ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 КАК ОСНОВА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Судденкова Н.В.,

ГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

 

На современном этапе общественного развития России государство вновь подтверждает значимость образования для развития экономики, культуры и политики. Роль системы среднего профессионального образования в системе общероссийского образования трудно переоценить: специалисты со средним профессиональным образованием во все времена его существования составляли значительную часть рабочих и служащих в системе общегосударственного производства и управления. Современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов. Сегодня практически каждый четвертый выпускник средней (полной) школы поступает на обучение в ссуз; каждый третий из числа занятого населения имеет среднее профессиональное образование; численность студентов ссузов, приходящихся на 10 тысяч населения за последние 8 лет, выросла на 30 %; доля студентов ссузов, обучающихся по договорам с оплатой стоимости обучения, составляет около 40 %; каждый пятый, принятый в вузы, имеет среднее профессиональное образование. (Г.И. Ибрагимов. Проблемы и концептуальные основы формирования нового качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования. «Качество среднего профессионального образования: проблемы и пути обеспечения». Научно – методический сборник. М., 2003.)  Такая роль системы среднего профессионального образования закономерна, поскольку, сочетая механизмы обучения и управления, характерные для учреждений системы общего образования с элементами обучения и управления образовательных учреждений высшей школы, образовательные учреждения системы среднего профессионального образования рождают некий уникальный симбиоз, который положительно сказывается на процессе подготовки специалистов.

Тем не менее, новые требования, предъявляемые обществом к специалисту на современном этапе, определяют  иное качество профессиональной подготовки  выпускников – специалистов СПО: особое отношение к своей профессиональной деятельности, повышенное чувство ответственности за свое дело, сформированные специфические профессиональные компетенции, высокий уровень профессиональной культуры и др. Изменяющиеся требования к современному выпускнику – специалисту призваны обеспечить его соответствие новым реалиям профессиональной сферы и максимально сократить адаптационный период начала профессиональной деятельности.

Изучение практики показывает, что значительная часть образовательных учреждений системы профессионального образования по-прежнему основное внимание уделяет реализации преподавателями обучающей функции и формированию у студентов определенного багажа профессиональных знаний. Что же касается формирования умений, навыков и в целом профессионального опыта, то реализации этих составляющих не уделяется должного внимания либо уделяется недостаточно. Поэтому неудивительно, что часть выпускников системы профессионального образования после прихода в профессиональную сферу сталкиваются с определенным количеством проблем именно профессионального характера.

Возникает противоречие между объективно появившимися новыми требованиями к уровню и характеру профессиональной готовности выпускника – специалиста и традиционной ориентацией системы профессионального образования на формирование определенного уровня профессиональных знаний у выпускника. Сегодня важно, чтобы выпускник обладал не только определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и сформированным отношением к своей будущей профессиональной деятельности, четко выраженными профессиональными компетенциями, т.е. определенным опытом в избранной им профессиональной сфере.

Вопросам изучения формирования опыта в отечественной и зарубежной литературе посвящено немало исследований. И значительная часть этих трудов касается  вопросов формирования опыта  научного творчества (П.А. Оржековский), формирования социального опыта подростков (Л.С. Савинова, А.И. Сапожников, С.А. Соколов),  формирования опыта межнациональной толерантности у студентов (Н.И. Погребальная, Ю.В. Сорокопуд), формирования опыта творческой деятельности (И.Я. Лернер, В.В.Краевский), формирования опыта правового поведения (А.Н.Тубельский), формирования опыта общественного поведения личности (В.А. Сластенин), формирования жизненного опыта у учащихся (Н.Е.Щуркова, Л.Д. Рогозина), формирования опыта социальной работы (Н.С. Будникова, Р.В.Павлов, Е.В. Иванова) и т.д. К сожалению, в них затрагиваются только определенные сферы формирования опыта. Специальных исследований, посвященных  проблеме формирования профессионального опыта при подготовке специалистов, а также проблеме формирования профессионального опыта при подготовке специалистов права, в отечественной педагогике профессионального образования не проводилось.

Важно также и то, что внимание отечественных исследователей в большей степени акцентировалось на проблеме освоения опыта начинающими специалистами, в меньшей степени на проблеме формирования опыта в зрелом возрасте, а вопрос о научении опыту фактически не ставился.

Таким образом, изучение проблемы профессионального опыта (изучение механизмов формирования опыта, раскрытие его составляющих и их взаимосвязи, разработки научного инструментария психологического анализа и т.п.) становится актуальным направлением научного поиска.

Аксиоматично, что опыт является составной частью профессиональной культуры.

