ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА

К САМОРАЗВИТИЮ И САМОПОЗНАНИЮ

 

Саливон Е.Г.,

к.п.н, научный консультант,

Свириденко Ю.В.,

преподаватель информатики

Комсомольский-на-Амуре техникум

лёгкой промышленности,

 

На современном этапе образование должно решать одну из важнейших задач как учить человека учиться, научить его самостоятельно учиться и постоянно пополнять свои знания, то есть готовить обучаемых к непрерывному самообразованию. «Это умение должно стать столь же фундаментальным качеством личности, как первичные ориентировочные и поведенческие навыки» (Ягодин Г.М.).

Саморазвитие студентов - составная часть всей системы непрерывного образования - на современном этапе приобретает особую актуальность, так как сегодняшние студенты - это специалисты завтрашнего дня. В период обучения в специальном учебном заведении саморазвитие не только помогает углубить и расширить свои знания, но и формирует мировоззрение, социальную активность, нравственный идеал. В самообразовании развивается и утверждается личность и ее особенности.

Рассматривая готовность личности к саморазвитию можно выделить, на наш взгляд, четыре важнейших элемента:

► целостный эмоционально-личностный аппарат (внутренняя потребность в самосовершенствовании, личностные ценности, эмоционально-волевой механизм, человечность, общие умственные способности и пр.);

► система знаний, умений и навыков по саморазвитию (полнота и глубина сформировавшихся научных понятий, взаимосвязей между ними, умения соотносить научные понятия с объективной реальностью и пр.);

► умения и навыки грамотно работать с основными источниками социальной информации, такими, как книги, библиографические системы, автоматизированные информационно-поисковые средства, радио, телевидение, и пр. (умение ориентироваться в больших объемах информации, выбрать главное, зафиксировать его);

► система организационно-управленческих умений и навыков (намечать и выполнять задачи самообразования, планировать свой труд, умело распределять усилия и время на различные обязанности, умело преодолевать трудности на пути к цели, создавать благоприятные условия для самодеятельности, осуществлять самоконтроль, самоанализ результатов  и характера самодеятельности).

В педагогическом процессе средних специальных заведений можно выделить три уровня саморазвития и самообразования личности (по Г.Н.Серикову): начальный, средний и высший.

На начальном уровне мотивы саморазвития студентов в основном стихийны, они не связывают личные потребности в саморазвитии с общественными интересами. Знания по учебным предметам носят изолированный характер, часто студенты не видят даже внутрипредметных связей между различными научными понятиями. Умения работать с источниками информации не систематизированы, некоторые не используются совсем. На этом этапе студенты не умеют самостоятельно организовывать саморазвитие, а могут лишь с определенной мерой добросовестности и исполнительности выполнять указания и рекомендации преподавателей.

Для среднего уровня готовности личности к самообразованию характерно стремление научиться самостоятельно ставить перед собой цели саморазвития и качественно их выполнять. Они понимают необходимость связывать самообразование с интересами общества, но не всегда умеют четко сформулировать соответствующую цель. Знания по учебным предметам систематизированы, но межпредметные связи еще не всегда четко осознаются. Студенты умеют работать с основными источниками информации, но не всегда могут рационально применять их в самообразовательной деятельности. Студенты умеют самостоятельно организовывать процесс самообразования, но не могут рационально планировать целостное средство саморазвития.

Для высшего уровня характерны глубокое понимание личностью необходимости руководствоваться в саморазвитии социально значимыми целями, умение четко сформулировать такие цели, стремление достичь ее оптимальным способом. Знания личности носят целостный характер. В их основе лежит глубокое понимание наличия внутри- и межпредметных связей в науке. Каждый субъект саморазвития умеет рационально применять различные источники информации в своей деятельности.

Одним из условий активизации познавательной деятельности студентов в обучении является управление их самостоятельными занятиями, рациональная организация которых составляет важный резерв повышения эффективности и качества подготовки специалистов.

Чтобы эффективно воздействовать на студентов, преподаватель должен постоянно иметь необходимую и достаточную информацию о том, как протекает их самостоятельная познавательная деятельность.

Учеба в техникуме или ином образовательном учреждении занимает большое место в жизни учащегося. Позитивное здесь - готовность учащегося к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов ученика. Для студентов становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Если учащийся не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезнет интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам.

