К ВОПРОСУ О РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НОВОГО КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Судденкова Н.В., зам. директора ГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»
В настоящее время к числу достаточно острых и требующих своего решения относится вопрос обеспечения нового качества подготовки кадров. В данной статье предпринята попытка раскрыть сущность понятия «профессиональная культура» с позиции рассмотрения его роли и места в обеспечении нового качества подготовки современного специалиста в условиях обновления содержания отечественного профессионального образования. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить в движении учащегося/студента учреждения профессионального образования к профессии векторы, позволяющие, с одной стороны, структурно уточнить представления о возможных составляющих любой траектории его движения в образовательном пространстве, с другой – находить адекватные воздействия для изменения таких траекторий. Традиционное обучение фактически определялось единственной, хотя и комплексной по своей сути, направленностью на приобретение обучаемыми необходимого объема профессиональных знаний, умений и навыков. К сожалению, подобная направленность до сих пор остается основной из задаваемых стандартами и образовательными программами НПО и СПО, и в большинстве случаев именно она реализуется в массовой практике УПО, какие бы педагогические технологии обучения в них не использовались. С позиции закономерностей профессионального обучения человек становится профессионалом в результате взаимопроникновения и взаимодополнения двух процессов – овладения социально и профессионально ориентированными знаниями, умениями и навыками в той или иной профессиональной области («информированность») и совершенствования операционных основ своей профессии («опыт профессиональной деятельности»). Следовательно, в профессиональном образовательном пространстве УПО можно выделить два относительно независимых вектора. Движение по вектору информированности устремляет обучаемого к расширению и углублению своих знаний в выбранной профессиональной области. Движение по вектору опыта профессиональной деятельности приводит к приобретению опыта для решения типовых профессиональных задач, необходимого набора трудовых навыков, групп операций и деятельностей, обеспечивающих овладение профессией. В диалектическом сочетании этих двух векторов и заключается сущность профессионализма, любой педагогической технологии, поскольку в результате обучаемый овладевает определенным набором социально-профессиональных навыков – компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального роста. Следовательно, «опыт профессиональной деятельности» и «информированность» задают два относительно независимых вектора движения учащегося/студента в «пространстве учебного профессионализма», на основе чего у него формируются компетенции, т.е. комплексные способности соответствующего типа, которые и создают личностную базу для осуществления на соответствующем уровне профессиональной деятельности и ее совершенствования. На наш взгляд, в основе всех таких способностей к совершенствованию лежит первичная и наиболее значительная способность учить себя. Она определяет и первую профессию человека – «учитель самого себя» (А.Л. Жохов). Формировать эту способность следует с раннего детства, а развивать – в период обучения профессии в УПО. Вместе с тем следует отметить, что в случае движения обучаемого в образовательном пространстве под влиянием только обозначенных векторов нет гарантии того, что в результате мы получим современного специалиста нового качества. Учреждение профессионального образования должно способствовать становлению в каждом отдельном учащемся/студенте личности как носителя культуры, которая придает ему такие надпрофессиональные качества, как способность к соучастию, свободному и ответственному поступку, созиданию самого себя. Отсюда вытекает необходимость учета еще одного вектора, определяющего траекторию движения обучаемого к профессии. На наш взгляд, к вышеназванным векторам движения обучаемого в профессиональном образовательном пространстве УПО необходимо добавить еще один вектор – «профессиональная культура», что позволит, с одной стороны, осознать целостность образовательного процесса, а с другой – выделить его организующую «клеточку». В этом случае на каждом этапе процесса обучения происходит «выращивание» в конкретном обучаемом профессиональной культуры как характеристики уровня профессиональной компетентности будущего специалиста (см. рис.1). Рис. 1. Впервые широкое использование термина «профессиональная культура» в психолого-педагогической литературе относится к 80-м г.г. ХХ в., в частности, в трудах С.Я. Батышева, В.Ф. Ломова, Г.