«Опыт» - основанное на практике чувственно – эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат практического воздействия человека на внешний мир. (Большой энциклопедический словарь: в 2 – х т./ Гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1991 .Т.2. – 1991 - с.77).

Решение задач по формированию опыта профессиональной деятельности при подготовке специалистов права в колледже начинается с создания модели. Поскольку в процессе формирования опыта происходит формирование основных профессиональных компетенций, то невозможно обозначить модель формирования опыта профессиональной деятельности без четко обозначенной модели специалиста права, модели выпускника по специальности 030503 «Правоведение».

Модель выпускника по специальности 030503 «Правоведение» определялась нами, исходя из новых потребностей государства, общества, требований работодателей и новой компетентностной парадигмы образования. Ориентируясь на «Концепцию модернизации образования до 2010 года», Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 030503 «Правоведение», потребности социальных партнеров, заинтересованных в данных специалистах, определен спектр ключевых компетенций и профессионально важных личностных качеств, необходимых юристам, подготовленным в системе СПО.

Поскольку особенности юридической деятельности не могут  не отражаться на личности специалиста, прогнозируемая модель включает как профессиональные компетенции, так и личностные качества (моральные, интеллектуальные, организационные и т. д.).

Широкий спектр различных видов профессиональной деятельности, конкурентоспособность на рынке труда предполагают необходимость воспитания у выпускников колледжа гражданственности и патриотизма; компетентности, инициативности, самостоятельности; системности мышления и творческой активности.

Модель специалиста состоит из трех составляющих: профессиограммы, технограммы и психограммы.

Поскольку единого подхода к содержанию профессиограммы нет, мы определили, что в ее структуру будет входить:

1. Классификационная карточка профессий, в которой указываются наименование профессии, доминирующий способ мышления, область базовых знаний, профессиональная область, межличностное взаимодействие, доминирующий интерес, дополнительный интерес, условия работы.

2. Доминирующие виды деятельности. В разделе перечислены основные профессиональные задачи, которые решает специалист данной профессии; действия, которые он выполняет.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. В разделе указаны качества личности, без которых невозможно достичь успеха в выбранной профессии: способности, особенности личности, интересы, склонности.

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности. В разделе описаны качества личности, которые могут помешать успеху в выбранной области деятельности.

5. Области применения профессиональных знаний. В разделе перечислены виды учреждений, организаций, предприятий, где может работать спе­циалист, овладевший данной профессией.

6. История профессии. В данном разделе приводятся сведения о возникновении, изменении, развитии данной профессии с древних времен до нашей дней.

 При выявлении системы профессионально – важных качеств мы принимали во внимание биосоциальное происхождение человека, закономерности предметно – профессионального разделения труда, требования работодателей. На основании этого нами были выделены следующие группы профессионально – важных качеств в облаятях:

- социальной деятельности – стремление к истине, торжеству справедливости, гуманизм, честность, принципиальность, соблюдение общественных правил и нравственных норм, исключающее противоправную деятельность и аморальное поведение, толерантность, ответственность, презентационные навыки;

- поисковой деятельности - наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания на профессионально значимых объектах;

- коммуникативной деятельности – общительность, эмоциональная устойчивость, тактичность, способность ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, коммуникабельность, умение работать в команде, способность находить выход из кон­фликтных ситуаций, способность передавать свой опыт;

- удостоверительной деятельность – развитая письменная речь, быстрое обобщение информации, навыки перевода устной речи в письменную, организаторские способности, умения ориентироваться в качествах людей и их возможностях;

- культурологической – наличие мировоззрения зрелой личности, основанного на знании и соблюдении культурных традиций России и региона, чувство патриотизма;

- интеллектуально – практической – высокий уровень интеллекта в сочетании с устойчивым стремлением к познанию, устойчивые знания в рамках Государственного образовательного стандарта, устойчивые практические навыки профессионального характера, минимизирующие период адаптации молодого специалиста за счет развитых творческих способностей, навыков проектно – конструкторской, организационно – технологической и организационно – управленческой деятельности, гибкость, сообразительность;

- информационной культуры – устойчивые навыки свободного пользования ПЭВМ и Интернет, информационно – справочными правовыми базами, информационно – телекоммуникационными технологиями, умение работать с информацией.

При выборе профессионально важных качеств мы ориентировались на характер взаимодействия субъекта с предметом деятельности, поэтому систему профессионально важных качеств мы назвали технограммой.

Технограмма отражает информационно – технологический компонент профессиональной готовности личности.

