НОВЫЙ ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ НОВОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ТИПА.

 

Тетерин Е.Б.,

директор ГОУ СПО «КУПК»,

заслуженный учитель РФ, почетный работник СПО РФ,

кавалер медали-ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Токарева Н.Х.,

заместитель директора по НМР

 

Процессы социокультурной трансформации затрудняются политическими и экономическими ошибками последних десятилетий, трудным переходом общества от тоталитарной системы к культуре нового общественного уклада, демократичного по характеру, открытого к мировому сообществу, ориентированному на вхождение России в цивилизованную фазу постиндустриального развития.

При всей противоречивости процесса социокультурной трансформации, чрезмерной растянутости его переходного пе­риода происшедшие реформы уже существенно затронули и положение человека в обществе. Происходит смещение содержания этих отношений с модуса «человек - объект воздействия со стороны государства» и прочих безличных институтов на модус субъективности в отно­шениях с властями и институциональной средой в целом.

В обществе, сознании людей растет понимание культуры не как способа формирования человека по заранее заданному образцу, а как повседневной деятельности человека. Культура все более становится активным фактором становления национальных, этнорегиональных структур, что, в свою очередь, привносит сильные импульсы в реформационные процессы образования.

Механизмом стимулирования потребностей в знаниях и науке, в общей культуре человека, наряду с потребностями демократического развития общества, является рынок. Неизбежная конкуренция среди товаропроизводителей постепенно ведет к росту спроса на квалифицированный, интеллектуальный труд и соответствующие ему профессиональные стандарты кадров. Это, в свою очередь, ставит человека перед необходимостью постоянного обучения, стимулирует интерес к знаниям. Рынок, подчиняемый потребностям общества, является решающим фактором развития и системы начального профессионального образования.

Новые исторические условия выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе.

Среди основных из них можно отметить следующие:

1. Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи.

Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи в последнее десятилетие по основным показателям социального положения и физического развития заметно уступает предыдущим. Оно менее физически развито, все более безнравственно и криминально.

2. Радикальное изменение ценностных ориентации молодых людей.

Молодежь и подростки в значительной мере выведены за рам­ки исторических и национальных ценностей - они оказались податливыми к западной массовой культуре; на них преднамерен­но обращен шквал низкопробной продукции. На историческую арену выходит новый тип личности - циничный и агрессивный.

3. Безыдейность нового поколения.

Большинство подростков безыдейны, а значит, равнодушны даже враждебны к традициям российского патриотизма. Продукт предшествующей эпохи - советский человек - все более уходит на задний план.

4. Негативное отношение к общественно полезной деятельности.

Новые формы труда и оплаты, изменившееся отношение к собственности вызывают у подростков желание получить как можно больше, не используя никакого труда.

Отсюда вытекает и следующая проблема:

5. Безнравственное и асоциальное поведение.

Тяжелые социальные условия толкают подростков на преступления. Криминализация молодежный среды, наркомания, алкоголизм дестабилизируют общественную жизнь.

Анализ показывает, что в отличие от проблем образования в Российской Федерации практически отсутствуют законы и иные нормативные правовые акты, посвященные проблемам воспитания молодежи. Во многом это обусловлено тем, что закрепить нравственные нормы в законодательном порядке чрезвычайно сложно. Далеко не все такие нормы могут быть предметом правовой регламентации.

Воспитание еще не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития личности. Разрыв единства системы обучения и воспитания сохраняется.

Недостаточный воспитательный потенциал учебных заведений в значительной степени обусловлен неподготовленностью кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей четкого и современного представления о своем месте и роли в процессе воспитания будущего специалиста, а в ряде случаев и своих нравственных принципов. Значительная часть преподавателей сосредоточилась на усложняющихся жизненных проблемах. Многие из них, потеряв веру в успех, рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, психологически и профессионально не способны осуществлять воспитательную работу со студентами в нынешней социально-политической и психологической ситуации, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенчества. Часть преподавателей не видит смысла в воспитании студентов в условиях отсутствия четкой стратегии развития российского общества и образовательной системы.

Серьезной проблемой в воспитании является отсутствие актуальной методологии этой работы. Остро встает вопрос разработки новых технологий воспитания студенчества (новых психолого-педагогических установок, методов и форм), отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям, в которых находится общество.

Резко обострилась проблема качественного и рационального использования вне учебного времени студентов в интересах воспитания и культурного развития личности. Для значительной части студентов вне учебное время становится рабочим временем и основным способом выживания.

Среди студенчества резко падает уровень культуры, идет активное отчуждение от мировых и отечественных ценностей, духовное и культурное обеднение.

