ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА БАЗЕ ИСПЫТАТЕЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОУ СПО «НОВОСИБИРСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»
Сартакова Е.В., зам.директора по УПР, Червякова Т.Н., заведующая методическим кабинетом. ГОУ СПО «Новосибирский химико- технологический колледж им Д.И.Менделеева»
Химический комплекс является сегодня стратегической составляющей промышленности и науки России, имеет огромное общехозяйственное и оборонное значение. Он включает в себя 15 крупных подотраслей, специализирующихся на выпуске разнообразной химической продукции. К 2005 году в химической и нефтехимической промышленности насчитывалось около 760 крупных и средних предприятий, более 100 научных и проектно-конструкторских организаций. В настоящее время наметился новый подъем отраслей. В стране имеется ряд преимуществ для развития данного сектора экономики в будущем: · достаточно мощная сырьевая база; · наличие быстро развивающегося внутреннего рынка и потенциала спроса на продукцию химического комплекса; · наличие недорогой и квалифицированной рабочей силы. Для Новосибирской области химические отрасли имеют также принципиальное значение в связи с наличием большого числа специализированных научных организаций и химических предприятий. В перспективе роль химии в Новосибирской области может стать еще более значительной как крупнейшего центра химической науки в азиатской части России, здесь находится 7 крупных научно-исследовательских химических институтов СО РАН. Хорошие перспективы у химических предприятий, при этом особым приоритетом для области должно стать развитие рентабельных и не требующих больших объемов сырья предприятий малотоннажной химии и тонкого органического синтеза. Химические технологии составляет основу таких отраслей как металлургия, пищевая и фармацевтическая промышленность, индустрия строительных материалов, энергетика. Особое значение для отраслей сегодня играют биохимические инновации, а также высокие требования к качеству окружающей среды предъявляются со стороны органов экологического контроля. Поэтому перспективы для развития имеют только предприятия и учреждения науки, использующие современные технологии, приборы и оборудование. Ощущая потребность в квалифицированных конкурентоспособных кадрах, работодатели стали проявлять большую заинтересованность в диалоге с образовательными учреждениями. В связи с этим сформировались современные требования к специалистам со стороны отрасли: · способность работать на новом высокотехнологическом оборудовании; · использовать в профессиональной деятельности современные ИКТ; · готовность к саморазвитию и непрерывному образованию; · ответственность за результаты своей деятельности; · необходимость непосредственного общения работников с клиентами и заказчиками; · работать в коллективе, проектной команде. В связи с ростом требований к квалификации и качеству подготовки специалистов основной задачей учебного заведения, является полный учет требований работодателей. Требуется постоянно действующий механизм трансляции этих требований в систему профессионального образования.. ГОУ СПО «Новосибирский химико-технологический колледж им.Д.И.Менделеева» с 1929 г. ведет подготовку химиков и химиков – технологов для предприятий и учреждений промышленности и науки Сибири. Среди них: крупные производственные предприятия, содержащие в своей структуре аналитические лаборатории экологии, экспертизы, контроля качества продукции и других объектов; органы государственной власти и контроля; НИИ СО РАН; инновационные центры, производители специального оборудования; мелкие и средние предприятия, организации. Поскольку профессиональное образование и обучение, несомненно, являются существенным фактором для развития химической отрасли региона, особую важность приобретает эффективная система социального партнерства, которая понимается нами как взаимовыгодное конструктивное, долговременное взаимодействие образовательного учреждения с работодателями, профсоюзами, родителями, общественными организациями, основанное на: · общих интересах партнеров в области профобразования и подготовки кадров; · аккумулировании ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных); · соблюдении совместно выработанных правил и договоренностей, имеющих необходимую нормативную правовую базу, в целях консолидации усилий для устойчивого развития химической отрасли региона. Стратегические ориентиры партнерских взаимодействий колледжа направлены на: · развитие и реализацию системных проектов в области подготовки кадров для предприятий химической отрасли; · удовлетворение текущих и перспективных потребностей партнерства в высококвалифицированных специалистах; · формирование обновляющего банка данных о потребности региона в кадрах специалистов; · создание инфраструктуры стратегического партнерства; · усиление