ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ – ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

Сверкунова Н.С.,

методист, заслуженный учитель РФ,

ФГОУ СПО «Благовещенский политехнический техникум»

 

Педагогический совет в техникуме является коллегиальным действенным органом, деятельность которого направлена на совершенствование учебно-воспитательного процесса и решение некоторых вопросов образовательной деятельности.

В последние годы, вместо нудных докладов и декларативных выступлений, педсоветы в техникуме проводятся нетрадиционно, по принципу вариативности. С обсуждением проблем, которые действительно волнуют педагогический коллектив, повышают качество учебно-методической и воспитательной работы, способствуют совершенствованию педагогического мастерства и повышению творческого потенциала преподавателей.

Каждый отдельно взятый педсовет проводится в рамках определенного содержания и предусматривает локальные изменении, направленные на улучшение, обновление, активизацию в отдельных сферах образовательной деятельности техникума.

Тематика педсоветов разнообразна и охватывает основные направления учебно-воспитательного процесса.

Эффективно, с практической результативностью проведены педсоветы по следующей тематике:

1.                  «Самостоятельная  работа – основа познавательной деятельности студентов».

Основная функция педсовета – активизация усилий педагогического коллектива по самостоятельной работе студентов, в том числе, учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной. Форма проведения – презентация семи преподавателей в режиме обмена опытом с использованием мультимедийной технологии и раздаточного материала. В ходе презентации состоялся обмен опытом по следующим вопросам: самостоятельная работа студентов в период теоретического и практического обучения, работа с первоисточниками (Шаманская Т.В.), рабочая документация при проведении лабораторных и практических работ (Краснобородько А.В., Олейник З.А.), исследовательская деятельность студентов и метод проекта (Соломяная И.В.), техническое творчество как важный фактор опытно-экспериментального и научно-практического поиска (Лебединский В.М.).

2.                  «Совершенствование контроля знаний, умений, навыков как средство повышения профессиональной подготовки студентов».

Основная функция педсовета – обобщающе-аналитическая в режиме развития педагогического мастерства, овладения формами и методами контроля, дающими наибольший эффект. Педсовет раскрыл адреса передового опыта контроля знаний, умений и навыков: рабочая тетрадь как важнейшее условие развития познавательной активности и самостоятельности студента на этапе овладения новыми знаниями (Малахова Т.С.); использование видеотеки, мультимедийного проектора при текущем контроле (Бочкарев В.М.) и компьютерных технологий – при курсовом и дипломном проектировании (Жарикова Н.А., Почанина Т.В.), тестовый контроль, в т.ч. на первом этапе итогового междисциплинарного экзамена по специальности.

3.                  «Отчет цикловых комиссий» - в режиме педагогического фестиваля.

Основная функция педсовета – расширение информационного поля о творческих поисках и находках в методической работе цикловых комиссий. Каждая из девяти цикловых комиссий показала свою педагогическую лабораторию, дала ответ на вопросы «Чему учить?» и «Как учить?». Ответ на вопрос «Кто учит?» присутствующие увидели сами в процессе мастер-класса: Гриценко С.Н. – приобретение навыков спонтанной речи переводчика для профессиональных коммуникаций; Тищенко О.А. – использование компьютерных технологий в обучении и контроле знаний; Салатов А.Б. – методико-педагогическое тестирование для установления уровня адаптации студентов к физической нагрузке; Иваницкая Т.А. – использование межпредметных связей и самостоятельная работа студентов на учебных занятиях по экономике; Губина Н.А. – практическое применение информационных технологий по специальным дисциплинам; Осипов В.В. – роль учебного кабинета в повышении качества обучения; Дробязко Н.А. – использование обучающих программ в учебном процессе.

4.                  «За занавесом урока».

Педсовет проведен в режиме «мозговой атаки». Основная функция этого педсовет – совместный поиск успеха, продуктивности урока, и, в первую очередь, целенаправленная педагогическая деятельность преподавателя по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения, т.е. педагогический менеджмент.

В подготовительный  период творческая группа провела определенную работу: посещение учебных занятий, заполнение листов посещения, анкетирование студентов «Преподаватель глазами студента», диагностика полученных результатов, подготовка информационного материала.

На основании обобщения материалов подготовительной работы был представлен словесный портрет преподавателя политехникума.

В ходе «мозговой атаки» члены педсовета, разделенные на три проблемные группы, разработали основные позиции, главные показатели эффективности урока. После активного обсуждения каждого из них, была создана рабочая группа для обобщения результатов и разработки рекомендаций преподавателям по повышению эффективности урока.

5.                  «Воспитательная среда – главное условие реализации учебного процесса».

Педсовет проведен в режиме коллективно-мыслительной деятельности. Основная цель этого педсовета – сформировать составные единых требований к студенту как важный фактор воспитательной среды в техникуме.

В ходе коллективно-мыслительной деятельности все члены педсовета были разделены на группы: три рабочие, аналитики (эксперты) и статисты. Выбраны старшие групп, определены роли каждой группы.

Работа в группах проведена по следующим этапам:

I этап – что Вас не устраивает? (негатив). Обсуждение, запись формулировок, передача данных аналитиками.

II этап – что Вы предлагаете? (позитив). Обсуждение, запись формулировок, передача данных аналитиками.

III этап – работа аналитиков. Формулировка проблем, выбор разумного и подходящего решения.

IV этап – согласование мнений рабочих групп и аналитиков.

V этап – подведение итогов. Принятие решений – программы близкого и дальнего действия.

При планировании и определении тематики педсоветов мы учитываем, что формулировка темы предполагает проблему, которая для техникума актуальна, практически значима и реально достижима.

В подготовительный период до заседания педсовета организуется деятельность рабочей группы, методического совета, цикловых комиссий, отдельных структурных подразделений.

Для заседаний педсовета в техникуме имеется специальная аудитория – зал, располагающий соответствующим интерьером и оборудованием (мультимедийная установка, компьютер с выходом в Интернет и другие ТСО).

Актуальность выбора тематики педсоветов, разнообразие форм и методов их проведения повышают активность его участников и способствуют работе педагогического коллектива в инновационном режиме.