Третьей составляющей модели специалиста является психограмма, которая строится на основе профессиограммы и технограммы, являясь их дополнением и развитием  применительно к конкретным способам профессиональной деятельности.

Согласно методологии психологического анализа, структура профессиональной деятельности включает следующие взаимосвязанные этапы: мотивационный (зачем?), ориентационный (что?), процессуально – технологический (как? каким образом?) и аналитический (каков результат?). Психограмма характеризует готовность субъекта к профессиональной деятельности и в этот блок включаются следующие группы профессионально – важных качеств:

- в области ценностно – мотивационной - устойчивая направленность личности, навыки выбора жизненных стратегий, социокультурных ценностных ориентаций, ориентации на самообразование.

- в области рефлексивно – прогностической – навыки рефлексии и саморефлексии, свободы воли, интуиции, самоорганизация и умение планиро­вать рабочее время;

- в области ресурсосберегающей – устойчивое стремление вести здоровый образ жизни, отсутствие личностных патологий, алкогольной и наркотической зависимостей, энергичность.

Становится очевидно, что профессионально важные качества специалиста права носят комплексный характер и должны быть сформированы согласно определенной системы. Мы считаем, что наиболее эффективным является формирование профессионально важных качеств через приобретение опыта профессиональной деятельности и только в условиях деятельности. Теоретическое научение опыту невозможно.

Итак, следует еще раз обратиться собственно к категории «опыт профессиональной деятельности». Изменив  сферу деятельности, можно следующим образом изложить определение опыта, данное И.Я. Лернером: «Опыт профессиональной деятельности – это совокупность процедур профессиональной деятельности, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения предмету». Согласно ГОС СПО по специальности 030503 «Правоведение» основными видами профессиональной деятельности обозначены организационно – правовая и организационно – управленческая. Соответственно и опыт профессиональной деятельности должен формироваться в вышеобозначенных сферах профессиональной правовой деятельности.

Как свидетельствует практика, формирование опыта профессиональной деятельности – это процесс создания в педагогической системе такой совокупности информационно – методических условий и средств обучения, которые обеспечивают приобретение опыта профессиональной деятельности студента, а в дальнейшем – качеств профессионала в своей сфере деятельности.

Опыт профессиональной деятельности включает процедуры профессиональной деятельности, профессиональное образовательное пространство (профессиональная среда), личное профессиональное пространство, презентацию профессиональной деятельности.

Под процедурами профессиональной деятельности будем понимать систему процедур, характеризующих опыт профессиональной деятельности с процессуально содержательной стороны.

Личное профессиональное пространство представлено совокупностью потребностей и мотивов, профессиональной эрудицией, инициативой как движущей силой учащегося, зарождающимися личностными качествами. Коллективное профессиональное пространство – это среда, в которой могут быть востребованы и представлены результаты личного опыта профессиональной деятельности. Среди элементов, организующих коллективное профессиональное пространство, большую роль играют: педагог, коллектив учебной группы, эмоционально – интеллектуальный фон процесса обучения, рейтинговая система оценки, востребованность и предоставление возможности презентации результатов профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование опыта профессиональной учебной деятельности – это  процесс «насыщения», «накопления» личного опыта учебной деятельности студента отдельными элементами вышеназванных составляющих.

Многократные повторения процедур профессиональной деятельности как по заданию преподавателя, так и по собственной инициативе на определенном этапе приводят к тому, что происходят личностные изменения самого индивида – приобретение личностных профессионально – важных качеств, которые переходят в опыт профессиональной деятельности.

В связи с этим модель формирования опыта профессиональной деятельности может быть представлена следующим образом:

1. Осуществление процедур профессиональной деятельности через:

а) применение норм права;

б) юридическое консультирование;

в) составление правовых документов;

г) заполнение правовых форм;

д) осуществление процессуальных действий.

Осуществление вышеуказанных процедур происходит на семинарских и практических занятиях, в период проведения лабораторных практикумов и прохождения профессиональной практики.

2.Создание профессионального образовательного пространства.

Профессиональное образовательное пространство создается на семинарских, практических занятиях, в период проведения лабораторных практикумов, в период прохождения профессиональной практики, в период проведения проблемных лекций, деловых игр, деятельности учебных фирм, моделирования.

3.Формирование личного профессионального пространства.

Осуществляется через стимулирование студентов посредством рейтинговой системы оценивания, формирование студенческого портфолио, дополнительное образование, индивидуальное консультирование у профессиональных юристов, самообразование, исследовательскую деятельность (СНО, курсовое и дипломное проектирование, рефераты, доклады, сообщения), профессионально - ориентированные воспитательные мероприятия («Лучший юрист», «Брейн – ринг»), дни (недели) кафедры правовых дисциплин,  тематические «круглые столы, психологическое сопровождение и психологические тренинги.

