ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Смирнова З.А., ГОУ СПО «Димитровградский технический колледж»
В настоящее время перед Димитровградским техническим колледжем стоит задача подготовки самостоятельных, инициативных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов среднего звена, готовых к позитивным преобразованиям социальной среды, способных действовать в постоянно меняющемся мире производства и бизнеса. Главной целью воспитательной работы в колледже является содействие всестороннему развитию личности специалиста, сочетающего в себе глубокие теоретические знания и практические навыки по специальности с активной жизненной позицией. Опыт показывает, что наиболее эффективной является творческая образовательная среда, направленная на формирование личности, способной к свободному, ответственному поступку, рефлексии, самоопределению и постоянному саморазвитию. Чтобы усилить воспитательное воздействие этой среды на развитие личности студента, мы, педагоги колледжа, стремимся перевести процесс воспитания в плоскость самовоспитания. В настоящее время наблюдается тенденция повышения роли студенческого самоуправления и соуправления как формы воспитательной деятельности учебного заведения. Идея самоуправления особенно актуальна, т.к. изменился социальный заказ на выпускника: нужен не исполнитель, не просто специалист, а творческая личность, способная руководствоваться такими общечеловеческими принципами, как гуманизм, милосердие, толерантность и сформированными гражданскими качествами – долг, честь, совесть. На II-ом Всероссийском студенческом форуме, который проходил в Москве в 2004 году, были определены задачи и ближайшие перспективы студенческого самоуправления: гражданское самоопределение и самореализация; активная защита собственных прав и реализация социальных гарантий; дальнейшее развитие творческого потенциала личности, социального и жизненного опыта, инновационной деятельности, социально-коммуникативных навыков и умений; формирование знаний, умений и навыков принятия самостоятельных решений, профессиональной компетентности и ответственности в осуществлении своих функций. Для решения этих вопросов в студенте необходимо пробудить творческую инициативу, умение ставить цели и достигать их, сформировать кругозор, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, выработать ответственность за себя и других, развивать способности, чувство собственного достоинства. Студент должен научиться ориентироваться в современной жизни, самообразовываться, быть организатором производства. Вследствие этого изменилась роль преподавателя и меняется система воспитания. Всем этим требованиям очень хорошо отвечает система студенческого самоуправления в колледже. Мы создали свою модель самоуправления, которая была разработана и применяется на практике с 2003 года. Основой структуры является парламент, состоящий из двух палат: старостата и думы. В старостат входят председатель и старосты групп. Старостат отвечает за учебный процесс в колледже. Дума состоит из комитетов, у каждого из которых свои функции. Спикер думы одновременно является и членом президиума молодежного парламента города Димитровграда. Таким образом, осуществляется взаимосвязь студенческой молодежи колледжа с молодежью других учреждений среднего и высшего профессионального образования. Функции комитетов: Комитет здорового образа жизни: пропаганда здорового образа жизни. Комитет редакторов и журналистов: выпуск студенческой газеты «Вести ДТК». Комитет КВН: участие в городских мероприятиях, КВН; организация концертов, праздников и дискотек. Комитет по связям с общественными организациями: поддержание связи с городскими общественными организациями. Комитет по учебно-воспитательной работе: организация групп взаимопомощи; посещение заседаний УВК. Комитет интеллектуалов: организация и проведение научно-практических конференций; проведение тематических классных часов. Комитет по дежурству и технике безопасности: организация дежурства по колледжу. Комитет патриотической работы: организация музея «Память»; организация научно-поисковой работы. Комитет добрых дел: организация заботы и социальной помощи участникам ВОВ, инвалидам и сиротам; организация досуга инвалидов и сирот; оказание помощи по ведению домашнего хозяйств, ремонтные работы, уборка территорий. Эта система успешно функционирует при выполнении некоторых условий: организация самоуправления по инициативе студентов и при поддержке администрации, а не по инициативе администрации; четкая структура - система взаимодействия, распределение ролей и определение ответственности; преемственность поколений. Навыки приобретенные в процессе организации самоуправления позволяют молодым специалистам, выпускникам колледжа, достаточно успешно адаптироваться как к профессиональной деятельности так и к социуму. Примером тому, могут служить наши выпускники: Шавалиев Равиль, успешно прошел отборочный тур в конкурсе профессионального мастерства, благодаря этому стал студентом СТАНКИНа и совмещает учебу с работой в космическом центре им. Хрунчева. В адрес администрации колледжа пришло благодарственное письмо от Всероссийского объединения машиностроителей, в котором объединение благодарит педагогический коллектив колледжа за высокую теоретическую и практическую подготовку студентов; Лучший выпускник 2006 года города Димитровграда, Алавердян Сергей, бывший спикер думы колледжа и член президиума молодежного парламента при главе администрации города, в данный момент является студентом академии Управления город Москва, где также продолжает вести активную общественную работу в качестве командира строй отряда и заместителя председателя профкома академии; Выпускник колледжа Сурков Денис после получения высшего образования в ТГУ продолжил обучение в аспирантуре и работает мастером производственного обучения в училище. Таких примеров можно привести большое количество. Через систему самоуправления проходят многие студенты колледжа, так как широкий спектр направления работы, позволяет практически каждому студенту раскрыть свои способности в той или иной области. Наши студенты не только активно участвуют во всех общегородских мероприятиях, но и помогают городскому комитету по делам молодежи в их организации. По данным социологических исследований среди учебных заведений города колледж занимает лидирующее место. И в заключении хочется подчеркнуть, что студенческое самоуправление – это школа формирования организаторских способностей будущего специалиста.
|