Новое политическое, экономическое и социально-культурное устройство общества требует формирования личности нового социокультурного типа:

гуманной, понимающей высокую ценность человеческой жизни;

духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действительности, самопознании, поиске смысла жизни и жизненного кредо, общении с искусством, пониманием самоценности своего внутреннего мира;

творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности, обладающей чувством нового, способной к активной жизни и творчеству;

прагматичной, владеющей новейшими технологиями реализации профессиональных знаний в новой экономической  и социокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языковая культура).

Воспитание современного студенчества должно соответствовать целям построения демократического общества. Только через воспитание молодого поколения на демократических началах, можно создать социальную основу демократического строя, реализации демократических свобод.

Проведение демократических преобразований во всех сферах жизни российского общества имеет своей целью обеспечение свободы самореализации личности во всем объеме ее жизненных интересов. Для эффективной деятельности в таком случае становится очень важной ориентацией студенческой молодежи на успех, на социальную активность. Стратегическая ориентация на достижение успеха в жизни всегда, так или иначе, связана с более конкретными смысложизненными целями, которые определяют смысл деятельности. Только очень небольшая часть студентов наряду с карьерными устремлениями выражает желание стать и людьми высокой культуры. Очевидно, что в учебных заведениях необходимы поиск и реализация эффективных форм и методов работы по осознанию студентами значимости духовных и культурных ценностей и созданию условий для их целенаправленного освоения.

Интегральным выражением целостной совокупности компонентов процесса воспитания (учебно-методических, научно-методических, управленческих, кадровых, материально-технических) является воспитательная система.

При формировании современных воспитательных систем учебных заведений необходимо учитывать и реализовать следующие основополагающие принципы:

связь воспитания с жизнью, что предполагает взаимообусловленность воспитательной деятельности и общественной практики;

деятельностный подход к воспитанию, учитывающий будущую профессию студента и означающий реализацию принципа совпадения интересов общества и личности;

гуманистический характер системы общих и конкретных целей, задач и направлений воспитания:

единство воспитания и самовоспитания;

одновременность воспитания, осуществляемого различными образовательными и общественными структурами для реализации воспитательных целей и формирования целостного духовного облика молодого человека;

последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных качеств личности в зависимости от уровня обучения и его направления;

творческий характер и динамизм воспитания, отражающие развитие и обогащение воспитательного процесса.

Реализация перечисленных принципов формирования современных воспитательных систем образовательных учреждений базируется на совокупном взаимодействии всех принципов и элементов воспитательной системы. Только в этом случае достигается положительный воспитательный эффект.

Воспитание студенчества реализуется через создание в обществе и конкретном учебном заведении воспитательной системы. Сущность воспитательной системы определяется философским пониманием смысла социальной системы вообще, представляющей собой соединение системообразующих элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство, основными элементами которых являются люди, их нормы, связи. Такое понимание социальной системы, в том числе и воспитательной, предполагает наличие определенных системных качеств – цели, иерархии задач, соответствующих органов управления.

На базе Каменск-Уральского политехнического колледжа создана экспериментальная площадка по направлению «Проектирование воспитательного пространства профессиональ-ного колледжа». Воспитательное пространство является частью воспитательной системы учебного заведения.

Данная работа направлена на выработку теоретических оснований и выявление организационно-педагогических условий проектирования воспитательного пространства колледжа, как целостности, способной оказывать формирующее воздействие на студентов, преподавателей и сотрудников.

В Каменск-Уральском политехническом колледже:

созданы организационно - педагогические условия, обеспечивающие создание ситуаций, направленных на активизацию самоопределения всех субъектов;

разработаны специальные мероприятия по согласованию позиций студентов, преподавателей, администрации, сотрудников, родителей, социальных партнеров колледжа для последующего принятия решений;

выработаны согласованные между всеми заинтересованными субъектами критерии и показатели, обеспечивающие анализ образовательного  и воспитательного процесса;

обеспечены условия для научно-исследовательской деятельности педагогов, направленной на разрешение возникающих в их профессионально-педагогической деятельности проблем;

осуществлены мониторинг воспитательного процесса и рефлексия деятельности колледжа, с последующей оценкой результатов и коррекцией средств достижения поставленных целей.

Организация работы экспериментальной площадки в Каменск-Уральском политехническом колледже учитывает важнейшую особенность воспитания. Она состоит в том, что в настоящее время происходит объективный процесс перемещения акцента с общественного воспитания на самовоспитание и самоформирование личности. Этот инновационный процесс свидетельствует о влиянии на воспитание расширяющихся демократических процессов в обществе, либерализации экономики, развития рыночных отношений, овладении молодежью новыми социальными навыками, практическими умениями в области экономики, науки, техники и образования.

