СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО – КАК ЭЛЕМЕНТ РЕСУРСОПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Тетерин Е.Б.,

Директор Каменск-Уральского политехнического колледжа,

Заслуженный учитель Российской Федерации,

Почетный работник СПО РФ,

кавалер медали-ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени

 

Экономические преобразования в нашей стране коренным образом изменили парадигму развития профессионального образования. Процесс профессионального образования все в большей степени ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения в первую очередь экономических проблем общества.

В настоящее время в государственной образовательной политике противостоят друг другу две основополагающие тенденции: первая предусматривает получение профессионального образования независимо от реальной потребности экономики и профессионально-квалификационной структуры подготавливаемых кадров, вторая направлена на упорядочение системы подготовки работников с учетом реальной потребности экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах.

Учебные заведения начального профобразования (70-80% учебного времени – практическая подготовка), учреждения среднего профобразования (практическая подготовка составляет 50%) обеспечивают практикоориентированное образование. Если университетское образование исторически сложилось в определенной мере как международная система, то практикоориентированное образование – как совокупность национальных систем, отличающихся друг от друга. В условиях социально-экономической глобализации необходима Международная сопоставимость образовательных систем, это требование привело к появлению сегодня Болонского и Копенгагенского процессов.

Развитие мировой экономики характеризуется возрастанием доли квалифицированных практикоориентированных кадров в структуре занятости. Анализ динамики количества рабочих мест в производстве стран Европы и США показывает, что наиболее востребованными категориями работников являются техники, механики, ремонтники и др.

В Российской системе образования среднее профессиональное образование (СПО) достаточно сильное и наиболее массовое звено. Подтверждением этого являются данные переписи населения 2002 года

.

В экономике России более 26% занятого населения – это специалисты со средним профессиональным образованием. Для большинства молодежи система СПО стала формой социализации, получение базовых, профессиональных компетенций, началом формирования профессиональной карьеры.

Необходимость совершенствования профессиональной подготовки специалистов среднего звена на предприятиях металлургических отраслей промышленности вызвана, прежде всего, объективными тенденциями ускорения научно-технического прогресса, происходящего в отрасли, что требует принципиально новые технические и технологические подходы, которые могут разработать специалисты, способные интегрировать идеи из различных областей науки, оперировать междисциплинарными категориями, комплексно воспринимать инновационный процесс.

Динамичность современного производства предусматривает в системе среднего профессионального образования углубление теоретической базы, овладение фундаментальными основами профессиональной деятельности, существенное улучшение практической подготовки с участием производства.

Каменск-Уральский политехнический колледж – государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования. При создании алюминиевой промышленности на Урале появилась необходимость образования в 1942 году, алюминиевого техникума в г. Каменске-Уральском.

Современный Каменск-Уральский - это третий по численности населения и экономическому потенциалу город Свердловской области, признанный центр и родоначальник уральской металлургии.

Экономика города имеет многоотраслевой характер, но ведущие позиции в промышленности занимают цветная и черная металлургия, металлообработка и машиностроение.

Каменск-Уральский политехнический колледж осуществляет подготовку кадров для металлургической отрасли. Образовательная миссия  определяет целевые ориентиры существования колледжа, конкурентные преимущества колледжа и его уникальность, специфику организации образовательной системы колледжа, ее встроенность в образовательное пространство Уральского региона.

Свою основную миссию учебное заведение определяет как:

- комплексную подготовку профессионально-компетентных, конкурентоспособных специалистов на рынке интеллектуального труда по техническим и экономическим специальностям базового и повышенного уровня;

- формирование личности, имеющей профессиональную подготовку, стремящейся к саморазвитию и самоопределению в изменяющемся мире и обществе;

- создание среды эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Сложившиеся в стране социально-экономические условия достаточно чётко определили требования к выпускнику колледжа со средним профессиональным образованием: всесторонне образованный профессионал, мобильный на рынке труда, творческая, конкурентоспособная, социально-ориентированная личность, способная к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни.

Российский бизнес всерьез озабочен нехваткой в стране квалифицированных специалистов и рабочих в востребованных рынком областях. И бизнесмены, и представители системы образования осознают, что сегодня необходимо создать такой механизм взаимодействия рынка труда и системы образования, который способствовал бы подготовке высококвалифицированной рабочей силы, адекватной новым экономическим условиям. Сегодня качество рабочей силы становится одним из главных факторов, определяющих конкурентоспособность любой компании или фирмы.

