ПРОФЕССИОГРАММА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

Сурцева М.П.,

ГОУ СПО "Димитровградский технический колледж"

 

Основной целью профессиональных учебных заведений в соответствии с законом «Об образовании» является подготовка квалифицированных специалистов соответствующего уровня по всем направлениям общественно-полезной деятельности.

Профессиональное становление личности специалиста – это длительный, сложный и многоступенчатый процесс, результатом которого является становление личности профессионала – “специалиста особого класса, способного достигнуть высочайшего мастерства в результате реализации своего природного потенциала, благодаря гармонизации своих индивидуально-психологических, врожденных возможностей с требованиями, предъявляемыми самой осваиваемой профессией”.

Одним из важнейших условий эффективности этого процесса является соответствие качеств человека требованиям профессии. Поэтому педагогически наиболее важным является не задача определять способности как нечто уже якобы имеющееся у человека, а задача изучать индивидуальные особенности человека, чтобы наилучшим образом приспособить его к той или иной профессии, формируя, воспитывая его как все более и более способного субъекта деятельности. Образование, в том числе и профессиональное, призвано помочь молодому человеку самоопределиться в окружающем мире, осуществить профессиональный выбор и самоопределение. Современные требования к содержанию профессионального образования включают дисциплины и курсы, обеспечивающие моделирование и воспроизводство всех жизненных отношений личности.

Успешность профессионализации во многом зависит от направленности профессионального образования на развитие индивидуальности личности, ее творческого потенциала, на обретение личностного смысла профессионального обучения, на становление социальной профессиональной позиции студента.

В условиях образовательной системы непрерывного образования «школа – колледж – ВУЗ», реализуемой на базе ГОУ СПО «Димитровградский технический колледж», одним из наиболее оптимальных подходов является использование педагогами в своей деятельности профессиограммы, включающей в себя научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии.

Успех профессионального обучения во многом зависит от осознанного выбора профессии, включающего:

-         обоснованность выбора профессии профессиональной пригодностью;

-         характеристики системы медицинских показаний;

-         характеристики психофизиологических и социально-психологических качеств.

Использование профессиографического подхода на этапе профессионального обучения является крайне целесообразным. При составлении профессиограмм необходимо учитывать не только особенности учебной деятельности, но и то, что профессиональное развитие операционных и психологических качеств и структур личности  имеет определенные периоды и происходит неравномерно и разновременно.

Исходя из основных положений профессиографического подхода, в нашем учебном заведении разработана профессиограмма техника по специальностям «Технология машиностроения» и «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (отрасль – машиностроение), которая реализуется в процессе подготовки специалиста.

 

 

 

 

Профессиограмма техника по специальности 151001 «Технология машиностроения»

Трудограмма - описание труда в профессии

1. Предназначением студента является развитие профессионально значимых качеств техника-машиностроителя.

2. Распространенность профессии. Типичными для данной профессии являются машиностроительные предприятия. Научно-исследовательские и конструкторские организации различных организационно-правовых форм собственности.

З. Предметом труда в подготовке студента к будущей профессиональной деятельности является накопление им опыта: теоретических знаний и практических умений и навыков, их расширение и углубление.

4. Профессиональные знания - умение конструировать, выполнять чертежи вручную и на компьютере, читать чертежи, организовывать и контролировать работу подчиненных.

5. Основные виды деятельности – производственно технологическая, организационно-управленческая, конструкторско-технологическая, опытно-экспериментальная.

6. Организация труда предполагает систематичность, логическую последовательность, преемственность, учет психологических и возрастных особенностей обучаемых.

7. Продукт труда (его результат). По окончании колледжа выпускник по специальности 151001 «Технология машиностроения» должен профессионально самоопределяться, стать всесторонне развитой личностью, стремиться к самообразованию, обладать профессиональной культурой.

8. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в профессии. По окончании базового или повышенного образовательного уровня студент получает диплом с присвоением квалификации «техник», а также свидетельство о присвоении рабочей специальности.

9. Права обучаемых – социальная и психологическая безопасность, получение стипендии в соответствии с положением о социальном обеспечении. Получение различного рода поощрений, в том числе и материальных. Проявление нестандартных подходов при выполнении заданий. Посещение кружков, факультативов, общественных мероприятий, участие в поисково-экспериментальной работе. Нематериальное вознаграждение в период прохождения практик на базах социальных партнеров.

10. Обязанности обучаемых: накапливать, развивать умения и навыки; посещать занятия; в установленные сроки выполнять задания, сдавать зачеты и экзамены; соблюдать правила поведения в колледже. Обязанности специалиста – уметь разрабатывать технологический процесс изготовления типовых деталей и изделий машиностроения; разрабатывать конструкторскую документацию на изделия средней сложности; осуществлять метрологическую проверку изделий; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности производственного участка; оценивать эффективность производственной деятельности и др.

Психограмма - описание человека в профессии

В качестве мотивации обучения в колледже у студента выступают: стремление приобрести фундаментальные знания по выбранной специальности, стремление к развитию и углублению полученных знаний. Стремление к самореализации. Стремление к получению похвалы, поощрения. Целями и задачами учебной деятельности студента, будущего техника, является его желание стать специалистом, готовым применять полученные знания на практике, готовность к дальнейшему получению образования и самообразованию.

