ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА.
Серебряков В.Ф. преподаватель, Санкт-Петербургский экономико-технологический колледжа питания
Изменения социально- экономических условий, нормативно-правовой ситуации в РФ, кризис в духовно-нравственной сфере жизни более жестко требуют от каждого гражданина страны действовать в рамках правового поля, по нормам, установленным законом. Можно с уверенностью утверждать, что в ближайшее время все методические разработки, связанные с правовым образованием, будут привлекать к себе пристальное внимание не только педагогической общественности, но и общества в целом. В связи с этим возникает потребность в более качественной организации учебного процесса, сочетании в нем личностно- ориентированного и деятельностного подхода. Деятельностный подход, который требует активного участия студентов в образовательном процессе, должен и может стать основой правового обучения. Современная система российского права характеризуется динамичностью законодательства. Для достижения целей правового формирования специалиста необходимо такое обучение, которое обеспечивало бы его профессиональную деятельность. В учебном процессе осуществляется передача и усвоение информации. Лекция – это способ изложения учебного материала и обучающего взаимодействия преподавателя со студентами. Она вовлекает обучаемых в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует законченное учебное занятие. В ходе изложения лекции студенты овладевают новым материалом. В лекции необходимо вводить отдельные элементы активизации деятельности будущих специалистов. Лекцию необходимо строить так, чтобы обучаемые вникали в суть вопроса, а для этого нужно сочетать теоретические государственно-правовые вопросы с размышлением по изучаемым проблемам, подкрепляя их примерами из юридической практики. В ходе такой лекции студенты вникают в суть вопроса, с которыми сталкиваются будущие специалисты. Кроме изложения материала, лекционные занятия могут проводиться в различных формах, исходя из содержания учебного материала, уровня активизации познавательной деятельности студентов. Например: 1. Лекция – беседа; 2. Лекция – дискуссия; 3. Лекция с применением техники обратной связи. В учебном процессе лекция занимает основное место, так как она организует и направляет работу студента по изучению курса. Но лекционный курс не должен быть единственным источником знаний для студента. Лекции по правовым дисциплинам имеют некоторые особенности: 1. Язык права имеет свою специфику. Он отличается сложностью юридической терминологии, трудностью для понимания и запоминания юридических норм. Эта специфика обусловлена необходимостью точной передачи закона, недопустимостью его произвольного толкования. Но трудности легко преодолеть, если хорошо подготовиться к уроку и раскрывать содержание правовой нормы через конкретную жизненную, либо производственную ситуацию. 2. Лекция должна способствовать дальнейшей самостоятельной работе студента с книгой, документами, нормативными материалами, над изучением судебной практики. Студент должен знать, что лекция – только начало изучения вопроса, и что нельзя ограничиться механическим освоением услышанного на лекции. 3. Для того, чтобы студенты сознательно, творчески воспринимали лекцию, им следует тоже готовиться к ней. Для этого полезно заранее объявлять тему предстоящей лекции, доводить до сведения студентов план лекций, рекомендовать предварительно прочитать хотя бы соответствующий материал в учебнике или закон. В этом случае студент лучше усвоит новый материал, поймет смысл и содержание закона. 4. Не следует требовать от студента, чтобы он записал всю лекцию, это раздваивает внимание студента. Стремясь записать все сказанное преподавателем, студент перестает следить за его мыслью. Полезно записать основное, наиболее важное, или формулировки, определения, если они требуют точного воспроизведения. 5. На лекциях по правовым дисциплинам возможно применение наглядных средств (схем, таблиц, плакатов, опорных конспектов). Соединение рассказа преподавателя со зрительным восприятием позволяет глубже и убедительнее раскрыть теоретический материал, оживить и конкретизировать урок, возбудить интерес у студентов к изучаемому материалу. Кроме обучающего, каждая лекция должна иметь и воспитательный момент. На уроках можно привлечь внимание студентов к проблеме укрепления законности и правопорядка, совершенствования правовых норм, искоренения преступности. В изучении курса правовых дисциплин прослушивания одних только лекций недостаточно. Учебный процесс должен включать в себя игры, упражнения, дискуссии, работы с юридическими источниками, творческие работы. Педагогическая работа дает основание выделить среди прочих форм учебных занятий как наиболее эффективную – деловые игры. Суть деловой игры заключается в реализации студентами полученных знаний и умений на основе междисциплинарных связей. Вот так, на мой взгляд, могла бы быть проведена деловая игра по правовой ситуации в связи с причинением ущерба предприятию общественного питания его работником при выполнении трудовых обязанностей. Суть дела. Кладовщик склада ресторана Иванова по небрежности допустила порчу рыбы на одну тысячу рублей. Не отрицая своей вины в халатном отношении к хранению рыбы, ущерб добровольно возместить отказалась, ссылаясь на то, что неоднократно говорила заведующему складом о неисправности холодильного оборудования. Письменно по этому поводу ни к кому не обращалась. Зачитав задачу, преподаватель ставит перед студентами для решения контрольные вопросы. По настоящей задаче они могут быть следующие: 1.