СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

 

Савченкова О.А.

зав.кафедрой управленческих дисциплин

ГОУ СПО «Смоленский промышленно – экономический колледж»

 

Как известно современный специалист, являющийся важной составляющей социума, - это специалист с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в науке и технике, обладающий проблемным аналитическим мышлением, социально – профессиональной компетентностью и интеллектуальной культурой.

Подготовка такого специалиста предполагает усиление социальной и гражданской направленности в подготовке специалиста; оптимальное сочетание общих гуманитарных, социально – экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, обеспечивающих с одной стороны, освоение студентом социальных компетенций, а с другой – профессиональную мобильность и конкурентоспособность к возможно быстрой смене социальных ролей.

Более динамичные изменения социальных условий порождают, с одной стороны, проблему, связанную с разрывом между требованиями общества к качественной подготовке профессиональной надежности специалиста во всех областях деятельности и возможностями образования, а с другой – указывает на необходимость иного, нового подхода к профессиональной подготовке студентов как основного пути воспроизводства производительных сил общества.

Чтобы соответствовать вызовам времени, изменяется сама система образования, меняются структурные составляющие: цели, нормативы, формы, информационное обеспечение, мотивационные аспекты, что означает не что иное, как процесс смены знаниевой образовательной парадигмы на компетентностную.

Новый подход к построению ОП профессионального образования

определение социальных потребностей – “образ” специалиста с точки зрения развития гражданского общества и экономики знаний;

проведение консультаций: работодатели и другие заинтересованные лица + преподаватели + специалисты соответствующей области и профессиональные организации;

определение  профессионального профиля;

определение результата через общие и специальные компетенции;

определение технологий, направленных на достижение результата;

система менеджмента качества.

Как свидетельствует практика, требуемое качество подготовки специалистов может быть достигнуто только при высоком качестве образовательной услуги, которое, в свою очередь может быть обеспечено только при оптимальном функционировании всей колледжной системы обеспечения качества образования, в которой кафедра, осуществляющая подготовку кадров по конкретным специальностям является основным звеном.

Именно кафедра, обеспечивающая условия и процессы удовлетворения потребностей в повышении уровня профессиональных знаний как обучающихся, так и работодателей, играет особую роль в колледжной системе образования.

Поэтому наша кафедра видит свою миссию в обеспечении качества содержания образования и руководство образовательным процессом с позиции качества образовательных услуг, направленных на подготовку конкурентоспособного специалиста.

Политика кафедры в области качества состоит в обеспечении подготовки высокообразованных, высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан, способных удовлетворять потребности во всех сферах человеческой деятельности, сочетающих знания и навыки высокого уровня, путем предоставления им возможности получения соответствующего уровня образования и квалификации, на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям личности, общества, государства.

Коллектив кафедры принимает на себя обязательство обеспечить непрерывное совершенствование образовательного процесса и научной деятельности для наиболее полного удовлетворения требований потребителей и заказчиков.

 В новой версии стандартов серии ISO 9000:2000 дается следующее определение качества: «Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, или некоторая их комбинация. В этом контексте, говоря о качестве, мы выделяем качество результатов деятельности (процессов), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности.

Качество системы

 

Качество процессов

 

Качество результатов

 

Система кафедрального управления качеством образования

                 

Подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, невозможна без системы менеджмента качества образования, возможность действия которой в настоящее время обеспечено государственными стандартами среднего профессионального образования второго поколения. В современной версии стандартов ISO 9000:2000 система менеджмента качества включает три подсистемы: систему управления качеством, систему обеспечения качества и систему улучшения качества. Особенностью стандарта ISO 9001:2000 является то, что он написан в виде задач, которые должна решить сама кафедра при создании системы менеджмента качества и в первую очередь системы обеспечения качества. При этом наша кафедра реализует следующие принципы современного менеджмента качества.

Ориентация на потребителя. Путем маркетинговых исследований мы определяем ориентацию потребителей. Потребителями кафедры являются: государство, удовлетворяющее свои потребности в квалифицированных работниках и стабильности общества; субъекты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие потребности в воспроизводстве основной производительной силы и обеспечении бизнес-процессов; студенты и их семьи, удовлетворяющие потребности в новых знаниях и навыках с целью получения материального благополучия, обеспечения самосовершенствования, повышения общественного статуса, формирования межличностной среды; общество в целом и другие заинтересованные стороны.

Лидерство руководства. Зав.кафедрой своим личным примером должны демонстрировать приверженность качеству. Мы должны заботиться об обучении персонала по вопросам качества, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества.

Вовлечение сотрудников. Система качества кафедры и её механизмы побуждают сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности кафедры. Уровень квалификации педагогов обеспечивается систематическим повышением квалификации и регулярной аттестацией.

Процессный подход. Управление процессом подготовки специалиста включает в себя управление учебным процессом (процессами преподавания и обучения), воспитательным процессом (формирование необходимых профессиональных качеств и качеств, обеспечивающих развитие социально адаптированной личности).

На кафедре объектом обучения всегда является личность: она находится на входе и выходе образовательного процесса. Задачей процесса обучения является удовлетворение последовательно (по принципу возрастания) всех  типов потребителей. Таким образом, результат обучения фиксируется в виде комплексного изменения личности, относящегося к её способности занять определённую социальную, производственную и экономическую нишу в качестве производителя и потребителя.

Системный подход к менеджменту. Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход – методология познания и практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем.

Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности кафедры мы рассматриваем как её неизменную цель. Качество образования связано с общим развитием и улучшением образовательно - производственного потенциала кафедры, а поэтому особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством.

Принятие решений, основанное на фактах и данных. Реализация принципа требует, прежде всего, измерения и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. Создание нормативно-методической базы для оценки эффективности процесса обучения, уровней обученности, среды обучения является важнейшей задачей кафедры в деле обеспечения качества подготовки специалистов.

Взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками). Поставщиками в данном случае мы считаем среднюю школу, выпускники которой поступают в колледж. Кафедра проводит активную профориентационную работу в школах города Смоленска, участие в школьных мероприятиях – конкурсах, олимпиадах, что позволяет привлекать к поступлению на наши специальности хорошо успевающих школьников, ориентированных на получении профессии.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Система качества на кафедре с точки зрения TQM.

С точки зрения TQM наша кафедра разработала СМК, в центре которой находится планирование учебного процесса и его результатов, на эффективность которого влияет ориентация на конкретные задачи и цели, эффективное использование ресурсов, гибкость в организации процесса и самое главное постоянная готовность к изменениям и инновациям.

Подводя итог вышесказанному, преподаватели нашей кафедры уверены, что существующая на ней СМК обеспечивает для студентов: повышение качества образовательной услуги; повышение качества специалистов-выпускников, возрастает спрос на них на рынке труда; повышение качества учебного процесса путем систематизации, сбора, распространения, анализа и хранения необходимой информации, а для самих преподавателей и заведующего кафедрой: улучшение контролируемости всех сфер деятельности за  счет прозрачности  и наличия информации о процессах; уменьшение объема бумажной работы; обеспечение полноправного выходя на международный рынок; повышение инвестиционной привлекательности кафедры; повышение роли сотрудников и  понимание ими своей роли в деятельности кафедры.