1. Эмоции (простые переживания, нравственные чувства, интеллектуальные и эстетические чувства) и психические состояния (эмоциональная устойчивость).

2. Удовлетворенность трудом возникает, когда студенту нравится выбранная профессия, интересны изучаемые дисциплины и общественная работа.

З. Психологические знания о труде, профессии формируются во время экскурсий на машиностроительные предприятия, в процессе посещения тематических выставок. Во время проведения классных часов, встреч со специалистами.

4. Профессиональные способности: восприятие информации, ее накопление, запоминание, воспроизведение и передача.

5. Профессиональные притязания, самоосознание себя как профессионала. Студент знает, что во время учебы в колледже он может получать стипендию, сумма которой зависит от его успеваемости. Во время прохождения практики студент обязан сдать квалификационный экзамен для получения разряда по рабочей специальности. По окончании колледжа техник может претендовать на должность техника в проектно- технологических отделах или на должность мастера, а в перспективе и на должность начальника участка или цеха, кроме того, он может продолжить образование в ВУЗе.

6. Психологические противопоказания: завышенная самооценка, невнимательность, импульсивность, пассивность, неспособность к саморазвитию и самообучению, излишняя напряженность, отсутствие чувства толерантности, конфликтность.

7. Психологические характеристики профессионального роста: практически психологический ум, такт, энергичность и психологическая избирательность и тенденции регресса профессиональной деятельности: нерешительность, пассивность, страх перед продолжительностью работы, возможной неудачей, замкнутость.

8. Позитивное влияние учебного процесса на обучаемого. В процессе обучения студент в колледже происходит формирование мировоззрения будущего техника, происходит интеллектуальное и физическое развитие студентов, осуществляется подготовка к профессиональной деятельности, формируются положительные личностные качества.

9. Негативные стороны профессии. Нормальному ритму деятельности может помешать вынужденная работа в вечернее время, чрезмерная работа с персональным компьютером, превышающая установленные нормативными документами время.

Социограмма - описание личности в профессии

1. Социально-значимые качества человека в профессии: интеллект, коммуникабельность, волевые качества, аккуратность, оптимизм, презентабельность, организаторские способности. Социальная значимость и востребованность профессии в обществе. Социальные нормы человека в профессии. Студент, будущий техник должен соблюдать правила, принятые в том учебном заведении, где он учится, а в последствии той организации, где он будет работать. Специалист должен быть корректным, вежливым, толерантным, внимательным по отношению к коллегам. Профессиональная культура специалиста является совокупностью нескольких культур: экономической, экологической, эстетической, компьютерной, квалитативной, управленческой. Только комплексный подход в воспитании личности может обеспечить подготовку учебным заведением специалиста, востребованного обществом. Адаптивность личности в учебной деятельности к влияниям внешней среды. Процесс адаптации личности протекает как приспособление к новой системе обучения, к изменению режима труда и отдыха; к вхождению в новый коллектив. Для установления оптимального режима труда и отдыха, системы работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности необходимо знать индивидуальные особенности студента. Творческие способности и возможности. Для развития творческих навыков необходимо: личный опыт, владение методом творческих ассоциаций, внимание к деталям, нестандартное мышление. Ценностные ориентации, отношения: общение с преподавателями, приобщение к работе в группе, коллективе.

2. Профессиональное саморазвитие. В качестве показателей профессионального развития выступают: самоанализ, самоконтроль, самооценка.

3. Профессиональное мышление. Оно определяется умением специалиста решать практические задачи с помощью теоретической деятельности, опираясь на знания о свойствах и отношениях вещей, в том числе с использованием нестандартных подходов.

Составленная профессиограмма дает представление о требованиях к специалисту: об уровне профессиональных знаний, о его деятельности и результатах деятельности, о его психологических качествах и свойствах, о личностных качествах и путях их совершенствования. Профессиограмма разрабатывалась, исходя из основных функций технического колледжа, и с целью совершенствования процессов обучения, проектирования педагогического процесса, выбора наиболее эффективных педагогических технологий.

 

Реализация профессиографического подхода в образовательном учреждении СПО помогает решить следующие задачи:

-                    системная формулировка целей профессионального образования;

-                    определение места и роли учебных дисциплин, их целевого назначения в подготовке специалиста;

-                    проектирование содержания образовательных программ с целью усиления их профессиональной направленности;

-                    организация профориентации с целью более полного информирования абитуриентов о будущей профессии, повышения осознанности выбора;

-                    диагностика и мониторинг профессионального развития студентов с целью создания и реализации эффективных коррекционных программ.

Решение указанных задач повышает эффективность профессиональной подготовки и в целом положительно влияет на процесс профессионального становления личности. Механизмами гарантированного решения развивающих и воспитательных задач являются насыщенность образовательного процесса психолого-педагогическими процедурами продуктивного уровня и проектирование условий, моделирующих ценностные отношения. Профессиографический подход позволяет обеспечить целостное социокультурное и профессиональное становление личности современного конкурентоспособного специалиста.