Модульно-рейтинговая
система обучения как средство обеспечения
нового качества подготовки современных
специалистов В настоящее время проблема
обеспечения нового качества подготовки современных кадров представляет
несомненный интерес в научном плане и является предметом многочисленных
споров среди практических работников, специализирующихся в образовательной
сфере. Методологический аспект решения данной проблемы связан с оптимизацией
и разнообразием моделей образовательных траекторий для подготовки
специалистов в учреждениях профессионального образования. В
свою очередь, реализация моделей многоуровневой непрерывной подготовки
требует разработки и введения в образовательный процесс модернизированной
системы критериев оценки качества, которая должна соответствовать новой цели
современного образования, поставленной в Концепции модернизации российского
образования – формированию у обучаемых не только системы знаний и умений, но
и развитию ключевых компетенций будущего специалиста. В системе
профессионального образования сегодня не мало учебных заведений,
которые накопили реальный опыт инноваций в поиске новых
подходов к оценке качества результата подготовки современного специалиста. В
частности, активно внедряется в образовательный процесс развивающихся учебных
заведений профессионального образования модульно-рейтинговая система обучения
(далее – МРСО) и контроля знаний студентов Нами накоплен опыт работы
в данном направлении со студентами колледжа АСО (КСЮИ). Рейтинговая система
основывается на интегральной оценке результатов всех видов учебной
деятельности студентов в колледже, предусмотренных учебным планом и
включающих:
- овладение дисциплинами учебного плана;
- прохождение практики;
- сдачу государственного междисциплинарного экзамена; Кроме всех видов учебной
деятельности в данной схеме рейтинговой оценки учитывается и участие
студентов в научно-исследовательской работе, а также в общественных работах.
Рейтинг студентов складывается из годовых рейтингов (за каждый курс
обучения). Максимальное значение рейтинга студента по каждой дисциплине
оценивается в зависимости от вида учебной деятельности по 100-балльной шкале. Распределение баллов
рейтинга по отдельным видам занятий и контролирующих испытаний может
различаться по циклам дисциплин, направлений базового образования. Общая схема организации рейтинговой оценки знаний
студентов
Обозначения: СБ –
сумма баллов за год с учетом текущих оценок (на аудиторных занятиях и за
самостоятельную работу студентов). СБ = Х/5*махСБ, где Х –
средний балл по текущим оценкам за год; махСБ – максимальное количество баллов с учетом текущих
оценок. К – количество баллов за курсовую работу; З - количество баллов за зачет; Э - количество баллов за экзамен; А1
- количество
баллов за активность на учебных занятиях; А2
- количество
баллов за посещаемость занятий. А2
= (Кол-во часов - Кол-во пропущенных часов)/ Кол-во часов * 5. Итоговая рейтинговая оценка за один курс обучения
рассчитывается по формуле: Ркурс =
Σ Рi./n Обозначения: Рi –рейтинг по i-той дисциплине за год; n – количество
дисциплин в учебном году. Итоговая рейтинговая оценка за все курсы обучения
рассчитывается по формуле: Ритог =
Рср. курс +МДЭ + НИРС +
ОР + ПВЛК + ПП Обозначения: Рср.курс – средний рейтинг за все курсы обучения; МДЭ - количество баллов за государственный экзамен; НИРС - количество баллов за научно-исследовательскую
работу; ОР - количество баллов за участие в общественной
работе; ПВЛК – показатель профессионально-личностных качеств студента; ПП – профессиональная практика. Максимальное количество баллов по отдельным
составляющим итоговой рейтинговой оценки
Окончательно в качестве Ритог используется его приведенное значение по
100-балльной шкале результатов: Ритог = Ритог/(мах Ритог) Рейтинговая система оценки
знаний позволяет преподавателям: - рационально планировать
учебный процесс по каждой дисциплине; - выявить уровень усвоения
каждым студентом изучаемого материала; - своевременно вносить
коррективы в организацию учебного процесса по результатам рейтингового
контроля; - точно и объективно определять
итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости. При анализе успеваемости
студентов и оценка усвоения ими учебного материала используются методы
математической статистики. Результаты сравнительного анализа таких параметров
процесса обучения, как средний балл, среднеквадратическое отклонение оценок,
коэффициент вариации и коэффициент корреляции, соотношение положительных и
отрицательных оценок, в сочетании с другими методами (экспертные оценки,
наблюдение) позволяют вносить научно обоснованные коррективы в
учебно-программную документацию, управлять процессом ее совершенствования.
Кроме того, при равных рейтинговых оценках указанные статистики могут служить
дополнительными критериями уровня профессиональной подготовки студентов
(средний балл) и стабильности процесса обучения студента
(среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации). Результаты
статической обработки успеваемости оформляются как в табличной, так и
графической формах. В качестве примера ниже представлен итоговый рейтинг
студентов колледжа АСО (КСЮИ):
Обобщая накопленный опыт
использования системы рейтинговой оценки, можно сделать следующие выводы: 1. Система рейтинговой
оценки знаний обеспечивает непрерывность контроля и оценки знаний на
протяжении семестра, учебного года и всего срока обучения. 2. Рейтинговая оценка
знаний служит более детальной, а следовательно,
более объективной оценкой успеваемости студентов. 3. Система рейтинговой
оценки способствует стимулированию систематической самостоятельной работы
студентов, раскрытию их творческих способностей, дифференциации оценки
знаний. 4. Широкий диапазон
балльной системы (100 баллов) позволяет более объективно и дифференцированно
подходить к оценке качества подготовки студентов. 5. Модульный подход
расчета рейтинговой оценки позволяет отследить степень усвоения студентами
отдельных тем, а также выделить наиболее сильные и слабые места в
преподавании профилирующих предметов. 6. Автоматизация
рейтинговой системы обработки данных на ПЭВМ освобождает преподавателей от
трудоемкой и рутинной работы по расчету и позволяет избежать случайных
ошибок. Рассмотрим некоторые
аспекты использования МРСО студентов для развития одной из ключевых
компетенций современного специалиста - креативности.
