«СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОУ СПО «СМОЛЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Судденкова Н.В.,

ГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

 

Происходящие социально – экономические изменения в нашей стране не могли не затронуть и образование.

Образование оказалось чувствительным индикатором перемен. За последние десятилетия неоднократно пересматривались модель, цели, формы, инструменты, критерии образования.

Образовательные учреждения как основные звенья системы образования попали в сложные условия трансформации. Жизнеспособными в такой ситуации оказались далеко не все: одни образовательные учреждения прекратили свое существование, другие – адаптировались и  шагнули в своем развитии далеко вперед.

Ни для кого ни секрет, что сегодня образовательное учреждение должно быть максимально адаптивным, быстро реагирующим на любые изменения.

На современном этапе, в период резкого ускорения научно – технического прогресса, при переходе к постиндустриальному обществу этого уже недостаточно: образовательное учреждение должно не только реагировать на изменения, но при этом развиваться и развиваться опережающими темпами.

Адаптация образовательного учреждения к потребностям рыночной экономики происходит через поиск инновационных средств, технологий, путей решения.

В этой связи следует говорить об инновационном образовательном учреждении. Именно инновации в образовании обретают уникальное качество социального механизма, обеспечивающего развитие ресурса развития.

Исходя из вышесказанного, становится очевидным, что современное образовательное учреждение должно рассматриваться, прежде всего, как инновационная система.

Для того, чтобы образовательное учреждение функционировало как инновационная система и соответственно достигало поставленных целей должны быть возможности инновационного развития.

Показателями, по которым можно судить о возможностях инновационного развития образовательного учреждения как образовательной системы являются:

1) качество, в котором образовательное учреждение рассматривается во взаимоотношении с другими субъектами:

а) является субъектом, осуществляющим сервисное обслуживание по социальному заказу (полное государственное  финансирование – затратный механизм);

б) является структурой, определяющей развитие, с помощью которой изменяется социальная действительность (частичное государственное финансирование – инвестиционный механизм);

2) наличие реального многообразия видов деятельности образовательного учреждения. Принципы многообразия, вариативности, свободы становятся основополагающими в организации деятельности образовательного учреждения;

3) сформированность условий организации инновационной деятельности:

 - инновационная инфраструктура;

 - мотивационная политика;

 - информационное обеспечение;

 - мобильность инновационного пространства и т.д.

Создание обозначенных условий обеспечит формирование и развитие:

 - инновационного типа личности преподавателя (сотрудника);

 - инновационного климата;

 - инновационного коллектива;

 - инновационного образа жизни.

4) состояние управленческой культуры:

 - отвечающей потребностям образовательного процесса;

 - условиям осуществления управленческой деятельности (нестабильность, неоднородность, ограниченность ресурсов и т.д.).

Все выше обозначенное определило стратегию развития ГОУ СПО «Смоленский промышленно – экономический колледж» на 2006 – 2010 гг. Именно инновации должны стать инструментом в реализации каждого направления деятельности колледжа на ближайшую перспективу.

Сегодня колледж большое внимание уделяет таким инновациям, как:

 - фундаментализация профессионального образования посредством развития профессиональных компетенций через развитие системы дополнительного и непрерывного образования.

Фундаментализация профессионального образования представляет собой интеграцию:

фундаментальной общенаучной подготовки, которая дает возможность продолжения образования в самых различных направлениях и по всему спектру профессией без ограничений;

техно – фундаментальной подготовки, дающей возможность продолжения образования в русле одного или нескольких близких отраслевых и технологических направлений;

профессионально – фундаментальная подготовка, дающая возможность повышения уровня профессионального образования в рамках профессионального поля одной или нескольких профессий.

Таким образом, результатом фундаментализации профессионального образования должна стать подготовка специалиста с высоким уровнем профессиональной мобильности, профессиональной и общей культуры, детерминирующей эффективность гуманитарной и профессиональной деятельности.

Следующая инновация в области внимания колледжа – это информатизация образовательного пространства и системы управления колледжа.

Информатизация как комплекс мер, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и современного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности; как механизм, обеспечивающий сбор, хранение, распространение информации с целью ее использования для текущего управления приобретает статус условия и средства развития образовательного учреждения. Внедрение информационных технологий в различные области в системе образования в целом, и образовательном учреждении, в частности, принимает все более масштабный и комплексный характер.

Результатом углубления процессов информатизации в колледже мы видим:

совершенствование системы информационного сопровождения управления колледжем;

совершенствование системы информационного сопровождения образовательного процесса;

расширение информационного образовательного пространства;

создание распределенной сети через расширение сектора социальных партнеров в области информатизации.