Социальное партнерство в системе профессионального образования — это важный элемент в формировании современного подхода к профессиональному образованию, показатель реальной заинтересованности бизнеса в его дальнейшем развитии.

Основные направления деятельности субъектов социального партнерства:

                   определение перечня образовательных услуг, востребованных на рынке труда;

                   определение требований к качеству подготовки специалистов и участие в итоговой государственной аттестации выпускников;

                   определение требований к качеству учебно-программной документации;

                   совершенствование организации образовательного процесса;

                   развитие материально-технической базы колледжа;

                   оценка деятельности колледжа, участие в лицензировании, аттестации и государственной аккредитации колледжа;

                   формирование и реализация вариативных воспитательных систем;

                   развитие профориентации населения;

                   трудоустройство выпускников колледжа.

Главными социальными партнерами для средних профессиональных учебных заведений остаются работодатели.

Каменск-Уральский политехнический колледж — одно из старейших и наиболее крупных средних специальных учебных заведений Свердловской области, гото­вящих специалистов для предприятий черной и цветной металлургии. Колледж ве­дет подготовку по 6 специальностям: 150102 -«Металлургия цветных металлов», 150106 - «Обработка металлов давлением», 150411 - «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), 140613 - «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования» (по отраслям), 230103 - «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (по отраслям), 080110 - «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). Контингент студентов по этим специальностям — более 2000 человек. В годы промышленного спада мы сохра­нили технические специальности и сейчас являемся единственным учебным заведением системы СПО в городе, кто реализует подготовку по специальностям: 150102 - «Металлургия цветных металлов», 150106 - «Обработка металлов давлением», 150411 - «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям).  По всем специальностям реализуется базовый и повышен­ный уровень с углубленной подготовкой.

            Каменск-Уральский - город металлургов, поэтому подготовка специалистов практически полностью ориентирована на металлургические предприятия города.

Между городскими предприятиями металлургической отрасли и колледжем существуют договорные отношения о целевой подготовке специалистов среднего звена. Договоры заключены сроком на 5 лет (2006-2010 гг.) с Филиалом УАЗ ОАО «СУАЛ-Холдинг», ОАО «КУМЗ», ОАО «СинТЗ», ОАО «Исеть», ОАО «КУЗОЦМ», ООО «СУАЛ – Кремний - Урал», ООО «Энергоавтоматика» и др.

 

Сотрудничество с социальными партнерами предполагает работу по следующим направлениям:

1.                  Вместо открытия новых специальностей мы пошли путем изменения специализаций. Так, по заявке заводов ОАО «КУЗОЦМ», ОАО «завод «Исеть», ОАО «КУМЗ» ввели специализацию «Литейное производство»; по заявке ОАО «СУАЛ-филиал УАЗ» - специализацию «Обработка металлов резанием», что позволяет учесть пожелания работодателя в подготовке специалистов. Организуем дополнительную подготовку в рамках той специальности, которая есть. Объем дополнительных курсов – 140-200 часов. Открытие же новых специальностей затруднено и нецелесообразно.

2.                  Укрепление материальной базы. Предприятия, заинтересованные в получении специалистов, оказывают колледжу помощь в укреплении материально-технической базы. ОАО «КУМЗ» в соответствии с договором оплачивает колледжу подготовку специалистов (в 2006 году – 500 тысяч рублей), ОАО «КУЗОЦМ» оказывает финансовую помощь для обеспечения качественной профессиональной подготовки выпускников – 2006 год в размере 100 тысяч рублей. «СУАЛ - Холдинг», проявляя большую заинтересованность в сотрудничестве и внедрении новых информационных технологий в образовательный процесс выделил 500 тысяч рублей для приобретения оборудования. Ежегодно проводится ремонт колледжа силами Филиала «УАЗ-СУАЛ» и ОАО «СинТЗ». А в 2006 году Филиал «УАЗ-СУАЛ» оплачивает ремонт сгоревшего спортивного зала и проектные работы по строительству теплового перехода от учебного здания к общежитию в размере 1 млн. рублей; Трубная металлургическая компания при поддержке мэра города В.С. Якимова решают вопрос по проектированию нового спортивного зала (1,5 млн. рублей).