Непосредственному наблюдению индивидуально-психологические различия студентов не поддаются. Сложность их изучения заключается в том, что у разных студентов проявляются различные психологические качества. Например, отрицательные свойства в деятельности (слабый контроль, частые отвлечения и т.д.) у одних учащихся оказываются, прежде всего, связанными с недисциплинированностью, отсутствием трудолюбия и старательности. У других - с невнимательностью, слабой настойчивостью, у третьих - с высокой подвижностью, импульсивностью. При этом индивидуальные особенности учащихся сложно взаимодействуют друг с другом. Например, высокая подвижность, которая нередко связана со слабым контролем, под влиянием интереса и ответственного отношения к делу может сочетаться с нормальным контролем. Или, наоборот, слабый контроль под влиянием недостаточно ответственного отношения к делу может проявляться и у некоторых медлительных учащихся, хотя медлительность связана с усиленным контролем. Слабый контроль может быть также вызван и одновременным проявлением разных внутренних причин: недостаточно ответственным отношением к деятельности и подвижностью студента.

Г.И. Куценко в своей работе «Научная организация труда учащихся техникумов» отмечает «Учение ценно для каждого настолько, насколько он сам реагирует на него. Поэтому очень важно, как и что делают учащиеся, прикладывают ли максимум активности. И для стимулирования их активности необходимо применять различные формы контроля.

Одной из тенденций развития процесса обучения в техникуме является возрастание удельного веса самостоятельной работы студентов по овладению новыми знаниями. В ходе самостоятельной работы студент сталкивается с необходимостью проверить, оценить и откорректировать результаты своей работы в соответствии с заранее намеченными целями.

 Эта проблема возникает не только в процессе самостоятельной работы или саморазвития студентов в период обучения в техникуме, но и в течение всей дальнейшей профессиональной деятельности, когда последствия от допущенных ошибок существенно возрастают. Поэтому умение осуществлять самоконтроль надо считать необходимой чертой профессиональной подготовки выпускника техникума и формировать соответствующие умения при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин. Проблема самоконтроля знаний уже давно находится в центре внимания педагогов и психологов. Так, в работах Архангельского С.И., Бабанского Ю.К., Данилова Н.А., Есипова Б.П. и других самоконтроль рассматривается как необходимое звено учебного процесса, связанное с повышением активности учащихся.

Под самоконтролем понимается проверка собственными силами самого себя, своей работы, своих знаний, своего поведения и регулирование их путем внесения соответствующих корректив. Выделяют структурные звенья самоконтроля:

-   выяснение цели деятельности, средств и способов достижения конечного результата;

-   анализ недостатков и причин их возникновения;

-   коррекция дальнейшего хода работы.

 

Выделяя уровни овладения студентами умениями самоконтроля, мы учитываем:

-   психологическую готовность студентов к осуществлению самоконтроля;

-   умение осознавать и конкретизировать конечную цель (результат) деятельности;

-       владение приемами самопроверки;

-       владение приемами самооценки;

-   умение осуществлять анализ недостатков и определять меры по их устранению.

Каждый из этих параметров, характеризуя ту или иную сторону комплексного умения осуществлять самоконтроль, состоит в свою очередь из совокупности компонентов. Так, психологическая готовность к осуществлению самоконтроля предполагает понимание важности его осуществления, стремление к овладению широким спектром приемов самоконтроля и постоянному их использованию при различных видах деятельности. Владение приемами самопроверки подразумевает сформированность их у студентов до уровня, позволяющего осуществить всестороннюю проверку степени усвоения учебного материала или качества выполнения заданий.

Таким образом, знания для учащихся обретают особую значимость при развитии личности. Они являются той ценностью, которая обеспечивает учащемуся расширение собственного знания и значимое место среди сверстников.

Эрудированный учащийся пользуется авторитетом у сверстников, как носитель особого фетиша, что позволяет преумножать свои знания. При этом сами по себе знания доставляют учащемуся истинную радость и развивают его мыслительную способность. Следовательно, необходимо увлекательно и доходчиво объяснять материал, представлять новые обучающие программы, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учащегося. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом.