Как определяется ущерб на предприятиях общественного питания? 2.Есть ли основание преступления материальной ответственности? 3.Какой вид материальной ответственности предусмотрен в данной ситуации? Назовите нормативный акт, регулирующий данный казус? 4.Исходя из обстоятельств порчи рыбы, какое будет ваше решение - должна ли Иванова нести материальную ответственность? 5.Кем и в каком размере должен быть возмещен ущерб? Над ответами на поставленные вопросы работают все студенты. Задача может решаться на занятии либо задана для работы на дом. В этом случае ее разыгрывание переносится на следующее занятие. Перед началом игры преподаватель предлагает студентам, чтобы они называли круг лиц (по характеру выполняемой работы и занимаемым должностям), причастных к причинению ущерба и решению вопроса о материальной ответственности. По настоящей задаче из числа студентов назначаются (выбираются) кладовщик, комиссия по трудовым спорам, комиссия для расследования факта возникновения ущерба и определения его размера, которая назначается руководителем, в данном случае директором ресторана. Им надо выносить решение по существу дела. Таким образом, число действующих лиц по задаче будет 13-15. Затем преподаватель поручает студенту, исполняющему роль руководителя ресторана, начать игру с назначения комиссии по расследованию факта ущерба (5 человек). Затем вступает в игру комиссия по трудовым спорам, которую возглавляет ее председатель. Преподаватель участвует в игре в качестве дублера председателя КТС. Председатель КТС предлагает одному из членов комиссии по расследованию факта ущерба доложить о результатах расследования. После этого заслушиваются объяснения кладовщика, заведующего складом, выступления других лиц и членов КТС. Все они высказывают свое мнение по существу спора, отвечают на контрольные и другие вопросы, которые могут возникнуть в ходе игры. Последним выступает председатель КТС, он формулирует проект решения и предлагает его заседанию комиссии. В процессе игры обстоятельства задачи могут изменяться, тогда возникает новый ее вариант. Так в ходе игры, заведующий складом заявляет, что он не отрицает факта устного обращения кладовщика по поводу неисправности холодильного оборудования. Здесь может быть принято решение о возложении обязанностей возмещения ущерба заведующим склада. Эта же задача может быть разыграна и на частном предприятии. Тогда вопрос о возмещении ущерба рассматривается на оперативном совещании директора с участием виновных лиц. Правовая игра завершается заключением преподавателя, который разбирает ответы, обращает внимание на допущенные ошибки и объявляет правильное, в данной ситуации решение, которое и должно было быть принято КТС. Примерно в таком же порядке разыгрываются и другие правовые ситуации. Например, на занятие вносится спор, вытекающий из гражданско-правового договора. Из числа студентов выделяются представители сторон (для большего охвата можно по 2-3 человека), которые разыгрывают возникший имущественный спор: одна сторона обосновывает свои исковые требования, неисправный контрагент – доводы возражения или признания иска. Спор передается на рассмотрение арбитражного суда, которыми являются опят же сами студенты. Происходит гласное разбирательство спора, объявляется решение. По существу спора испрашивается мнение других студентов, затем делает заключение преподаватель. В игре могут быть использованы различные ситуации, а также задачи о нарушении трудового законодательства, административного правонарушения и другие. На мой взгляд, по некоторым задачам целесообразно поручить студентам составить деловые документы правового характера, вытекающие из условий задачи: приказа, решения, претензионного письма, искового заявления. Очевидно, такие задания следует давать на дом для последующего разбора на очередном занятии. Фрагменты деловой игры могут быть записаны на видеокассету с целью анализа ее организации, проведения, а также для дальнейшего использования преподавателями в качестве видеопособия. Становление личности специалиста осуществляется в ходе последовательного включения студента в учебно-профессиональную деятельность. Личностно- деятельностный подход создает условия для развития личности в направлении, соответствующем ее внутреннему стремлению к самоактуализации. Благодаря личностно-ориентированному подходу, колледж сможет помочь студенту в определении его места в обществе как будущего специалиста.
|