дообучением молодых специалистов. Предприятиям нужны специалисты, готовые полноценно работать с первого дня. Это возможно осуществить только при тесном контакте кадровых служб предприятий и администрации колледжа. Для этого маркетинговой службой колледжа проводятся “круглые столы” по кафедрам (специальностям) с целью изучением мнения работодателей и бывших выпускников об уровне их подготовки. В “круглом столе” принимают участие представители базовых предприятий, куда трудоустраиваются наши выпускники, так выпускники прошлых лет. Обсуждаются следующие вопросы: -знания и умения, по каким дисциплинам необходимо расширить, конкретизировать, учитывая особенности организации (предприятия) - работодателя -какие дополнительные дисциплины рекомендуется ввести с учётом специфики производства; -какие замечания или рекомендации, пожелании можете высказать относительно качества подготовки наших выпускников. -соответствия уровни подготовки требования современного производства. -Какие знания, умения и навыки, полученные в колледже, пригодились Вам для реализации как специалиста? -В каких знаниях, умениях и навыках Вы испытывали недостаток для успешной деятельности как специалиста? -Какие дисциплины Вы бы порекомендовали для изучения в колледже? -Сколько времени, по Вашему мнению, необходимо на адаптацию к рабочей деятельности по вашей специальности и т.д. Заседания круглого стола протоколируются, изучаются замечания и рекомендации участников. В дальнейшем кафедрой разрабатываются мероприятия для повышения качества подготовки специалистов с учетом рекомендаций участников круглого стола, такие как: -введение новых предметов, позволяющих студентам быстро адаптироваться на рабочем месте. Например: «Этика делового общения, организационное поведение» и т.д.; -введение факультативных занятий, которые проводит психолог; -введение в программу производственного обучения вопросов учитывающих специфику данного предприятия, так называемый региональный компонент; -введение в учебный план стажировки как отдельного вида производственной практики; -расширение и углубление специальных предметов; -акцент на темы, важность которых определена работодателем Опыт работы показал, что проведение круглых столов дает хороший результат, т.к. при этом упрочняются связи между предприятиями – работодателями и колледжем, учитываются интересы обеих сторон. Проведение таких круглых столов стало традиционным. Из года в год обсуждение вопросов становится более глубоким, акцентируются внимание на самые актуальные проблемы производства в области кадровой подготовки. Администрация предприятий всё более охотно идёт на такие встречи, всё больше надежд возлагает на решение кадровых вопросов за счёт выпускников. В круглых столах принимают участие кадровые службы и техническое руководство следующих предприятий: -НПК “Химволокно” -ОАО “СИБУР-ПЭТФ” -ОАО “Тверские искусственные кожи” -ОАО “Полигран” -ГНИУ ВНИИМЗ -ОАО “Агрохимкомплекс Тверской” -Комитета по экологической экспертизе -Центральной лаборатории мониторинга окружающей среды “Экоцентр” -Управления исполнения наказания -Управление юстиции -Управление судебного департамента -Отделение федерального казначейства по г.Твери и областного отделения -Территориального отдела социальной защиты населения города Твери -Пенсионного фонда -Департамента продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области -Сбербанка РФ -АКБ “Тверь” -АКБ “Авангард” -ЗАО “Хлеб” Помимо круглых столов проводится регулярное анкетирование руководящих работников базовых предприятий и бывших выпускников. Таким образом, собирается богатый статистический материал, который даёт возможность проводить исследования рынка труда, потребностей работодателей, учитывая региональный компонент. С каждым годом расширяется круг участников круглых столов, устанавливаются взаимосвязи с новыми предприятиями и организациями, поддерживается тесная связь с кадровыми службами предприятий-партнёров. Маркетинговой службой регулярно отслеживается востребованность специалистов со средне-специальным образованием на рынке труда. В колледже открываются новые специальности, вводятся новые специализации. В результате планомерной работы в области трудоустройства выпускников порядка 70% выпускников 2005-2006 года работают по специальности, оставшиеся 30% поступили в вузы на дневное отделение или призваны в ряды вооруженных сил. По справке центра занятости на 20 мая 2006 года на учёте в службе занятости состояло выпускников химико-технологического колледжа 2003-2005 годов выпуска – 2 человека.
|