МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Синицына В.А.,

ГОУ СПО "Омский государственный

промышленно-экономический колледж»,

 

Дисциплина менеджмент как наука об управлении относится к категории общепрофессиональных дисциплин. Менеджмент представляет собой динамичное явление, которое постоянно прогрессирует, дополняется новым содержанием. Но, к сожалению, в настоящее время практически отсутствует систематизированный методический опыт преподавания менеджмента: формы преподавания не успевают за содержанием дисциплины, не учитывают его практической направленности. Сегодня насущным требованием времени стал перевод преподавания менеджмента – дисциплины конкретной из лекционной ипостаси в практическую. А ведь практико-ориентированный подход к изучению менеджмента дает возможность студенту оптимизировать процесс управления собственным образованием. Практика показывает, что изучение менеджмента как сугубо теоретической дисциплины не дает желаемого результата: не стимулирует познавательную активность студентов, не позволяет им .в полной мере экстраполировать знание менеджмента на другие дисциплины, на учебную и профессиональную деятельность.

В значительной мере могут оживить процесс изучения менеджмента деловые игры. Но постоянное использование деловой игры ослабляет эффективность этого метода. И тяжело обеспечить менеджмент такими деловыми играми, которые позволят в интересной форме оптимизировать его постижение. Частая проблема, возникающая при применении деловых игр, связана с тем, что студенты воспринимают их как несерьезную форму, как развлечение – им важен процесс, а не те выводы, которые делаются после игры.

Значит, назрела необходимость искать новые эффективные методы изучения этой серьезной и увлекательной дисциплины. И одним из альтернативных путей является метод конкретных  ситуаций. Новизна и преимущество этого метода заключается в том, что он позволяет максимально приблизить изучение менеджмента к практике; придать практическую оснащенность менеджменту не только как дисциплине, но и как средству самоуправления, саморазвития, самопрезентации. Содержание метода  основывается на анализе и воссоздании реальных управленческих ситуаций. Если в деловой игре условия задает преподаватель, то в методе реальных ситуаций условия не выдуманы в угоду теме и задачам занятия, а существуют реально на практике. Источниками реальных ситуаций являются СМИ аналитического, экономического и делового профиля, социологические и статистические данные об управлении организацией, интервью и беседы с управленцами.

В использовании метода реальных ситуаций актуально привлекать к проведению занятий администраторов и менеджеров организаций различного профиля, что повышает мотивацию студентов и придает занятию более чем практическую направленность. Когда метод реальных ситуаций исходит от первоисточника, т.е. от управленца, это позволяет на занятии отойти от субъект-объектных отношений и перейти к субъект-субъектным.

Аналитический разбор реальных ситуаций позволяет студентам устанавливать причинно-следственные связи между экономическими и социальными явлениями в организации, выявлять их закономерности, прогнозировать дальнейшее развитие. Использование метода конкретных  ситуаций при изучении менеджмента развивает гибкость мышления, способствует поиску нестандартных управленческих решений, вырабатывает ответственность за их принятие. Благодаря использованию этого метода у студентов развивается аналитический подход к общей оценке эффективности управления организацией,  появляется интерес к самостоятельному поиску информации подобного рода, что расширяет общий экономический кругозор.

Следует отметить, что этот метод успешно сочетает в себе элементы аудиторной и внеаудиторной форм занятий, т.к. способствует активной работе студента с информацией и вне учебного процесса. Прогрессивность и преимущество в использовании этого метода

становится наглядно и ощутимо, когда сами студенты начинают предлагать для рассмотрения на занятии те или иные реальные  ситуации, которые вызвали их интерес.

Необходимо постоянно обращать их внимание на тот факт, что не существует двух одинаковых организаций, и, соответственно, нет одинаковых универсальных управленческих решений в той или иной ситуации. Это стимулирует их критический и творческий подход к поиску их решению, и задача преподавателя – лишь придать этому поиску необходимый вектор.

Следует четко отличать инновационный подход метода конкретных ситуаций от традиционного метода задач. Задача имеет строго регламентированное единственное решение и отрицает альтернативные варианты. Метод реальных ситуаций является более прогрессивным по сравнению с методом деловой игры и методом решения задачи, частично заставляет отказаться от жесткого планирования предполагаемых результатов занятия. Главный упор в таком занятии необходимо будет делать на развитие аналитических навыков студентов, умение аргументировать свою точку зрения и стремление к установлению причинно-следственных связей в деятельности организации.

При этом поощрять студентов к различным аргументированным решениям одной управленческой ситуации. Это позволяет выработать у них способность принимать управленческие решения и ответственность за них, умение работать в группе и использовать метод «мозгового штурма» при выработке решений по предложенной управленческой ситуации.

            Внедряя метод конкретных ситуаций в образовательный процесс, преподаватель может оценить улучшение качества практической подготовки студентов, и, что важно, их способность самостоятельно, на основе полученных умений прийти к правильным теоретическим выводам. В этом и реализуется концепция этого метода, которую можно сформулировать как «обучаться – делая»

Следует отметить, что для применения метода конкретных ситуаций недостаточно просто подобрать 1-2 ситуации и опробовать их на занятии, используя их скорее в демонстрационных, нежели в учебных целях. Для этого необходимо подвергнуть оптимизации весь учебно-методический комплекс, согласовать его с инновационной концепцией метода конкретных ситуаций. Это не значит, что необходимо полностью отказаться от традиционных форм организации занятий. Но необходимо встраивать данный метод для повышения качества практической подготовки студентов, что позволит им быстрее и легче презентовать себя на рынке труда как специалиста практической направленности, способного к грамотному решению управленческих задач.

Практика доказывает, что нельзя преподавать управленческие дисциплины только в виде теории, поскольку сами дисциплины носят сугубо практический характер. Поэтому нельзя останавливаться на уровне теории – необходимо внедрять метод практических ситуаций во всей его инвариантности, что позволит не только сформировать у студента необходимые практические навыки, но и научит его свободно их использовать в управленческой деятельности. И в настоящее время, когда повышаются требования к уровню качества образования и качеству подготовки выпускников – метод конкретных ситуаций является необходимым вектором и способом оптимизации образовательного процесса и встраивания его в систему менеджмента качества образования  в целом, управленческих дисциплин в частности.