В целях изучения организации контроля как условия саморазвития  личности студента государственного образовательного учреждения при обучении информатики было проведено анкетирование в Комсомольском - на - Амуре техникуме легкой промышленности среди студентов первых и вторых курсов. В анкетировании приняли учащиеся вторых и первых курсов в количестве 58 студентов. На первый вопрос, который мы задали студентам- «Нравится ли Вам учиться?», мы получили следующие данные: 11% опрошенных ответили, что им не нравится учиться. Это довольно хороший показатель, который говорит о том, что преподавательский состав неплохо справляется со своими обязанностями и заинтересовывает большую часть студентов на своих занятиях, так как 45% опрошенных студентов ответили, что им нравится учиться. Однако 43% учащихся говорят о том, что не знают, нравится ли им учеба, и это, по всей видимости, свидетельствует о том, что преподавателям еще не удалось полностью охватить студенческий коллектив и им необходимо принимать меры по дальнейшей мотивации познавательного интереса у студентов на своих занятиях.

 

Вопрос «Вы посещаете техникум с целью…» помог нам выяснить, насколько серьезно учащиеся относятся к своей учебе. Больше половины опрошенных (57%) ответили, что хотят получить знания, что говорит о серьезном отношении студентов к своей учебе. 28% отвечавших проявили особый интерес к приобретению профессиональных умений и навыков, что также говорит об их целеустремленности. Интерес вызывают планы учащихся после окончаний данного учебного заведения Из процентных соотношений мы видим, что большинство учащихся (53%) не собираются останавливаться на достигнутом и собираются продолжить свое обучение. Это характерный показатель желания студентов получать дальнейшее образование, саморазвиваться, самообразовываться. На вопрос «Считаете ли Вы себя самостоятельным?», утвердительно на этот вопрос ответило 26% учащихся, отрицательно ответили 29%, затруднения при ответе на этот вопрос возникли у 45% студентов.

Мы посчитали необходимым задать студентам в следующий вопрос: «Информатика» по Вашему мнению, обязательный или лишний предмет в вашей учебной программе?». Ответы на данный вопрос говорят о понимании студентами необходимости ведения в учебной программе дисциплины «Информатика». 34% учащихся ответили, что этот предмет не только нужен, но и обязателен, это хороший показатель. Основной источник получения знаний по «Информатике» студенты практически не определили, их ответы можно свести к следующему: «в равной доле получают информацию из различных источников». В этом есть и свои плюсы и минусы. Учащиеся должны уметь отделять достоверные источники информации от недостоверных, уметь находить для себя дополнительную информацию, что является необходимым условием их саморазвития.

Анализ вопроса «Информатика для Вас это:...», позволил сделать следующие выводы: большинство отвечавших (72%) ответили, что информатика не просто учебный предмет, а это сфера жизни человека. Этот показатель дает студентам основание говорить о том, что учащиеся видят взаимосвязь учебного предмета и жизненных ситуаций. Что является обязательным при изучении информатики.

Результат самооценки по дисциплине «Информатика» говорит о низкой оценке своих знаний среди учащихся. 50% учащихся говорят о том, что они не изучали ее ранее - это большой показатель. Он говорит о существенных недочетах в работе преподавателей и необходимости работать над этой проблемой.

Ответы на вопрос «Видите ли Вы необходимость в контроле ваших знаний по информатике» позволяют нам судить о том, что студенты видят необходимость в контроле над их знаниями, то есть, психологически можно сказать, они готовы, чтобы преподаватели их проверяли, и контролировали их развитие. Из видов контроля учащиеся техникума предпочитают тестовые задания.

Изучая знания и понимание студентами понятия «Саморазвитие» мы пришли к выводу, что студенты под саморазвитием понимают самостоятельное получение каких либо знаний и навыков в различных областях науки и сферах жизни.

Таким образом, почти половине учащихся нравится учиться и, хотя значительное количество студентов затруднились ответить на этот вопрос, большинство из них хотели бы продолжить свое образование после окончания техникума.

Таким образом, большая часть студентов (71%) видят необходимость в контроле их знаний по информатике, что говорит об их неуверенности в себе. Практически  все студенты считают предмет «Информатика» важным и необходимым, а также воспринимают его не как учебный предмет, а как сферу жизни человека и его взаимоотношений. Это позволяет нам сделать вывод о высоком профессионализме преподавательского состава кафедры «Естественнонаучных и математических дисциплин» и качественной  подготовке студентов техникума легкой промышленности по дисциплине «Информатика».

Подобная диагностика позволяет выявить наиболее значимые проблемы мотивации обучения студентов, поэтому мы считаем необходимым использование данных методов, т.к. они позволяют актуализировать перед педагогами проблему контроля как условия саморазвития личности выпускника техникума и создают возможность приобщения большего числа студентов к саморазвитию и самоконтролю.