СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
Савченкова О.А. зав.кафедрой управленческих дисциплин ГОУ СПО «Смоленский промышленно – экономический колледж»
Как известно современный специалист, являющийся важной составляющей социума, - это специалист с широкими общими и специальными знаниями, способный быстро реагировать на изменения в науке и технике, обладающий проблемным аналитическим мышлением, социально – профессиональной компетентностью и интеллектуальной культурой. Подготовка такого специалиста предполагает усиление социальной и гражданской направленности в подготовке специалиста; оптимальное сочетание общих гуманитарных, социально – экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин, обеспечивающих с одной стороны, освоение студентом социальных компетенций, а с другой – профессиональную мобильность и конкурентоспособность к возможно быстрой смене социальных ролей. Более динамичные изменения социальных условий порождают, с одной стороны, проблему, связанную с разрывом между требованиями общества к качественной подготовке профессиональной надежности специалиста во всех областях деятельности и возможностями образования, а с другой – указывает на необходимость иного, нового подхода к профессиональной подготовке студентов как основного пути воспроизводства производительных сил общества. Чтобы соответствовать вызовам времени, изменяется сама система образования, меняются структурные составляющие: цели, нормативы, формы, информационное обеспечение, мотивационные аспекты, что означает не что иное, как процесс смены знаниевой образовательной парадигмы на компетентностную. Новый подход к построению ОП профессионального образования определение социальных потребностей – “образ” специалиста с точки зрения развития гражданского общества и экономики знаний; проведение консультаций: работодатели и другие заинтересованные лица + преподаватели + специалисты соответствующей области и профессиональные организации; определение профессионального профиля; определение результата через общие и специальные компетенции; определение технологий, направленных на достижение результата; система менеджмента качества. Как свидетельствует практика, требуемое качество подготовки специалистов может быть достигнуто только при высоком качестве образовательной услуги, которое, в свою очередь может быть обеспечено только при оптимальном функционировании всей колледжной системы обеспечения качества образования, в которой кафедра, осуществляющая подготовку кадров по конкретным специальностям является основным звеном. Именно кафедра, обеспечивающая условия и процессы удовлетворения потребностей в повышении уровня профессиональных знаний как обучающихся, так и работодателей, играет особую роль в колледжной системе образования. Поэтому наша кафедра видит свою миссию в обеспечении качества содержания образования и руководство образовательным процессом с позиции качества образовательных услуг, направленных на подготовку конкурентоспособного специалиста. Политика кафедры в области качества состоит в обеспечении подготовки высокообразованных, высококвалифицированных выпускников и ответственных граждан, способных удовлетворять потребности во всех сферах человеческой деятельности, сочетающих знания и навыки высокого уровня, путем предоставления им возможности получения соответствующего уровня образования и квалификации, на основе использования курсов и учебных программ, постоянно адаптируемых к современным и будущим потребностям личности, общества, государства. Коллектив кафедры принимает на себя обязательство обеспечить непрерывное совершенствование образовательного процесса и научной деятельности для наиболее полного удовлетворения требований потребителей и заказчиков. В новой версии стандартов серии ISO 9000:2000 дается следующее определение качества: «Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, или некоторая их комбинация. В этом контексте, говоря о качестве, мы выделяем качество результатов деятельности (процессов), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности.