Формирование коллективного профессионального пространства.

Осуществляется через организацию коллективной, групповой деятельности на семинарских и практических занятиях (деловые игры), работы в рамках студенческого научного общества, факультативы, учебные фирмы.

Презентация профессиональной деятельности.

Представление результатов лабораторных практикумов, профессиональной практики, СНО, курсовое и дипломное проектирование.

Становится очевидным, что условием для формирования опыта профессиональной деятельности является личностно-ориентированный подход к подготовке специалиста, базирующийся на компетентностном подходе в течение всего периода обучения.

Следует также заметить, что качественный процесс формирования профессионального опыта студента невозможен без его мониторинга, который представляет собой форму непрерывного творческого взаимодействия преподавателей, студентов и работодателей с целью подготовки компетентных активно работающих над своим профессиональным становлением специалистов.

Модель мониторинга качества формирования профессионального опыта студента в колледже включает в себя профессионально важных личностных качеств, на основе которых строится матрица соответствия, в которой задается максимальная оценка каждому показателю 5 баллов (идеальный уровень сформированности)

Нами были определены 75 профессионально важных качеств, которые для удобства проведения мониторинга были объединены в 17 блоков, таких как:

1. Направленность на себя.

2. Направленность на взаимодействие.

3. Направленность на задачу.

4 Коммуникативные способности.

5. Организаторские способности.

6. Объективность.

7 Сила воли.

8 Независимость

9. Уровень субъективного контроля.

10. Конкурентоспособность.

11 Гражданские качества.

12. Нравственные качества.

13. Интеллектуальные качества.

14. Общая культура

15. Адекватный тип профессиональной мотивации.

16. Творческая активность.

17 Целеустремленность.

Математическая модель, представленная матрицей, необходима для целенаправленного формирования опыта будущих специалистов и оценки качества профессионального образования в целом по колледжу.

Матрица показателей уровня профессионального опыта включает перечень показателей качеств, профессионально важных для успешной деятельности юриста: направленность личности, коммуникативные и организаторские способности, нравственные качества и др. - всего 17 показателей и каждому из них была задана максимальная оценка - 5 баллов.

Эта идеальная модель является ориентиром для разработки программы формирования профессионального опыта будущих специалистов.

Мониторинг формирования профессионального опыта студентов осуществляется по основным направлениям профессионального становления и ведущим видам деятельности. Особое место занимает в этом процессе производственная практика.

Динамика формирования профессионального опыта будущего специалиста оценивается в ходе практики на основе следующих критериев: духовность, психолого-профессиональная компетентность, творческая активность, производственно-технологическая готовность.

Показателями духовности, включающей профессиональную направленность и социально-психологическую готовность юриста, выступают:

- осознанный интерес к профессиональной деятельности;

- способность к оптимальному взаимодействию с окружающими (уме­ние общаться, понимать людей);

- умения и навыки рефлексии (самоконтроль, самооценка, самоанализ);

- владение умениями и навыками самообразования и самовоспитания;

- сформированность важнейших нравственных качеств (ответственность, настойчивость, целеустремленность, толерантность, доброжелательность, эмпатия и др.);

- сформированность и цельность личности (единство слова и дела).

Психолого-профессиональная компетентность представляет собой совокупность знаний и умений, обеспечивающих выполнение юристом профессиональных функций. К ним относятся следующие умения:

 - проектировочно-прогностические (умение анализировать правовую ситуацию, проектировать результаты и планировать юридические воздействия с учетом возложенных затруднений и т.п.);

- конструктивно-методические (умение отбирать, анализировать и синтезировать правовой материал в соответствии с поставленными целями; оптимальность использо­вания средств; умение осуществлять индивиду­альный подход в зависимости от особенностей правовой ситуации и др.);

- организаторско-управленческие (умение организовывать и стимулировать различные формы профессиональной деятельности, и т.п.);

- диагностические и исследовательские (владение исследовательскими методами в профессиональной деятельно­сти и др.);

- коррекционные (умение обоснованно осуществлять корректировку поставленных правовых задач и т.п.);

- коммуникативные (умение создавать атмосферу сотрудничества, соучастия, сотворчества; умение моделировать общение с клиентами и коллегами; умение выступать перед аудиторией и пр).

Показателями творческой активности студентов являются:

- частота проявления элементов творчества в профессиональной деятельности;

- уровень сложности продуктов творчества;

- предметная направленность творчества;

- умение развивать творческие способности коллег;

- умение увлекать своим творчеством.

