ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В ПЛАНЕ РЕАЛИЗАЦИИ

РАСШИРЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

 

Ряховская Ольга Олеговна

Тверской химико-технологический колледж

 

Учебно-производственный процесс в колледже имеет выраженную ориентацию на будущую практическую деятельность выпускников. Профессиональная направленность обучения прослеживается как в проведении теоретических и лабораторных занятий, так и в проведении производственной практики.

Одним из путей совершенствования обучения студентов является целевая подготовка на конкретном предприятии. По каждой бюджетной специальности в рамках контрольных цифр выделяется пять мест для целевой контрактной подготовки. Заключены целевые контракты со следующими предприятиями:

Экономические специальности:

·                     Компания «Тверь-реестр»

·                     Инвестиционная компания «Спутник»

·                     Отделение СБРФ г. Твери № 8607

·                     Тверской филиал АКБ «Балтийский банк»

·                     ОАО «Капитал Аудит»

·                     Межрайонная инспекция МНС России №1 по Тверской области

Технологические специальности:

·                     ЗАО «Котэл»

·                     ОАО «BAU-Мастер»

·                     Областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

·                     ОАО «Экоцентр»

·                     ОАО «Тверские искусственные кожи»

·                     ЗАО «Хлеб»

·                     Центр экспертизы и спецификации

Юридические специальности:

·                     ОВД Московского района

·                     Линейный ОВД на станции Тверь

·                     Межрайонный отдел милиции по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке

·                     Государственный объединенный музей

·                     Государственной архив Тверской области

·                     Тверской центр документации новейшей истории

По условиям договора о целевой контрактной подготовки предприятие является потребителем специалистов и одновременно их заказчиком. Оно конкретизирует требова­ния ГОС, задает свои, дополнительные по отношению к стандартным, требования к подготовке специалиста и оплачивает их реализацию.

Целевая или адресная подготовка в колледже реализуется по различным схемам организации учебного процесса и осуществляется за счет следующих мер:

—  адаптации варьируемой части учебного плана и программ дисциплин, их элективной и  факультативной частей применительно к особенностям предприятия;

      выполнения курсовых и дипломных проектов по реальной тематике предприятия;

      проведение всех видов учебных практик на предприятии;

      привлечения крупных ученых, ведущих специалистов предприятия к преподаванию части дисциплин специальности и специализации

      проведения стажировок преподавателей колледжа на предприятии;

Организация производственной практики основывается на договорах о социальном партнерстве. На сегодняшний день в колледже девять специальностей, каждая из которых обеспечена базой практики:

-       «Производство изделий и покрытий из полимерных материалов» - ОАО «СИБУР-ПЭТФ», ЗАО «Полигран». Это новые, современные предприятия, с современным оборудованием и передовыми технологиями;

-       «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Седьмой год мы сотрудничаем с Всероссийским НИИ сельскохозяйственного использования земель, где студенты приобретают опыт научно-исследовательской работы, под руководством ведущих специалистов осваивают современное лабораторное оборудование;

-       студенты экономических специальностей «Финансы», «Экономика, бухучет и контроль (по отраслям)», «Банковское дело» имеет следующие базы практики: Отделение Федерального казначейства, Отдел Цен при Администрации Тверской области, страховые компании, бухгалтерии предприятий и организаций различных форм собственности, отделение СБРФ № 8607, коммерческий банк «Тверь», АКБ «Авангард»;

-       «Государственное и муниципальное управление». Здесь базами практики являются: районные администрации и Администрация города, Тверская Городская Дума;

-       «Правоведение»: Управление судебного департамента при Верховном Суде РФ, Управление юстиции.

А также новые специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» - ЗАО «Хлеб», Управление Росгосхлебинспекции по Тверской области.

«Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей». Базы практики – сервисные центры по обслуживанию и ремонту компьютеров и оргтехники «Формоза», «Андреев-софт», «Документ-сервис».

Эффективность производственной практики студентов зависит от условий ее проведения. Первым условием является предварительное планирование практики и проведение подготовительных работ. Это задача заведующих кафедр и преподавателей специальных дисциплин.

Другим условием успешности производственной практики является предварительный выбор (примерно за месяц до начала практики) производственной базы практики — предприятия, производственного объединения, акционерного общества и т.д. База практики должна быть ос­нащена самой современной техникой, на ней должны применятся прогрессивные технологии, она должна иметь наиболее совершенную организацию труда, широко использовать опыт рационализаторов и изобретателей в производственной сфере. Именно этим требованиям соответствуют перечисленные выше предприятия и организации.

Социальные партнеры непосредственно участвуют в итоговой аттестации выпускников, в организации учебной производственной практики, в трудоустройстве выпускников, т.е. решают жизненно важные задачи профессионального образования.

Социальное партнерство с предприятиями открывает для колледжа дополнительные возможности:

— упрощается доступ к информации о рынке труда (каких специалистов и сколько надо готовить);

— обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов;

— упрощается процедура корректировки старых и разработку новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;

— открываются более широкие возможности для организации практики студентов;

— появляются возможности для организации краткосрочной стажировки инженерно-педагогических работников с целью ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;

— расширяются возможности трудоустройства выпускников.

