НОВЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

Морозова Г.Н.,

 старший научный сотрудник ИПП ПО РАО,

кандидат педагогических наук

 

Мониторинг качества учебного процесса, результатов обучения студентов, качества итоговой подготовки будущих специалистов становится особенно актуальным в условиях ориентации профессионального образования на формировании нового качества подготовки кадров. К сожалению, мониторинг в условиях конкретных учебных заведений рассматривается, как правило, не с позиций целей, общих принципов, содержания, методов и средств управления, а лишь как форма получения, передачи и накопления информации. Все это не позволяет относить сложившиеся подходы к отслеживанию качества результата подготовки специалиста к современному мониторингу качества образования в учреждении среднего профессионального образования (далее – УСПО).

В настоящей работе изложены результаты многолетнего исследования по актуальной проблеме мониторинга и оценке качества подготовки специалистов среднего звена, проведенного коллективом ученых и специалистов системы СПО на базе Института педагогики и психологии профессионального образования РАО под научным руководством академика Г.В. Мухаметзяновой.

Обычно под концепцией понимают совокупность основных идеи, положении, принципов, определяющих вектор развития того или иного явления. Именно поэтому разработка концепции является очень важным этапом инновационного развития образовательного учреждения.

В нашем понимании концепция представляет собой сжатое, декларативное, системное изложение основных целей, принципов и положений организации, функциони­рования и развития системы мониторинга и оценки качества подготовки обучаемых, осуществляемого с помощью научно обоснованных измерителей. Назначение концепции заключается в том, чтобы быть ориентиром в организации управления качеством подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования.

Поскольку в теории и практике существуют разнообразные подходы к определению понятия «мониторинг» необходимо выразить собственную точку зрения. В нашем исследовании мы рассматриваем мониторинг качества подготовки специалиста среднего звена как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о целях, содержании, процессе, условиях и результата подготовки специалистов в ССУЗ, обеспечивающей систематический анализ соответствия их реального состояния заданным требованиям с целью принятия управленческих решений, направленных на обеспечение нового качества  подготовки специалистов.

Исходя из такого понимания сущности мониторинга качества подготовки специалиста, его основная цель состоит в создании информационных условий формирования целостного представления о состоянии и изменениях качественного процесса, условий и результатов подготовки специалистов. Разумеется, что осуществление данной цели мониторинга невозможно без наличия ряда условий. К ним относятся: наличие интеллектуальных ресурсов, финансовых средств, материально-технического обеспечения, организационного подкрепления, осознание субъектами мониторинга необходимости и целесообразности разработки реалистической модели мониторинга.

Для достижения отмеченной выше главной цели мониторинга необходимо решить следующие задачи:

1.      Разработать комплекс показателей, обеспечивающих целостное представление о качестве подготовки специалиста в ССУЗ и его изменениях.

2.      Обеспечить сбор, хранение и систематизацию информации о состоянии и развитии системы качества.

3.      Обеспечить регулярное и наглядное представление информации процессах, происходящих в системе подготовки специалистов, с использованием компьютерного моделирования.

4.      Выработать управленческие решения на основе информационного обеспечения анализа и прогнозирования состояния и развития системы СПО.

Таким образом, выполнение основной цели и задач превращает мониторинг качества подготовки специалистов среднего звена в механизм влияния и коррекции деятельности субъектов управления качеством СПО.

В качестве объекта мониторинга качества подготовки специалистов в условиях конкретного учебного заведения профессионального образования выступает институциональная система подготовки специалистов среднего звена (ССУЗ).

Предметом мониторинга качества подготовки специалистов среднего звена выступают состояние данной системы подготовки в определенный период времени и конкретные изменения в рамках этой системы. Это означает, что имеют важное значение не только система конкретных показателей качества подготовки специалистов, но и их динамика за определенный промежуток времени.

Субъектов мониторинга обычно делят на две группы: субъекты, представляющие информацию и субъекты, собирающие и обрабатывающие ее. Так, например, в системе СПО главным субъектом на уровне учебного заведения может быть специальный центр или отдел.

Эффективность деятельности всех субъектов мониторинга может быть

обеспечена только при наличии специальной структуры, которая бы координи­ровала организационно-методическое и программно-техническое обеспечение мониторинговых процедур. На наш взгляд, такой структурой могла бы быть мониторинговая служба (информационная служба). В то же время можно констатировать, что такие мониторинговые структуры в системе СПО только начинают создаваться. Нам представляется, что сегодня каждое УСПО должно иметь в своей структуре службу мониторинга, которая бы решала задачу информационного обеспечения процесса управления качеством подготовки современных кадров.

К основным функциям мониторинга следует отнести диагностическую, прогностическую, координационно-коррекционную, компаративистскую и мотивационную функции.

