ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 080110 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРИИ «УЧЕБНАЯ БУХГАЛТЕРИЯ»

В КИЗЕЛОВСКОМ ГОРНОМ ТЕХНИКУМЕ

 

Тарасова Е.А.,

преподаватель экономических дисциплин

Кизеловский горный техникум

 

В настоящее время основная задача средних специальных учебных заведений – подготовка студентов к предстоящей трудовой профессиональной деятельности. Подготовка включает в себя три момента:

1.                  овладение студентами основами знаний, необходимых при осуществлении профессиональной деятельности;

2.                  формирование профессиональных умений и навыков;

3.                  формирование умений использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Главное для будущего специалиста – способность использовать знания в практической деятельности в изменяющихся условиях. Специалист должен уметь планировать свою работу, принимать оперативные решения, контролировать ход и результаты своей работы, в том числе путем использования информационных технологий.

В этом отношении обучение на практических занятиях, в курсовом проектировании должно быть целенаправленным и комплексным, охватывающим все стороны практической деятельности будущего специалиста.

Основным же моментом  в привитии умений и навыков у студентов является прохождение ими всех видов производственных практик: от производственной практики для получения первичных профессиональных навыков до производственной практики - стажировки.

В Кизеловском горном техникуме по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» часть производственной практики студенты проходят в специально оборудованной лаборатории “Учебная бухгалтерия». Лаборатория оснащена новейшими компьютерами, принтером, сканером, проведена локальная сеть.

Лаборатория создана как  действующая бухгалтерия с рабочими местами по конкретным объектам учета. В процессе прохождения практики главным является не сообщение студенту определенной информации, а формирование у него умения самостоятельно приобретать знания. В этой связи большую роль играет учебная технология, именуемая «Учебная фирма». Эта форма прохождения практики, в ходе которой происходит полная имитация осуществления учета в реальной бухгалтерии, а также имитация производственной деятельности реальной коммерческой фирмы. Студенты распределяют роли бухгалтера по материалам, бухгалтера – расчетчика, бухгалтера по учету основных средств, бухгалтера по учету готовой продукции и т.д. Они совместно решают производственные задачи, подготавливают на подпись преподавателя-главного бухгалтера пакет бухгалтерских документов.

За каждым рабочим местом в соответствии с должностной инструкцией (студенты сами ее разрабатывают) закреплены определенные обязанности, которые выполняют студенты на каждом участке работы. Таким образом, это позволяет студентов систематически ставить в такие условия, которые позволяют управлять им в том или ином виде профессиональной деятельности. Они попеременно проходят все участки работы бухгалтерии. Здесь будущие бухгалтера учатся анализировать производственные ситуации, решать ситуационные профессиональные задачи путем имитации деятельности, выполнения практических задач в процессе производственной практики, проведения ролевых, деловых игр.

Очень важное внимание в ходе прохождения студентами производственной практики уделяется компьютерному образованию студентов. Основными целями которого являются:

1.       формирование компьютерных знаний;

2.       привитие навыков в области информационных технологий;

3.       формирование информационного мировоззрения;

Поэтому в лаборатории ”Учебная бухгалтерия” студенты осваивают не только программу “1С предприятие”, но и “Инфо Бухгалтер”, “БЭСТ”, “Бизнес Пак”, “Парус”, СПС “Консультант Плюс”.

В процессе обучения очень часто проводятся интегрированные уроки, проводимые в “Учебной Бухгалтерии”: по Бухгалтерскому учету с заполнением первичных документов на ПК, налогам и налогообложению – заполнение налоговых деклараций по отдельным видам налогов; по Экономике организации – расчет заработной платы, составление сметы затрат с использованием программы Excel, составление бизнес – планов с применением ПК и др.

Также в учебной бухгалтерии студенты работают над курсовыми работами со СПС “Консультант Плюс”, изучают материал с помощью электронных учебников по ЭТ, Налогам, Менеджменту, Маркетингу, АФХД и др.

Эффективным в развитии творческих способностей студентов является исследовательская работа, а именно создание электронных учебников, например в программе Power Point, по отдельным темам экономических и учетных дисциплин, например, по дисциплине «Маркетинг» при изучении раздела «Комплекс маркетинга».

А работать в атмосфере изучаемой дисциплины с наличием необходимого наглядного и иллюстрированного материала, особенно сделанного своими руками, полезно и интересно.