роли предприятий в обучении компетенциям, отвечающим конкретным требованиям производства; · проведение анализа рынка труда и выработка прогнозов развития регионального рынка труда химической отрасли. Система социального партнерства в колледже осуществляется в различных формах и направлена на обеспечение всех основных аспектов развития колледжа: · стратегия учебного заведения; · учебный и воспитательный процесс; · взаимодействие с рынком труда; · трудоустройство выпускников, кадровое обеспечение отраслей; · материально-техническое обеспечение. Отношения с колледжем строятся в зависимости от интересов и возможностей партнеров. В целом эти отношения можно характеризовать следующим образом: Работодатели и их ассоциации: · предоставляют дополнительные материально-технические ресурсы и инновационные технологии; · обеспечивают рабочими местами студентов во время производственной практики в инновационных фирмах; · проводят экспертизу программ, планов профессионального образования; · выявляют и определяют профессиональные компетенции, которые бы соответствовали и отвечали потребностям региона; · организуют краткосрочные стажировки преподавательского состава для повышения их профильной квалификации; · предоставляют уникальное и дорогостоящее оборудование для обеспечения учебного процесса и проведения научно-исследовательских экспериментов; · предоставляют информацию способствующую обеспечить инновационный подход в основных производственных процессах. Профсоюзы: · участвуют в создании нормативно-правовой базы отраслевой среды; · поддерживают молодых специалистов в отрасли, содействуют адаптации; · участвуют в заключении коллективных договоров; · проводят отраслевые совещания по вопросам развития отрасли и подготовки кадров; · помогают в организации и содействии переподготовки и повышению квалификаций преподавателей. Общественные организации ( в том числе отраслевые координационные советы): · представляют отраслевые отчеты, информационные источники; · участвуют в разработке политики в области подготовки кадров в т.ч. для химической отрасли; · распространяют брошюры и проспекты информационно-справочного характера; · оказывают консультационные и информационные услуги по вопросам трудоустройства и занятости специалистов. Учреждения и организации сферы образования: · расширяют и корректируют перечень услуг в соответствии со спросом работодателей; · открывают новые филиалы, представительства, отделения; · участвуют в реализации многоуровневых программ обучения; · создают объединения в рамках региональной системы образовательных учреждений; · участвуют в отраслевых научно-практических конференций; · осуществляют методическое руководство образовательных учреждений в области профессиональной деятельности. Особую роль в организации и стимулировании отношений в партнерстве играют органы государственной власти: · осуществляют информационную поддержку образовательным учреждениям по вопросам тенденций и направлений развития отраслей, рекомендаций инновационного направления; · предоставляют рекомендации в области осуществления направления деятельности и потребностей учебных заведений в регионе; · оказывают информационную поддержку в СМИ; · взаимодействуют с кадровыми агенствами и отделениями служб занятости; · организуют и участвуют в отраслевых семинарах, выставках, ярмарках с привлечением экспертов и органов государственной власти; · поддерживают инновационные образовательные и исследовательские проекты, программы в т.ч. финансовые и административные. Организационно-структурные механизмы социального партнерства обеспечивают распределение функций и ролей, установление разнообразных связей между социальными партнерами. Колледж использует систему социального партнерства, предполагающую объединение внешних и внутренних партнеров, отличающуюся гибкостью, адаптивностью к меняющимся условиям, высоким творческим потенциалом, способностью к развитию, позволяющую связать цели развития колледжа с интересами социальных партнеров. В настоящее время в колледже создана и развивается система социального партнерства, действует нормативно правовая база, управленческие подразделения, обеспечивающие коммуникации и интересы всех сторон. Среди них: Отраслевой консультативный Совет химической отрасли, Центр построения карьеры, Центр дополнительного образования, Центр научно-методической работы и инноваций, Отдел качества. Одним из примеров инновационной модели социального партнерства стала созданная впервые в учреждении СПО НСО при поддержке Управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации в Новосибирском химико-технологическом колледже им. Д.