ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

 

Семенова Н.С.,

ФГОУ СПО «Мелекесский

сельскохозяйственный техникум»

 

Нами установлено, выпускник техникума достигает профессиональной и социальной зрелости, преодолев несколько этапов. Первый из них – этап адаптации, на протяжении которого молодой специалист овладевает новой для него деятельностью. Молодой специалист с новых позиций должен овладеть способами и методами профессиональной деятельности, освоить систему норм и правил, существующих в его профессиональной среде, систему ценностей относительно работы и персонала. Подавляющее большинство молодых специалистов считают период социальной адаптации завершенным уже к концу первого года, а профессиональной – к концу третьего года. А эксперты значительно удлиняют процесс профессиональной адаптации и считают, что она осуществляется на протяжении 3 – 5 лет. Это еще раз доказывает актуальность проблемы адаптации молодых специалистов в целом, ее структуры и факторов, которые влияют на этот процесс.

В психолого-педагогических исследованиях не существует единого мнения относительно структуры процесса профессиональной адаптации личности. Ряд исследователей считают, что этот процесс начинается непосредственно на предприятии, с началом самостоятельной трудовой деятельности. Другие утверждают, что некоторые его элементы формируются еще в общеобразовательной школе. Этапы подготовки к труду в семье, школе и к выбору профессии представляют собой допроизводственный период адаптации. Производственный период означает профессиональная подготовка и самостоятельная деятельность. На этапе профессионального обучения закладывается фундамент профессионального становления, формируются профессиональные знания, умения, навыки и качества. Время адаптации специалиста на предприятии (в учреждении) зависит от уровня подготовки, адекватности первичного назначения приобретенной специальности, личностных качеств, от устойчивости профессиональной направленности, общественной активности, социально-психологического климата в трудовых коллективах.

Профессиональная адаптация специалиста непосредственно связана с учебной адаптацией обучающегося в учреждениях СПО.

В условиях обучения студентов в учреждениях СПО следует различать следующие формы их адаптации:

1. Формальная, которая касается познавательно-информационного приспособления к новому окружению, структуре техникума, содержанию обучения в нем, его требованиям, своим обязанностям;

2. Социально-психологическая, которая происходит в новых социально-личностных и психологических отношениях и условиях (новый коллектив, психологический дискомфорт, совершенно новый коллектив педагогов, иной социально-психологический  и нравственный климат в коллективе, иные ориентации и установки и т.д.);

3. Дидактическая, вызванная учебно-педагогическими условиями (различные подходы к образованию, сложность изучаемых вопросов, разница в учебных планах, уровни требовательности и т.д.).

4. Поисково-исследовательская, которая касается организации поисково-исследовательской работы студентов;

5. Коммуникативная, связанная с процессом общения студентов и участием студентов в социальных мероприятиях;

6. Учебно-воспитательная, касающаяся формированию у студентов гуманистических взглядов;

7. Профессиональная, связанная с процессом адаптации в условиях учебных и производственных практик.

Особенно первокурсники тяжело начинают адаптироваться к условиям обучения в техникуме, они еще недостаточно знают свои интеллектуальные возможности, ощущают неуверенность в связи с определенными трудностями в учебной деятельности. Можно выделить следующие основные трудности, которые усложняют процесс адаптации студентов в техникуме:

- дидактические;

- социально-психологические;

- профессиональные;

- психофизиологические.

Охарактеризуем их.

Дидактические, трудности, заключаются в неумении студента на первом этапе своей учебной деятельности оптимально подойти к организации учебного процесса. Это объясняется различием форм обучения в общеобразовательных школах и в техникумах. Отсутствие навыков самостоятельной работы приводит к снижению уровня усвоения материала, предусмотренного учебной программой.

Социально-психологические трудности объясняются коренными изменениями социального статуса личности. Происходит перестройка динамического стереотипа, связанная с изменениями окружения, жизненного строя, что сопровождается нарушением старых привычек и представлений. С другой стороны, вчерашний ученик отдает себе отчет, что практически остается один на один со своими жизненными проблемами и трудностями. То есть происходит резкий переход к самостоятельной жизни. Процесс социализации содержит принятие личностью групповых ценностей и норм. В зависимости от личностных особенностей процесс адаптации может носить негативный или активный характер.

Профессиональные трудности связаны с недостаточной профориентационной работой, которую проводят техникумы с молодежью, и состоят в неполном соответствии модели предвиденной деятельности и изучаемой специальности. Это и вызывает сомнения относительно правильности выбора профессии, непонимание важности и необходимости изучения учебных дисциплин, апатичное отношение ко всему учебно-воспитательному процессу в целом.

Психофизиологические трудности базируются на недостаточной сформированности некоторых профессионально важных психологических качеств молодежи.

Важнейшими параметрами социально-профессиональной адаптации считаются профессиональное самоопределение, общественная работа, адекватная оценка своих профессиональных умений и навыков, программа профессионального самообразования и самовоспитания и т.д.