Производственно-технологическая готовность (отраслевая компетентность) включает те качества личности и психофизиологические свойства, которые характеризуют уровень знаний, умений и навыков по про­филю подготовки (конкретной отрасли) и способствуют выполнению про­изводственно-технологических операций. Прежде всего оцениваются эксплуатационно-обслуживающие умения и умения использовать имеющиеся знания на практике, решать практические задачи по специальности (про­филю подготовки). К эксплуатационно-обслуживающим умениям можно отнести следующие: умения использовать информационно – справочные правовые базы и т.д.

Сам мониторинг в период практики можно условно разбить на несколько этапов, каждый из которых характеризуется специфическими задачами, инструментарием и узловыми параметрами отслеживания.

Основные задачи мониторинга на первоначальном этапе (учебная практика): установление исходного уровня профессионально – личностного развития будущих юристов (результаты психолого – профессионального тестирования). В ходе практики проводится мониторинг формирования первичных умений и навыков по специальности.      

Мониторинг на следующем этапе – в период профессиональной практики – позволяет определить динамику развития профессионального опыта, отследить уровень знаний,  полученных при изучении специальных дисциплин; выявить, динамику спектра формируемых и закрепляемых умений и навыков; определить уровень развитости умения применить свои знания при разрешении конкретных юридических дел.

Главной задачей мониторинга на завершающем этапе подготовки специалиста (преддипломная практика) является изучение степени его готовности к выполнению профессиональной деятельности и уровня профессионального опыта. Здесь уровень про­фессионально - личностного развития будущего специалиста оценивается, комплексно: умение общаться является важнейшим показателем сформированности коммуникативных умений и культуры личности; интерес к профессиональной деятельности может рассматриваться а качестве показателя духовности личности и творческой активности.

Особое место занимает при этом самоанализ студентов по формированию профессионального опыта.

На протяжении всех лет обучения в колледже в период практики оценку развития профессионального опыта по выделенным выше параметрам проводят независимо друг от друга руководитель практики от колледжа, сам студент и представители социальных партнеров.

Основными методами получения информации в процессе мониторинга являются: наблюдение, беседы со студентами и руководителями практики, аналитическая работа по отчетам студентов-практикантов, анкетирование и психологическое тестирование. По мере усложнения задач практики расширяется содержание анкеты, вводятся новые блоки умений. Так на первом этапе учебной практики мониторинг профессиональной компетентности осуществляется только по трем позициям: проектировочно-прогностические, диагностические, ис­следовательские и коммуникативные умения. На этапе преддипломной практики круг умений уже расширяется до шести позиций (к уже назван­ным добавляются конструктивно-методические, организаторские и коррекционные умения).

Степень развития профессионально-значимых качеств по всем критери­ям (позициям) оценивается по трехуровневой шкале: 1) умение не сформировано; 2) умение или качество сформировано частично; 3) умение или качество сформировано хорошо. В блоках психолого-педагогической компетентности и производственно-технологической готовности осуществляется оценка каждого качества, входящего, например, в состав организаторских или конструктивно-методических умений, а также в состав эксплуатационно-обслуживающих умений. Полученные данные группируются в статистические таблицы, которые затем подвергаются математической обработке, сравниваются и анализируются. Общий показатель заносится в диаграмму, которая строится ежегодно, что позволяет наглядно видеть динамику становления личности специалиста.

Полученные результаты позволяют не только определить уровень сформированности профессионального опыта, но и выявить барьеры, препятствующие повышению качества подготовки специалистов, а также определить резервные возможности повышения качества подготовки специалиста и формирования его профессионального опыта в условиях колледжа.

Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, исключительную важность мы придаем направленности личности студента, его ценностной социальной и гражданской ориентации, поскольку профессиональные компетенции специалиста не могут существовать вне контакта с его личностью, вне системы мотивов его поведения, его отношений к действительности, его переживаний и убеждений.

Таким образом, мониторинг становится эффективным средством не только управления качеством подготовки специалиста в средней профессиональной школе, но и ориентиром для студента в выборе путей формирования своего профессионального опыта.

Неоспорим тот факт, что об эффективности той или иной системы формирования профессионального опыта следует судить не только по тому, в какой степени эти системы развивают отдельные профессионально-значимые качества и формируют профессиональный опыт, но и по интегральным показателям, которые характеризуют его в целом. Такими показателями являются творческая самореализация в профессиональной деятельности, успешность после окон­чания колледжа, профессионально-личностная устойчивость, удовлетворенность выбором профессии.