Система кафедрального управления качеством образования
Подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, невозможна без системы менеджмента качества образования, возможность действия которой в настоящее время обеспечено государственными стандартами среднего профессионального образования второго поколения. В современной версии стандартов ISO 9000:2000 система менеджмента качества включает три подсистемы: систему управления качеством, систему обеспечения качества и систему улучшения качества. Особенностью стандарта ISO 9001:2000 является то, что он написан в виде задач, которые должна решить сама кафедра при создании системы менеджмента качества и в первую очередь системы обеспечения качества. При этом наша кафедра реализует следующие принципы современного менеджмента качества. Ориентация на потребителя. Путем маркетинговых исследований мы определяем ориентацию потребителей. Потребителями кафедры являются: государство, удовлетворяющее свои потребности в квалифицированных работниках и стабильности общества; субъекты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие потребности в воспроизводстве основной производительной силы и обеспечении бизнес-процессов; студенты и их семьи, удовлетворяющие потребности в новых знаниях и навыках с целью получения материального благополучия, обеспечения самосовершенствования, повышения общественного статуса, формирования межличностной среды; общество в целом и другие заинтересованные стороны. Лидерство руководства. Зав.кафедрой своим личным примером должны демонстрировать приверженность качеству. Мы должны заботиться об обучении персонала по вопросам качества, а также обеспечивать необходимыми ресурсами решение задач качества. Вовлечение сотрудников. Система качества кафедры и её механизмы побуждают сотрудников проявлять инициативу в постоянном улучшении качества деятельности кафедры. Уровень квалификации педагогов обеспечивается систематическим повышением квалификации и регулярной аттестацией. Процессный подход. Управление процессом подготовки специалиста включает в себя управление учебным процессом (процессами преподавания и обучения), воспитательным процессом (формирование необходимых профессиональных качеств и качеств, обеспечивающих развитие социально адаптированной личности). На кафедре объектом обучения всегда является личность: она находится на входе и выходе образовательного процесса. Задачей процесса обучения является удовлетворение последовательно (по принципу возрастания) всех типов потребителей. Таким образом, результат обучения фиксируется в виде комплексного изменения личности, относящегося к её способности занять определённую социальную, производственную и экономическую нишу в качестве производителя и потребителя. Системный подход к менеджменту. Принцип системного подхода тесно связан с предыдущим принципом и с представлением о системе качества как о совокупности взаимосвязанных процессов. Системный подход – методология познания и практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности кафедры мы рассматриваем как её неизменную цель. Качество образования связано с общим развитием и улучшением образовательно - производственного потенциала кафедры, а поэтому особое внимание должно уделяться формированию инновационной среды образовательных процессов с целью создания образовательных услуг с новым конкурентоспособным качеством. Принятие решений, основанное на фактах и данных. Реализация принципа требует, прежде всего, измерения и сбора достоверных и точных данных, относящихся к поставленной задаче. Создание нормативно-методической базы для оценки эффективности процесса обучения, уровней обученности, среды обучения является важнейшей задачей кафедры в деле обеспечения качества подготовки специалистов. Взаимовыгодные отношения с партнерами (поставщиками). Поставщиками в данном случае мы считаем среднюю школу, выпускники которой поступают в колледж. Кафедра проводит активную профориентационную работу в школах города Смоленска, участие в школьных мероприятиях – конкурсах, олимпиадах, что позволяет привлекать к поступлению на наши специальности хорошо успевающих школьников, ориентированных на получении профессии.
Система качества на кафедре с точки зрения TQM. С точки зрения TQM наша кафедра разработала СМК, в центре которой находится планирование учебного процесса и его результатов, на эффективность которого влияет ориентация на конкретные задачи и цели, эффективное использование ресурсов, гибкость в организации процесса и самое главное постоянная готовность к изменениям и инновациям. Подводя итог вышесказанному, преподаватели нашей кафедры уверены, что существующая на ней СМК обеспечивает для студентов: повышение качества образовательной услуги; повышение качества специалистов-выпускников, возрастает спрос на них на рынке труда; повышение качества учебного процесса путем систематизации, сбора, распространения, анализа и хранения необходимой информации, а для самих преподавателей и заведующего кафедрой: улучшение контролируемости всех сфер деятельности за счет прозрачности и наличия информации о процессах; уменьшение объема бумажной работы; обеспечение полноправного выходя на международный рынок; повышение инвестиционной привлекательности кафедры; повышение роли сотрудников и понимание ими своей роли в деятельности кафедры.
|