Наличие социальных партнеров позволяет колледжу организовывать практическое обучение, учитывая следующие обязательные условия:

— соответствие содержания обучения требованиям новых ГОС;

— отражение в содержании обучения требований про­изводства и требований квалификационных характеристик; адекватность содержания обучения этим требованиям;

— отражение в содержании практического обучения:

· трудового процесса;

· производственной технологии и других элементов производственного процесса;

— отражение в содержании обучения новейших образцов техники и технологии производства;

— отражение в содержании обучения умений и навыков, видов профессиональной деятельности рабочих и специалистов среднего звена;

— отражение в содержании практического обучения компонентов воспитания профессионально значимых качеств личности специалиста;

— наличие взаимосвязи и преемственности в содержании видов практик: учебной, технологической и преддипломной;

— наличие инвариантной и вариативной составляющих в содержании практического обучения;

— наличие межпредметных связей в содержании обучения;

— наличие регионального компонента в содержании обучения;

Общей задачей для всей системы профессионального образования, на наш взгляд, является формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности, чтобы ко времени окончания учебного заведения молодой специалист был полностью подготовлен к полноценной продуктивной работе на отведенном ему месте в производственной системе. В то же время он должен быть профессионально мобилен, способен к гибкому изме­нению профессиональной деятельности и мышления как в функциональном плане (т.е. в зависимости от динамично изменяющихся ситуаций), так и в плане потребностей рынка рабочей силы (т.е. должен уметь переобучаться и самообучаться в соответствии с рыночными запросами). Такой подход обусловлен переходом экономики к рыночным условиям и нежеланием предприятий — потребителей кадров, за­ниматься доводкой, дообучением молодых специалистов.

Предприятиям нужны специалисты, готовые полноцен­но работать с первого дня. Это возможно осуществить только при тесном контакте кадровых служб предприятий и администрации колледжа.

Для этого маркетинговой службой колледжа проводятся “круглые столы” по кафедрам (специальностям) с целью изучением мнения работодателей и бывших выпускников об уровне их подготовки.

В “круглом столе” принимают участие представители базовых предприятий, куда трудоустраиваются наши выпускники, так выпускники прошлых лет.

Обсуждаются следующие вопросы:

-знания и умения, по каким дисциплинам необходимо расширить, конкретизировать, учитывая особенности организации (предприятия) - работодателя

-какие дополнительные дисциплины рекомендуется ввести с учётом специфики производства;

-какие замечания или рекомендации, пожелании можете высказать относительно качества подготовки наших выпускников.

-соответствия уровни подготовки требования современного производства.

-Какие знания, умения и навыки, полученные в колледже, пригодились Вам для реализации как специалиста?

-В каких знаниях, умениях и навыках Вы испытывали недостаток для успешной  деятельности как специалиста?

-Какие дисциплины Вы бы порекомендовали для изучения в колледже?

-Сколько времени, по Вашему мнению, необходимо на адаптацию к рабочей деятельности по вашей специальности и т.д.

Заседания круглого стола протоколируются, изучаются замечания и рекомендации участников. В дальнейшем кафедрой разрабатываются мероприятия для повышения качества подготовки специалистов с учетом рекомендаций участников круглого стола, такие как:

-введение новых предметов, позволяющих студентам быстро адаптироваться на рабочем месте. Например: «Этика делового общения, организационное поведение» и т.д.;

-введение факультативных занятий, которые проводит психолог;

-введение в программу производственного обучения вопросов учитывающих специфику данного предприятия, так называемый региональный компонент;

-введение в учебный план стажировки как отдельного вида производственной практики;

-расширение и углубление специальных предметов;

-акцент на темы, важность которых определена работодателем

Опыт работы показал, что проведение круглых столов дает хороший результат, т.к. при этом упрочняются связи между предприятиями – работодателями и колледжем, учитываются интересы обеих сторон.

Проведение таких круглых столов стало традиционным. Из года в год обсуждение вопросов становится более глубоким, акцентируются внимание на самые актуальные проблемы производства в области кадровой подготовки.

Администрация предприятий всё более охотно идёт на такие встречи, всё больше надежд возлагает на решение кадровых вопросов за счёт выпускников.

В круглых столах принимают участие кадровые службы и техническое руководство следующих предприятий:

-НПК “Химволокно”

-ОАО “СИБУР-ПЭТФ”

-ОАО “Тверские искусственные кожи”

-ОАО “Полигран”

-ГНИУ ВНИИМЗ

-ОАО “Агрохимкомплекс Тверской”

-Комитета по экологической экспертизе

-Центральной лаборатории мониторинга окружающей среды “Экоцентр”

-Управления исполнения наказания

-Управление юстиции

-Управление судебного департамента

-Отделение федерального казначейства по г.Твери и областного отделения

-Территориального отдела социальной защиты населения города Твери

-Пенсионного фонда

-Департамента продовольствия, потребительского рынка и услуг Тверской области

-Сбербанка РФ

-АКБ “Тверь”

-АКБ “Авангард”

-ЗАО “Хлеб”

Помимо круглых столов проводится регулярное анкетирование руководящих работников базовых предприятий и бывших выпускников. Таким образом, собирается богатый статистический материал, который даёт возможность проводить исследования рынка труда, потребностей работодателей, учитывая региональный компонент.

С каждым годом расширяется круг участников круглых столов, устанавливаются взаимосвязи с новыми предприятиями и организациями, поддерживается тесная связь с кадровыми службами предприятий-партнёров.

Маркетинговой службой регулярно отслеживается востребованность специалистов со средне-специальным образованием на рынке труда. В колледже открываются новые специальности, вводятся новые специализации.

В результате планомерной работы в области трудоустройства выпускников порядка 70% выпускников 2005-2006 года работают по специальности, оставшиеся 30% поступили в вузы на дневное отделение или призваны в ряды вооруженных сил.

По справке центра занятости на 20 мая 2006 года на учёте в службе занятости состояло выпускников химико-технологического колледжа 2003-2005 годов выпуска – 2 человека.