Н. Соколовой. С позиций педагогики профессионального образования продуктивно рассмотрение профессиональной культуры как сущности, так и процесса ее формирования. При этом профессиональная культура оказывается одновременно связанной с разнопорядковыми системами: как сущность – с системой культуры личности, которая по отношению к профессиональной культуре выступает в качестве метасистемы; как процесс формирования и проявления – с целостным учебно-воспитательным процессом и процессом профессиональной деятельности. В профессиональной культуре можно выделить три блока: инвариантный, социально-профессиональный и специальный, которые представляют собой последовательные этапы процесса формирования профессиональной культуры. Инвариантный блок обеспечивается воздействием на личность обучаемого целостного процесса общеобразовательного и профессионального учебного заведения. Если инвариантный блок рассматривать как то общее, что характеризует культуру каждого обучаемого, то в социально-профессиональном блоке отражается особенное, зависящее от сферы будущей профессиональной деятельности. Так, в условиях социально-экономических преобразований и модернизации отечественного профессионального образования актуальной становится правовая культура как один из компонентов профессиональной культуры современного специалиста правовой сферы среднего звена. Специальный блок по отношению к предыдущим выражает проявление инвариантного (общего) и социально-профессионального (особенного) в частности, единичном, связанном с формированием специальных знаний и умений, нравственно-волевых качеств, принципиально значимых в данном виде профессиональной деятельности, последующее совершенствование, саморазвитие личности как профессионала. Рассмотрение профессиональной культуры современного специалиста как процесса ее формирования и проявления требует соотнесения ее с понятием «профессиональная компетентность». Профессиональная культура может рассматриваться как характеристика уровня компетентности специалиста и его отношения к профессиональной деятельности и себе как субъекту этой деятельности. Поскольку в основе профессиональной компетентности специалиста лежит понимание сущности решаемых им профессиональных задач, следовательно, понятие «профессиональная компетентность» может быть охарактеризовано, исходя из общих представлений об уровнях познания и осмысления реалий, сопряженных с процессом деятельности: а) допрофессиональный уровень – дилетантский, основанный на житейском здравом смысле и обыденном сознании; б) имперический уровень понимание профессиональных задач, сформировавшееся в ходе практического опыта, обычно тяготеющее к примитивному прагматизму и характеризующееся консервативностью; в) теоретический уровень – понимание, сложившееся в ходе освоения знаний и умений из соответствующей профессиональной области; г) креативный уровень – понимание, достигнутое на основе интеграции теоретических социально и профессионально ориентированных знаний и опыта профессиональной деятельности. Такое понимание профессиональной культуры специалиста находится в хорошем согласии с компетентностным подходом к подготовке современного специалиста, требующим ориентации образования на формирование профессиональных компетенций. Правила его реализации в образовательном пространстве УПО, в свою очередь, требуют введения в целевой компонент содержания подготовки современного специалиста наряду со знаниями, умениями и навыками также и ключевых компетенций. Так, в ходе проведенного исследования нами выявлены следующие ключевые компетенции специалиста правовой сферы: интеллектуальная, деятельностная, аналитическая, коммуникативная, экстремальная, информационно – технологическая, психологическая, познавательная, специальная, социальная компетенции, а также аутокомпетенция и компетенция здоровьесбережения. Следует констатировать, что подавляющее большинство вышеперечисленных ключевых компетенций не поддаются точному количественному измерению. Однако это не должно быть основанием для их исключения из критериев оценки качества подготовки специалиста, поскольку ключевые компетенции, пожалуй, имеют более важное значение для специалиста, чем предметные знания и умения. Для обоснованной оценки сформированности у обучаемых ключевых компетенций специалиста правовой сферы, на наш взгляд, представляется возможным использовать метод экспертных оценок. С этой целью мы предлагаем для оценки сформированности ключевых компетенций использовать приведенную ниже карту наблюдения и оценки. Методика заполнения карты. Классный руководитель (куратор) группы и (или) научный руководитель выпускной квалификационной работы студента оценивает степень сформированности указанных ниже свойств и способностей (компетенций) у учащегося/студента, ориентируясь на результаты своих наблюдений за жизнедеятельностью обучаемого по следующим критериям: Ярко выражена – 5 баллов Хорошо выражена – 4 балла Удовлетворительно выражена – 3 балла Едва выражена – 2 балла Не выражена – 1 балл
Карта наблюдения и оценки у студентов ключевых компетенций
ССУЗ ___________________ Ф.И.О. студента______________________ Специальность ___________________________________ Курс ________
В качестве формы документальной фиксации наблюдения за студентами может выступать индивидуальная карта развития компетенций. Предлагаемая технология мониторинга развития у студентов компетенций специалиста среднего звена для правовой сферы апробирована в ГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж» и хорошо зарекомендовала себя. Обобщая вышеизложенное, следует заключить, что только с выводом образовательного процесса учреждения профессионального образования в обозначенное выше трехмерное пространство можно надеяться, что его конечным результатом станет современный специалист нового качества. На наш взгляд, именно с этой позиции целесообразно разрабатывать и реализовывать разнообразную по формам и технологиям, но единую по своей культурной базе и направленности образовательную программу начального и среднего профессионального образования.
|