И. Менделеева Испытательная лаборатория контроля качества и экологической экспертизы. При создании лаборатории активно привлекались социальные партнеры, эксперты-представители НИИ и лабораторий, активно участвующие в развитии химической науки и производства в НСО. Уникальность лаборатории в том, что: · лаборатория аттестована на соответствие требованиям к химическим лабораториям; · лаборатория оборудована современным аналитическим оборудованием с программным обеспечением; · партнеры- поставщики приборов и оборудования для лаборатории – это известные производители лабораторного оборудования Сибирского Федерального округа, которыми были предоставлены льготы для колледжа; · в лаборатории имеется современный аппаратно- программный комплекс для проведения анализов методом инверсионной вольтамперометрии; · исследовательские методики прошли метрологическую экспертизу, соответствующие современным требованиям к лабораториям; · совместно с экспертами выбраны актуальные методы исследования, аппаратура и объекты для анализа (вода, почва, пищевые продукты, лаки и краски, химические реактивы); · руководит 12 учебными химическими лабораториями колледжа;
Цель деятельности лаборатории: · реализация обучающих программ подготовки и переподготовки специалистов для химических отраслей; · целевая подготовка и переподготовка специалистов среднего звена предприятий Сибирского региона в области современных технологий контроля качества, аналитической химии, физико-химических методов анализа; · проведение научно- экспериментальных исследований объектов окружающей среды и продуктов питания по существующим методикам; · реализация экологических и исследовательских проектов по заказам органов государственной власти и экологических служб; · оказание услуг населению, малым фирмам, сельскохозяйственным предприятиям г.Новосибирска и Новосибирской области в проведении анализов качества. Обучаясь работе на современном оборудовании, изучая современные методики студенты уже сегодня являются квалифицированными специалистами, готовыми работать на предприятиях, использующих современное оборудование для наукоемких технологий.
Огромный опыт исследовательской
работы в проектах совместно с предприятиями
1. Программа обследования и анализа почв Новосибирской области ( 2002-2005 гг.) (Заказчик- Институт почвоведения СО РАН); 2. Экспедиционные исследования системы Казыкских озер (озеро Кривое) (2003-2006 гг.) (Заказчик- Департамент развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области); 3. Программа определения примесей в химических реактивах. ( 2003-2005 гг.) (заказчик-ООО «Химрекатив»); 4. Оценка негативного воздействия инфраструктуры Северной части г.Обь на бассейн р. Власиха. (Заказчик- Областной департамент природных ресурсов по Сибирскому региону); 5. Обследование снежного покрова и вод, сбрасываемых в бассейнах рек и пределах г. Новосибирска на содержание загрязняющих веществ; 6. Создание и поиск программных средств, для обработки результатов анализов эко-аналитических лабораторий с помощью ПК. (Заказчик-Администрация Новосибирской области); 7. Оценка качества потребительских товаров на соответствие требованиям ГОСТ и ТУ.
Результаты научно- исследовательской деятельности студентов реально могут использоваться предприятиями и лабораториями. При этом уровень качества исследовательских работ достаточно высок и позволяет решать широкий спектр задач как для конкретного предприятия, так и в рамках комплексных исследований на отраслевом или региональном уровне. Проект «Экспедиционные исследования системы Казыкских озер»- реализовывался в соответствии с п.6.4.1. Областной целевой программы «Охрана окружающей среды Новосибирской области на 2005-2008 гг. в два этапа. По окончании проекта «Экспедиционные исследования системы Казыкских озер» были получены результаты на основании которых разработаны рекомендации по улучшению экологического состояния системы Казыкских озер и использовании систем озер для питьевых, технических, поливных, рекреационных и ихтиологических целей. Результаты исследовательских работ представлены на федеральном, региональном, отраслевом уровне, получили высокую оценку, в соответствии с рекомендациями заказчиков, приняты управленческие решения в отношении экологических объектов. Практика развития лаборатории доказала, что такая уникальная производственная площадка, созданная под руководством лидирующих в отрасли экспертов помогла занять активную позицию в химическом сообществе региона, а также: · активно содействовать подготовке высококвалифицированных специалистов в области химии; · выступать инициатором выдвижения научно-исследовательской деятельности колледжа на престижные научные конкурсы (гранты); · вести поиск путей совершенствования форм организации научно- исследовательских работ; Создание подобных инновационных площадок подтверждает, что образовательное учреждение может быть признано полноправным партнером в профессиональной среде, способствовать сближению интересов сфер производства и образования, формированию устойчивых связей между ними, эффективно развивая систему социального партнерства.
|