ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

 

Смирнова З.А.,

 ГОУ СПО «Димитровградский технический колледж»

 

В настоящее время перед Димитровградским техническим колледжем стоит задача подготовки самостоятельных, инициативных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов среднего звена, готовых к позитивным преобразованиям социальной среды, способных действовать в постоянно меняющемся мире производства и бизнеса.

Главной целью воспитательной работы в колледже является содействие всестороннему развитию личности специалиста, сочетающего в себе глубокие теоретические знания и практические навыки по специальности с активной жизненной позицией.

Опыт показывает, что наиболее эффективной является творческая образовательная среда, направленная на формирование личности, способной к свободному, ответственному поступку, рефлексии, самоопределению и постоянному саморазвитию. Чтобы усилить воспитательное воздействие этой среды на развитие личности студента, мы, педагоги колледжа, стремимся перевести процесс воспитания в плоскость самовоспитания. В настоящее время наблюдается тенденция повышения роли студенческого самоуправления и соуправления как формы воспитательной деятельности учебного заведения.

Идея самоуправления особенно актуальна, т.к. изменился социальный заказ на выпускника: нужен не исполнитель, не просто специалист, а творческая личность, способная руководствоваться такими общечеловеческими принципами, как гуманизм, милосердие, толерантность и сформированными гражданскими качествами – долг, честь, совесть.

На II-ом Всероссийском студенческом форуме, который проходил в Москве в 2004 году, были определены задачи и ближайшие перспективы студенческого самоуправления:

гражданское самоопределение и самореализация;

активная защита собственных прав и реализация социальных гарантий;

дальнейшее развитие творческого потенциала личности, социального и жизненного опыта, инновационной деятельности, социально-коммуникативных навыков и умений;

формирование знаний, умений и навыков принятия самостоятельных решений, профессиональной компетентности и ответственности в осуществлении своих функций.

Для решения этих вопросов в студенте необходимо пробудить творческую инициативу, умение ставить цели и достигать их, сформировать кругозор, самостоятельность в решении личных и общественных проблем, выработать ответственность за себя и других, развивать способности, чувство собственного достоинства. Студент должен научиться ориентироваться в современной жизни, самообразовываться, быть организатором производства.

Вследствие этого изменилась роль преподавателя и меняется  система воспитания. Всем этим требованиям очень хорошо отвечает система студенческого самоуправления в колледже.

Мы создали свою модель самоуправления, которая была разработана и применяется на практике с 2003 года.

Основой структуры является парламент, состоящий из двух палат: старостата и думы.

В старостат входят председатель и старосты групп. Старостат отвечает за учебный процесс в колледже. Дума состоит из комитетов, у каждого из которых свои функции.

Спикер думы одновременно является и членом президиума молодежного парламента города Димитровграда. Таким образом, осуществляется взаимосвязь студенческой молодежи колледжа с молодежью других учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Функции комитетов:

Комитет здорового образа жизни:

пропаганда здорового образа жизни.

Комитет редакторов и журналистов:

выпуск студенческой газеты «Вести ДТК».

Комитет КВН:

участие в городских мероприятиях, КВН;

организация концертов, праздников и дискотек.

Комитет по связям с общественными организациями:

поддержание связи с городскими общественными организациями.

Комитет по учебно-воспитательной работе:

организация групп взаимопомощи;

посещение заседаний УВК.

Комитет интеллектуалов:

организация и проведение научно-практических конференций;

проведение тематических классных часов.

Комитет по дежурству и технике безопасности:

организация дежурства по колледжу.

Комитет патриотической работы:

организация музея «Память»;

организация научно-поисковой работы.

Комитет добрых дел:

организация заботы и социальной помощи участникам ВОВ, инвалидам и сиротам;

организация досуга инвалидов и сирот;

оказание помощи по ведению домашнего хозяйств, ремонтные работы, уборка территорий.

Эта система успешно функционирует при выполнении некоторых условий:

организация самоуправления по инициативе студентов и при поддержке администрации, а не по инициативе администрации;

четкая структура - система взаимодействия, распределение ролей и определение ответственности;

преемственность поколений.

Навыки приобретенные в процессе организации самоуправления позволяют молодым специалистам, выпускникам колледжа, достаточно успешно адаптироваться как к профессиональной деятельности так и к социуму.

Примером тому, могут служить наши выпускники:

Шавалиев Равиль, успешно прошел отборочный тур в конкурсе профессионального мастерства, благодаря этому стал студентом СТАНКИНа и совмещает учебу с работой в космическом центре им. Хрунчева. В адрес администрации колледжа пришло благодарственное письмо от Всероссийского объединения машиностроителей, в котором объединение благодарит педагогический коллектив колледжа за высокую теоретическую и практическую подготовку студентов;

Лучший выпускник 2006 года города Димитровграда, Алавердян Сергей, бывший спикер думы колледжа и член президиума молодежного парламента при главе администрации города, в данный момент является студентом академии Управления город Москва, где также продолжает вести активную общественную работу в качестве командира строй отряда и заместителя председателя профкома академии;

Выпускник колледжа Сурков Денис после получения высшего образования в ТГУ продолжил обучение в аспирантуре и работает мастером производственного обучения в училище.

Таких примеров можно привести большое количество. Через систему самоуправления проходят многие студенты колледжа, так как широкий спектр направления работы, позволяет практически каждому студенту раскрыть свои способности в той или иной области.

Наши студенты не только активно участвуют во всех общегородских мероприятиях, но и помогают городскому комитету по делам молодежи в их организации.

По данным социологических исследований среди учебных заведений города колледж занимает лидирующее место.

И в заключении хочется подчеркнуть, что студенческое самоуправление – это школа формирования организаторских способностей будущего специалиста.