Положительный эффект воспитательной деятельности достигается совокупным действием всех структур единого воспитательного пространства колледжа, как внутри его, так и за его пределами. Это подтверждается работой различных органов Студенческого самоуправления (ССУ) колледжа: Молодежной организации студентов, Профсоюзной студенческой организации, Совета актива «Лидер» и т.д. Сферы деятельности и функции органов ССУ четко разграничены и обозначены. Все действуют на основании учредительных документов и других документов, подтверждающих создание органа ССУ:

«Положение об общественной организации «Молодежная организация Каменск-Уральского политехнического колледжа»;

Устав профсоюзной студенческой организации;

«Положение о студенческом совете»;

«Положение о студенческом совете общежития колледжа и председателя студенческого совета общежития»;

«Положение о старостате колледжа и старосте учебной группы»;

«Положение о Совете колледжа» и т.д.

Наши студенты, инициаторы создания различных органов ССУ, работают с молодежными организациями на предприятиях города – ОАО «СУАЛ-филиал УАЗ», ОАО «СинТЗ» и т. д.

Развитие ССУ невозможно без серьезного программно-методического обеспечения. Совместно представители различных органов студенческого самоуправления колледжа принимают участие в разработке целевых программ в рамках Концепции развития воспитательной системы колледжа:

«Досуг»;

«Укрепление здоровья средствами физической культуры и спорта»;

«Правовое воспитание и профилактика правонарушений»;

«Здоровье»;

«Лето»;

«Социально-психологическое сопровождение студентов».

Сейчас ребята совместно с воспитательной комиссией и комиссией физического воспитания разрабатывают целевую программу «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи».

Перед подготовкой любого дела студентам разъясняется, какое положительное влияние оно окажет на развитие студенческой личности, коллектива, колледжа в целом. Если они поймут, что в процессе подготовки творческого дела они получат возможность реализовать свои способности в различных видах деятельности, приобрести умения, самим организовывать досуг, учиться на практике культуре поведения и общения, то можно ожидать, что от мероприятия к мероприятию заинтересованность участников, их творческая активность будут возрастать. Развитию самоуправления способствует гласность. Важно систематически заслушивать информацию о проведенной работе, анализ которой повышает ответственность участников, формирует умение критически оценивать свои и чужие действия. В этих вопросах СМИ играют большую роль. Совет «Молодежки» и Совет актива «Лидер» тесно сотрудничают со студенческой телестудией «Альянс». По кабельному телевидению ребята получают разную информацию, смотрят различные тематические программы. Руководит работой телестудии студент колледжа (гр. АСУ-22) Баженов Иван. Редакция газеты «Мир КУПК» (гл. редактор-студентка гр. АСУ-31 Климова Наталья) освещает деятельность органов ССУ нашего колледжа, итоги различных конкурсов, поднимает проблемы студенческой молодежи.

Деловые связи студенческого актива с профкомом студентов обеспечивают взаимодействие в работе органов самоуправления. Один раз в месяц проходят совместные заседания Совета молодежной организации и студенческого профкома. Это позволяет все вопросы решать более оперативно и качественно, а главное, коллективно принятые решения исключают дублерство, конфликты и недоразумения не только между студентами, но и между сотрудниками учебного заведения.

Успешной деятельности органов ССУ способствует правильно организованная отчетность. Отчеты заслушивают на совместных заседаниях Совета молодежной организации и профкома студентов. Кроме того, заслушиваются отчеты старост и учебных секторов на старостате, на стипендиальной комиссии рассматриваются планы-отчеты групп, на городском студсовете.

Проявляемые студентами инициативе, энтузиазм, активность нуждаются в поддержке и поощрении. Согласно «Положению о фонде социальной защиты студентов» и «Положению о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов», которые разработал студенческий профком совместно с Советом молодежной организации, лучшие студенты поощряются стипендией Правительства РФ, Губернаторскими стипендиями, именными стипендиями и денежными премиями.

В этих условиях очень важно внедрение в систему образования и воспитания личностного ориентира, который содействует сохранению положительных убеждений, восприятию новых идей, сохранению независимости суждений, способности адаптироваться к внешним обстоятельствам. Воспитательная система Каменск-Уральского политехнического колледжа создает благоприятные условия для обучения и воспитания наиболее талантливой и активной части студенческой молодежи.