Кроме основных функций мониторинг выполняет и вспомогательные функции, в том числе методическую, воспитательную, пропагандистскую, обучения и распространения передового опыта, консультативную, управленческую, информационную.

Принципы мониторинга подразделяются на две группы: общие и специфические.

Общие принципы мониторинга регулируют любые мониторинговые процедуры, независимо от объекта, предмета, субъекта. К их числу можно отнести принципы: объективности; валидности; систематичности; комплексности; гуманистической направленности, динамичности и устойчивости. Эти принципы инвариант­ны.

Вторая группа принципов мониторинга вариативна и их состав, специфика зависят от объекта, предмета и субъекта мониторинговых процедур.

Раскроем содержание общих принципов.

Принцип объективности требует по возможности максимального исключения субъективных оценок, учета всех результатов (как положительна, так и отрицательных), создания равных условий для всех обследуемых.

Принцип валидности предполагает полное и всестороннее соответствие предъявляемых контрольных и диагностических заданий, цели и содержанию обследуемого материала; четкость критериев измерения и оценки; возможность подтверждения позитивных или негативных результатов разными способами контроля.

Принцип систематичности требует чтобы мониторинговые процедуры осуществлялись с определенной периодичностью, а не спорадически. Временной интервал между обследованиями может быть различным в зависимости от объекта измерения и других фактов, но важно, чтобы он, будучи принятым, соблюдался.

Принцип комплексности требует, чтобы объект мониторинга был описан посредством комплекса показателей и индикаторов. Одновременно он требует использования и комплекса способов и методов осуществления мониторинга.

Принцип гуманистической направленности мониторинга предполагает создание обстановки доброжелательности, доверия, уважения к личности, мак­симально благоприятных условий, положительного эмоционального микрокли­мата. Результаты мониторинга не могут быть использованы для применения ка­ких-либо репрессивных мер.

Принцип динамичности и устойчивости связан с тем, что объекты мониторинга находятся в движении, постоянном изменении под влиянием социальных, экономических, полити­ческих, духовных процессов. Поэтому при устойчивости некоторых основных параметров педагогического мониторинга необходимо постоянно отслеживать и учитывать изменяющиеся условия функционирования и развития системы под­готовки специалистов среднего звена.

Модель мониторинга может представлять из себя совокупность парамет­ров: с одной стороны, фундаментальных, инвариантных, неизменных, а и другой - вариативных, гибких, позволяющих оперативно учитывать изменившиеся об­стоятельства. В противном случае мониторинг может превратиться в некую за­стывшую схему, догму и его задачи могут свестись к простой регистрации на­блюдаемых фактов и явлений.

В организации и проведении мониторинга качества результата подготовки в УСПО можно выделить четыре этапа.

I этап – это разработка модели специалиста среднего звена для правовой сферы в условиях УСПО (определение системы качеств, необходимых выпускнику УСПО для обеспечения профессиональной компетентности).

II этап – это получение информации о психолого-педагогических результатах и соотнесение их с моделью (насколько выпускник соответствует модели).

III этап – это получение информации о функциональных результатах (определение условий, которые были созданы в УСПО для того, чтобы выпускник стал компетентным специалистом и как можно в большей мере соответствовал модели).

IV этап – это соотнесение полученных психолого-педагогических и функциональных результатов между собой, анализ полученной информации об успешности (неуспешности) достижения выпускниками модели, выявление причин отклонений. Важным моментом этого этапа является обсуждение результатов анализа деятельности УСПО, определение перспектив его инновационного развития.

Для наглядности концептуальная модель мониторинга качества результата подготовки специалиста представлена в виде структурной схемы на рис. 1.

Предлагаемая модель дает наглядное представление о концепции исследования качества результата подготовки специалиста в образовательном учреждении и обладает следующими специфическими признаками.

Методологической основой мониторинга являются системный, квалиметрический, многомерный, динамический, количественный и качественный, маркетинговый, ситуационный, социальный подходы.

В концепции предлагается дедуктивный способ построения мониторинга, т.е. мониторинг планируется, исходя из общих принципов и целей управления к частным эмпирическим наблюдениям. Такое построение мониторинга исключает сбор информации «на всякий случай» и тем самым обеспечивает управление более точной и надежной информацией. Кроме того, информация о качестве результата подготовки специалиста создается не только при непосредственных наблюдениях за деятельностью субъектов мониторинга во время учебных занятий и на внеаудиторных мероприятиях, но и при обработке массивов первичных данных.

Предлагаемая концепция мониторинга основана на таких общих принципах, как: информатизация, систематичность, комплексность, объективность, валидность, динамичность и устойчивость. Использование компьютерных технологий в управлении качеством подготовки специалиста обеспечивает не только накопление, оперативную обработку и наглядное представление массивов информации, но и способствует развитию современной информационной культуры руководителя образовательного учреждения.