Проблема максимального сокращения периода адаптации у первокурсников решается путем создания оптимальных условий перехода каждого вида адаптации в отдельности с учетом главных характеристик адаптационных процессов, что определяет стратегию адаптационного процесса.

Главная задача дидактической адаптации состоит в приобретении студентом умений творческой, учебной и научной деятельности через привлечение к поисково-исследователь-ской работе. Однако определяющую роль играет профессиональная адаптация, которая охватывает все сферы деятельности студента. Начиная с первого семестра в учебной и социально-профессиональной адаптации, постепенно выделяется профессиональный аспект, который подчиняет себе все иные.

Таким образом, решение проблем адаптации в техникуме строится с учетом диалектического взаимодействия главных видов адаптации с выделением ведущего элемента на каждом этапе при интегральной роли главного звена – профессиональной адаптации.

Культурно-просветительская и воспитательная деятельность. Готовность к ее осуществлению заключается в умении передавать информацию с использованием знаний культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания рабочей молодежи.

Формирование специалиста среднего звена определяется его готовностью успешно реализовать названные интегральные компоненты в профессиональной деятельности. Успешная реализация поставленной цели, в свою очередь, требует разработки содержания образования. Оно структурируется на основе следующих нами предложенных концептуальных положений:

- обучение происходит на основе интеграции учебного и исследовательского процессов на всех его этапах;

- в основу разработки содержания образования положены поисково-исследовательская и профессиональная направленность образовательного процесса, формирование компьютерно - информационной среды обучения, фундаментальность, вариативность, региональность и преемственность, фундаментальную базу которого составляют гуманизация образования, аксиологический и системный подходы к формированию специалиста.

В среднем порядка 38% студентов от общего числа принятых в техникум испытывают в течение первого года обучения  определенные адаптационные трудности. При этом продолжительность адаптационного периода студентов существенно  влияет на качество усвоения ими знаний. В техникум поступают в основном учащиеся после окончания общего среднего образования различных образовательных средних школ. В различных образовательных школах в зависимости от квалификации учителей использовались различные методические подходы и принципы обучения. Обучение происходило на различных уровнях сложности. В разных школах свои сложившиеся традиции, взаимоотношения и порядки. Поступившие в техникум студенты совершенно не знают друг друга, межличностные отношения в группах еще не определились, многие из них ощущают определенный морально-психологический дискомфорт. Итак, вчерашние ученики оказываются в совершенно иной образовательной ситуации. В сложный период адаптации студентов следует педагогическому коллективу техникума принимать активные и действенные меры для создания работоспособного и дружного коллектива группы; чем быстрее завершится этот процесс, тем эффективнее будет происходить образовательный процесс. Нами организуется внеаудиторное общение (экскурсии, дискуссии, посещение концертов, спортивные состязания, день студента, встречи со студентами старших курсов и преподавателями и т.д.), что снижает психологическую напряженность студентов первого курса, позволяет им лучше узнать друг друга в новых неформальных условиях.

В этой связи считаем, что на начальном этапе обучения целесообразно использовать такие формы учебной деятельности, как групповая, кооперировано-групповая, дифференцированно-групповая, индивидуализировано-групповая.

В своей профессиональной деятельности я адаптирую принципы личностно ориентированного образования, в частности метод проектов. И.С. Якиманская дает такое толкование личностно ориентированного обучения: «Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность; субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием обучения» [1, с. 31]. Отличительная черта метода проектов – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. Проектная деятельность наполняет смыслом деятельность студентов, сплачивает учебную группу и в конечном итоге сокращает период адаптации первокурсников.

Все общетехникумовские мероприятия это продукт проектной деятельности. В течение первых дней обучения первокурсникам озвучивается тема, цель и задачи их первого проекта, а именно выдвижение кандидата от группы на пост Лидера студенческого совета. В течение учебного года мы реализуем множество форм проектной деятельности, о которых можно говорить отдельно. Итак, в Мелекесском сельскохозяйственном техникуме при подготовке специалистов среднего звена активно используются педагогические технологии личностно ориентированного образования, коллективной формы организации учебной деятельности, эффективность которых подтверждается экспериментальными исследованиями. Прежде всего, это способствуют активному сближению обучающихся и формированию полноценного коллектива группы студентов в оптимальные сроки.

При выборе определенной педагогической технологии обучения педагог должен оценить реальную возможность достижения целей обучения. Он не должен ограничиваться какой-то одной технологией, должен сочетать разнообразные виды учебной деятельности, в том числе использовать и собственные приемы, разработанные на основе личного творческого педагогического опыта. Такого мнения придерживаются многие известные педагоги, в частности, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, А.В. Коржуев, Ю. Б. Зотов.

Прежде всего, реализуемые нами педагогические технологии ориентированы на эффективное обеспечение адаптационного процесса обучающихся первого года обучения в ходе подготовки специалистов среднего звена.