Суть предлагаемого методического подхода заключается
в следующем. Условно выделяются два
этапа вовлечения студентов в процесс творческого саморазвития. На
первом этапе, основываясь на том, что рейтинговая система позволяет
объективно оценить знания, обеспечивает систематичность работы студентов в
течение учебного года, обладает возможностью непрерывного контроля, имеет
большой диапазон баллов (от 0 до100 вместо от 2 до 5), и, опираясь на
естественное желание студентов повысить свой рейтинг, предлагается студентам
ознакомиться с дополнительной литературой по предметам учебного плана,
подготовить рефератный материал о
практическом применении некоторых вопросов проходимых
курсов (предметов) с обязательным докладом о результатах своих исследований
на практических занятиях и заседаниях научных кружков, семинарских
занятиях, и научных конференциях. Другими словами, рейтинговая система
является отличным средством вовлечения студентов в учебно-исследовательскую
работу, которая хорошо известна под названием УИРС. На втором этапе основой
вовлечения студентов в процесс творческого саморазвития является
научно-исследовательская работа, известная как НИРС. Поскольку в педагогической
теории и практике НИРС понимается неоднозначно, мы под НИРС понимаем
совместную научную работу студентов и преподавателей без деления на студенческую и на не студенческую. Существенным элементом
нашего подхода является введение в итоговый рейтинг каждого студента
показателя его вовлечения в НИРС за весь период обучения на факультете. Как показывает опыт, а также
интервьюирование студентов и научных руководителей из числа педагогов,
учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность
способствует: формированию установки на самообразование; развитию
интеллектуальной инициативы студентов, творческого подхода к собственной
деятельности; активизации интереса к знаниям в рамках предметов, входящих в
учебный план, развитию способности интегрирования знаний из разных учебных
дисциплин для решения определенной проблемы; развитию системности
мышления и на его основе способности прогнозирования; повышению престижа
знаний, компетентности в различных областях, общей культуры студентов;
приобретению опыта выступления перед большой аудиторией, участия в научной
дискуссии; становлению сферы предметного общения внутри студенческого
коллектива, расширению социальных контактов студентов; созданию условий для
персонификации образовательной системы; укреплению
социального партнерства с предприятиями. Апробированы в учебном
процессе элементы системы непрерывной аттестации студентов (далее – СНАС), в
основу которой также положена модульно-рейтинговая система обучения (МРСО). Основные принципы системы
непрерывной аттестации студентов (СНАС): обязательность, гибкость, гласность
в организации работы; доступность для анализа подходов и методик;
стимулирование ритмичной и качественной работы студентов; возможность
отчисления по результатам аттестации; активизация систематической
внеаудиторной СРС, накопление достижений студентов за весь период обучения. Основное содержание СНАС:
деление всего периода обучения на контрольные этапы, общие для факультета
СПО; разработка требований для студентов; аттестация студентов по каждому
контрольному этапу; формирование рейтинга дисциплин; предоставление
преподавателю возможности без экзаменационного выставления оценок «отлично» и
«хорошо» по результатам текущего рейтинга (при сохранении права исправить
оценку «хорошо» во время сессии); принятие по результатам рейтинга решений об
участии в конкурсе при переводе на второй и третий уровни обучения,
установление именной стипендии и отчисление. За годы применения МРСО
создано методическое обеспечение для промежуточной и итоговой аттестации
студентов. Оптимизирован объем и количество вариантов заданий.
Систематическая работа с логическим связанными
модулями позволяет вывести студентов на требуемый уровень качества подготовки
в соответствии с ГОС по специальности. Особенно это полезно и необходимо
студентам, не умеющим организовать свою самостоятельную работу, имеющим
слабые базовые школьные знания. Режим постоянного внимания преподавателей к
процессу обучения студента создают мотивацию студента к систематической
самостоятельной работе, студент стремится проявить и реализовать себя. В
процессе обучения начинает работать положительная сторона конкурентности
среди студентов. Опыт
свидетельствует, что СНАС обеспечивает ритмичную и качественную работу
студентов и преподавателей, непрерывный контроль достижений студентов в
процессе обучения, повышение ответственности кафедр и преподавателей за
качество организации учебного процесса, снижение загруженности преподавателей
во время сессии и в предсессионный период, более
полную реализацию индивидуальных способностей студентов, профессионального и
творческого потенциала преподавателей, постепенный переход к гибкой и
вариативной системе организации учебного процесса, предоставление деканату возможности оперативные
принятия решений по результатам текущего рейтинга. |