Важность построения концептуальной модели мониторинга качества результата подготовки специалиста в образовательном учреждении, на наш взгляд, диктуется рядом обстоятельств. Все выделенные признаки модели характеризуют современный мониторинг как эффективное средство управления качеством подготовки специалиста в средне-профессиональной школе. По сути дела, эта модель является аналогом, эквивалентом решения проблемы управления качеством подготовки специалистов в системе СПО от разработки идеи в прикладном аспекте до ее реализации в практике. Важнейшей задачей при этом становится обеспечения наглядного представления экспресс-информации сразу по нескольким параметрам: какова степень сложности управленческой задачи; какими организационно-управленческими и организационно-методическими средствами она решается и какова степень подключения к ее решению коллективных органов и служб, включая инновационные в дополнение к существующим.

Предлагаемые научно-исследовательские наработки в области мониторинга качества подготовки специалистов в системе СПО оказались весьма полезными для образовательных учреждений г. Казани и Поволжского региона, а их творческое осмысление и применение на базе УСПО, являющихся экспериментальными площадками ИПП ПО РАО, принесли положительные результаты.

Несмотря на наличие определенного задела, к сожалению, приходится констатировать, что к настоящему времени не разработана научно обоснованная система критериев и показателей оценки качества подготовки специалистов среднего звена. Трудности в решении проблемы критериев связаны, прежде всего, с отсутствием теоретико-методологической базы, ориентированной на потребности в большей степени регионального рынка труда, личности, государства и общества. Для практики средней профессиональной школы характерно узкопредметное видение критериев оценки качества, в то время как современная ситуация на рынках труда и образовательных услуг требует системного, многоуровневого и многоаспектного подхода.

В заключении рассмотрим ряд современных концептуальных положений, на которых может базироваться формирование модернизированной системы критериев оценки качества подготовки специалистов.

Первое концептуальное положение связано с формирующейся в совре­менной философии методологией многомерного подхода, означающей переход к принципиально новой парадигме мышления - многомерности (Алтухов В.Л.).

В рамках многомерного подхода проблема выделения единственного верного дискурса или истинной концепции представляется «псевдопроблемой». С позиций концепции многомерности как но­вой парадигмы мышления ясно, что не может быть разработана единая, «пра­вильная» система критериев и методов оценки качества готовности выпускников профессиональной школы к условиям современного производства и со­циальной сферы. Следовательно, необходимо признать равнозначность объективных и субъективных критериев оценки качества, имеющих свои возможности и границы применения, определяемые исходными позициями, положенными в основу и многими другими факторами.

Второе концептуальное положение - модернизированная система критериев оценки качества подготовки специалистов должна соответствовать новой цели современного образования, поставленной в Концепции модернизации российского образования - главное не только освоение знаний и умений, но и развитие личности, формирование его ключевых компетенций.

С позиции компетентностного подхода к обновлению содержания СПО необходимо признать равнозначность существования объективных (уровень предметных знаний и умений) и субъективных (уровень развития ключевых компетенций) критериев оценки качества результата подготовки.

На уровне реализации требований компетентностного подхода к подготовке современных специалистов нового качества это означает, что каждому преподавателю следую решать не только задачу формирования системы знаний, умений и навыков по конкретному предмету, но и ключевых компетенций, исходя из возможностей содержания учебного материала, форм, методов и средств педагогического воздействия.

Для обоснованной оценки сформированности ключевых компетенций представляется возможным использовать квалиметрический инструментарий и, частности, метод экспертных оценок.

Третье концептуальное положение отражает позицию о том, что в условиях рыночной экономики у системы профессионального образования сформировался полисубъектный потребитель образовательных услуг: обучающийся; работодатель (рынок труда с его ситуативными искажающими импульсами); общество и сама система профессионального образования. Очевидно, что ожидания от образования со стороны этих потребителей различны. В этой связи представляется необходимым использование идеи о создании разветвленной поливариантной системы внешней оценки качества - поливариантной аккредитации (Ф.Ван Вугт). Ее главное отличие от существующей состоит в создании сети аккредитационных организаций, каждая из которых отражала бы интересы конкретной группы потребителей.

Четвертое концептуальное положение состоит в том, что систему критериев оценки качества готовности выпускников профессиональной школы к условиям производства необходимо строить с учетом высказанной в Концепции модернизации российского образования мысли о том, что современное качество профессионального образования – это качество, отвечающее международным стандартам качества. Это предполагает изучение систем качества серии ИСО-9000, критериев, заложенных в эти системы, с тем, чтобы адаптировать их к условиям развития отечественной средней профессиональной школы.