Еще одна инновация - диалог с социальными партнерами. Данную инновацию мы обозначаем именно так. Чтобы показать инноватику развития диалога с социальными партнерами, рассмотрим в исторической ретроспективе ставшую уже традиционной категорию «социальное партнерство».

Итак, в советский период деятельности образовательного учреждения такого института как «социальное партнерство» не существовало, поскольку проблем с обеспечением тесной связи производства и образовательного учреждения не было. Существовала налаженная система отношений учебных заведений с предприятиями, контролируемая партийными и советским органами. Основной формой взаимосвязи было шефство, как правило, императивно навязываемое руководителям предприятий. Основными принципами построения отношений были: патернализм и всемерная опека. В такой ситуации директору образовательного учреждения достаточно было воспользоваться механизмом телефонного права и все проблемы разрешались сами собой.

Рыночная экономика в корне изменила объективные условия. Теперь образовательным учреждениям необходимо самим решать свои проблемы, самостоятельно искать партнеров, устанавливать взаимовыгодные отношения.

Взаимодействие, основанное на интересах социальных партнеров, знаменовало собой переход в новую эру отношений образовательного учреждения и системы профессионального образования в целом, с иными социальными системами, основанной на принципах равноправия, взаимовыгодности, добровольности. Именно в этот период стали говорить о социальном партнерстве как о системе отношений образовательного учреждения с предприятиями, субъектами и институтами рынка труда, государственными органами власти, органами местного самоуправления,  общественными организациями, основанных на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.

За последнее десятилетие определился круг участников социального партнерства, формы и механизмы взаимодействия.

У большинства образовательных учреждений эта система выглядит примерно так:

Основные социальные партнеры:

 - промышленные предприятия, организации, учреждения;

 - органы государственной власти и местного самоуправления;

 - общественные объединения (ассоциации и союзы работодателей и др.);

 - родители и т.д.

            Основные формы взаимодействия:

 - организация производственного обучения и практики студентов;

 - стажировка и повышение квалификации преподавателей;

 - переподготовка и обучение работников предприятий;

 - участие в руководстве дипломным проектированием;

 - участие в проведении итоговой государственной аттестации и т.д.

            Сложившиеся на данном этапе отношения социального партнерства отличаются дискретностью, разовым взаимодействием. По – прежнему большинству образовательных учреждений не удается определить взаимовыгодные сферы деятельности образовательного учреждения и социальных партнеров и механизмы ее реализации.

            Наш колледж, как и другие образовательные учреждения, пережил данный этап в становлении отношений социального партнерства. Но внешние обстоятельства заставили в корне пересмотреть подход к установлению этих отношений, их сущности, формам, механизмам, характеру  взаимодействия социальных партнеров и в целом, полностью перестроить всю систему социального партнерства колледжа.

Направление нашего движения было следующим:

отказ от понимания социального партнерства как системы профессионально ориентированных отношений с социальными партнерами к пониманию социального партнерства как всеобъемлющего, разностороннего диалога с социальными партнерами;

замена конечной цели взаимодействия: от удовлетворения отдельных интересов социальных партнеров к сотрудничеству ради Человека и гуманизации через формирование его общей и профессиональной культуры;

смена фундаментальных принципов построения отношений с партнерами: дискретность уступила место непрерывности и системности, краткосрочность – долгосрочности;

замена механизмов: от разовых мероприятий и действий к систематической совместной деятельности в рамках долгосрочных проектов и программ;

характер направленности социального партнерства: от однонаправленного (узкопрофессионального) к разнонаправленному (общекультурному).

Перспективами организованного таким образом диалога с социальными партнерами определены:

 - обоюдное опережающее развитие социальных партнеров;

 - формирование профессиональной мобильности сотрудников, выпускников и т.д.;

 - формирование и развитие общей, профессиональной, информационной и иных видов культур.

Итогами такого взаимодействия социальных партнеров станут:

             - стирание грани между внутренними и внешними партнерами, переход внешних партнеров в категорию внутренних;

            - создание продуктов фиксированного качества, самым важным из которых будет культурный человек;

             - максимально быстрая адаптация партнеров на рынке.

            Мы считаем, что такая модель организации взаимодействия социальных партнеров, направленная на создание открытой социально – педагогической системы, обеспечение непрерывной профессиональной и общекультурной подготовки, совместная деятельность всех заинтересованных лиц в рамках проектов и программ, будет способствовать формированию культуры обучения и образования в течение всей жизни, при одновременном развитии экономики и общественного согласия, сохранности культурной идентичности и укреплении гуманистических основ общества.