МОДЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

ПО РАБОЧИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

 

Сидоров В.В.,

Сандалова Светлана Борисовна

ГОУ СПО «Златоустовский индустриальный

техникум им. П.П.Аносова»

 

Необходимость приоритетного развития профессионального образования объясняется потребностью в высококвалифицированных специалистах всех уровней, которые обеспечат стране высокоэффективное развитие. Россия располагает одной из самых авторитетных образовательных систем в мире, однако формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют темпам общественного развития. Глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, необходимость разрешения экономических проблем в целях конкурентоспособности и эффективности предприятий, быстрого и адекватного реагирования на изменения, связанные с развитием новых технологий требуют соответствующей организации квалифицированного труда и, следовательно, особого внимания к профессиональному образованию. Анализ состояния системы образования и образовательных потребностей субъектов образования позволяет сформулировать следующие противоречия:

·                     между содержанием образования и современными требованиями к нему;

·                     между предложением и спросом на рынке образовательных услуг.

В последние годы работодатели все более активно стали интересоваться проблемами подготовки кадров и ставить вопросы повышения качества подготовки выпускников. Все это требует изменения траектории развития образования, ориентации его на удовлетворение запросов работодателей. В связи с этим на первый план выдвигается задача определения соответствия образовательных продуктов запросам рынка труда, формирование оптимальной структуры профессионального образования, нацеленной на конечный результат – подготовку профессионала, востребованного работодателем. Анализ образовательного пространства с целью поиска возможных путей решения этой задачи позволяет предложить создание Профессиональных стандартов по рабочим профессиям в рамках действующих ГОС СПО второго поколения.

Инновационные процессы в сфере профессионального образования, необходимые для решения поставленной задачи невозможно осуществить без участия социальных партнеров. Социальное партнерство – это особый тип взаимодействия образовательных учреждений с работодателями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников образовательного процесса.

Опрос руководителей предприятий машиностроительной отрасли региона позволяет определить основные требования, предъявляемые работодателями к содержанию профессионального образования и квалификации выпускников. Как нам представляется, именно эти требования должны лечь в основу профессиональных стандартов по основным рабочим профессиям машиностроительной отрасли. Профессиональные стандарты обеспечат учет требований работодателей по содержанию подготовки в образовательных учреждениях СПО (профессиональный профиль, квалификационные характеристики); корректировку существующих и разработку новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей; расширение возможности трудоустройства выпускников; сокращение расходов на переподготовку и повышение квалификации кадров, которые в настоящее время осуществляется на самом предприятии и связаны со следующими проблемами: устаревшие программы переподготовки и повышения квалификации и недостаточное материально-техническое оснащение учебного процесса.

Процесс трансформации системы образования в данном случае осуществляется путем некоторого изменения содержания образования и поиска новых форм его организации, при этом в качестве приоритетной задачи ставится задача подготовки высококвалифицированного специалиста. При таком подходе образование ориентируется на потребности конкретных потребителей образовательных услуг путем своевременного адекватного изменения содержания профессионального образования.

Для обеспечения успешной реализации предлагаемого проекта необходимо:

·       тщательно подготовить процессы взаимодействия социальных партнеров с учетом интересов сторон;

·       что бы одна из сторон должна взяла на себя главную роль и ответственность в формировании эффективного социального диалога (по мнению авторов эту роль необходимо возложить на образовательное учреждение).

Социальное партнерство в процессе создания Профессиональных стандартов по рабочим профессиям машиностроительной отрасли обеспечивает интеграцию образования и производства, направленную на профессиональную подготовку высококвалифицированных специалистов, путем реализации следующих функций.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

Учебное заведение

Работодатели

Организация социального диалога

Планирование потребности в кадрах

Планирование выпуска специалистов

Участие в процессе разработки Профессиональных стандартов

Разработка и предложение учебных программ и учебных планов

Мотивация на подготовку качественных специалистов

Разработка и внесение предложений по изменениям Профессиональных стандартов

Контроль качества выпускаемых специалистов

Самоконтроль образовательных программ

Оценка качества подготовки выпускников по Профессиональным стандартам, согласованным со всеми участниками

 

Опыт создание Профессиональных стандартов по рабочим профессиям машиностроительной отрасли для предприятий города Златоуста позволяет предложить следующий алгоритм:

1.     Разработка структуры и содержания Профессионального стандарта;

2.     Формирование необходимых образовательных программ;

3.     Разработка содержания программ практического обучения в соответствии с требованиями профессиональных компетенций выпускника;

4.     Модернизация учебных планов.

При разработке структуры и содержания Профессионального стандарта особое внимание уделяется определению профессиональных компетенций выпускника, включающих общепрофессиональные и специализированные (профессионально-профильные) составляющие, которые обеспечиваются определенным набором дисциплин и практик. Так как компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области, то к выявлению профессиональных компетенций необходимо привлечение работодателей.

Формирование образовательных программ осуществляется с учетом сохранения основных дидактических единиц, предусмотренных ГОС СПО второго поколения по соответствующим специальностям среднего профессионального образования и добавлением специализированной составляющей профессиональной компетенции выпускника за счет увеличения часов на изучение дисциплины из резерва времени образовательного учреждения.

Разработка программ практического обучения осуществляется с учетом требований к профессиональным компетенциям выпускника в области знаний и умений, характеристике и примерах выполняемых работ, а так же к порядку повышения квалификации от меньшего разряда к большему за время освоения государственного образовательного стандарта, что обеспечивается использованием часов, отводимых на консультации и факультативные дисциплины каждого года обучения.

Модернизация учебных планов обеспечивается за счет обязательного сохранения дисциплин, предусмотренных ГОС СПО второго поколения и полного пересмотра вариативной части в области дисциплин специализации и дисциплин по выбору студента в цикле специальных дисциплин, а так же распределения времени на дисциплины национально-регионального компонента путем введения дополнительных дисциплин, обеспечивающих реализацию содержания Профессионального стандарта по рабочим профессиям машиностроительного профиля.

С позиции современного аспекта трансформирования образовательных услуг для подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда целесообразно обратить внимание на возможности ГОС СПО второго поколения в рамках специальностей машиностроительного профиля. Такой смысловой и целевой ориентир, несомненно потребует соответствующего обеспечения, но это окупится качественными характеристиками профессиональной деятельности.