3.                  Активное воздействие на содержание образовательного процесса. Сегодня работодатель заявляет о своем праве быть уверенным в том, что затребованные им ключевые профессиональные компетенции и социально значимые качества вошли в цели образовательных стандартов, учебных планов и программ, поэтому специалисты предприятий принимают актив­ное участие в заседаниях предметно-цикловых комиссий по отработке содержания учебных планов и программ и их утверждению. Представители заводов принимают участие в заседаниях Государственных аттестационных комиссий, распределении студентов по местам прохождения всех видов практик. Обучение студентов ведется с использованием новых технологий на том же программном обеспечении, которое внедрено на заводах. Мы снимаем фильмы о работе нового оборудования. Это возможно благодаря тому, что наши будущие работодатели – заводы ОАО «СинТЗ», ОАО «КУМЗ», ОАО «СУАЛ-филиал УАЗ» позволяют студентам и преподавателям делать съемки нового оборудования. С помощью фильмов студенты на теоретических и практических занятиях знакомятся с особенностями эксплуатации нового оборудования и их возможностями в ходе применения новых технологических процессов получения готовых продуктов. Мы широко привлекаем специ­алистов с предприятий для чтения спецкурсов, проводим учебные занятия на производстве. Преподаватели коллед­жа проходят обязательную стажировку на предприятиях.

4.                  Участие в организации воспитательного процесса. В требованиях, которые предъявляет работодатель, большое внимание уделяется гражданской позиции выпускника. На­ша задача — воспитание патриота своей Родины, края, завода, колледжа. Поэтому мы так дорожим традициями, ко­торые помогают формированию гражданского самосознания студентов. Это конференции с лучшими рационализаторами предприятий, проведение дней знаний, когда во всех группах колледжа выступают специалисты заводов, администрации города с беседами о требованиях к буду­щим специалистам, достижениях науки и техники, о новых технологиях и перспективах отрасли. Представители заводов принимают участие в проводимых в колледже Неделях по специальностям, вручают выпускникам дипломы об окончании КУПК, что обеспечивает непрерывную связь между образовательным учреждением и предприятием. Воспитание на примерах жизни выдающихся людей, связанных с заводом, формирует корпоративный дух, вы­зывает интерес к предприятию, у студентов появляется уве­ренность: они востребованы, их ждут на производстве. Хорошей традицией в колледже стала встреча 1 сентября в День Знаний студентов III курса с нашим выпускником, генеральным директором ОАО «СУАЛ-УАЗ» Смоляницким Б.И. Кроме того, ежегодно, в конце учебного года для студентов III-IV курса и их родителей проводятся собрания по вопросам практики и трудоустройства, студенты встречаются с заместителями директоров по персоналу предприятий города, где задают большое количество интересующих их вопросов. Эти профориентационные встречи формируют профессиональную мотивацию наших студентов, позитивное отношение к избранной специальности.

По окончании прохождения производственной практики среди студентов IV курса проводится анкетирование. Студенты высказывают свое мнение об условиях прохождения производственной практики, об отношении наставников к практикантам, а также предложения и пожелания по улучшению организации производственной практики. Результаты анкет передаются в отделы по подготовке кадров на заводы.

Большая роль в подготовке конкурентоспособных специалистов отводится сегодня студенческому самоуправлению. Молодежная студенческая организация колледжа активно взаимодействует с молодежными общественными организациями таких предприятий как ОАО «СУАЛ-УАЗ», ОАО «КУМЗ» и ОАО «СинТЗ». Ребята планируют и проводят совместные мероприятия, обсуждают проблемы молодежи, наши выпускники достаточно легко вливаются в ряды работающей молодежи, становятся лидерами молодежных общественных объединений города.

5.                  Рабочий город уже начал ощущать голод на трудовые ресурсы. С одной стороны, сбываются прогнозы, связанные с «демографической ямой», количество выпускников школ и, соответственно, системы профтехобразования из года в год снижается, с другой, качество подготовки специалистов все сильнее отстает от реальных потребностей современного производства.

В г. Каменск-Уральском создан координационный Совет по профессиональному образованию, куда входят представители высшего, среднего и начального профессионального образования, а также представители центра занятости и отделов кадровых служб предприятий. Возглавляет Совет заместитель главы города. Совет ежегодно отслеживает контрольные цифры приема и выпуска специалистов НПО, СПО и ВПО, дает рекомендации какие специальности нужны, а какие следует закрыть, проводятся расширенные выездные совещания на предприятия, где проходит обмен опытом и конкретно обсуждаются проблемы подготовки специалистов для предприятий. Колледж гарантирует трудоустройство выпускников в соответствии с договорами. Около 35% выпускников идут на рабочие места (квалифицированные рабочие, наладчики); около 40% — технологи, конструкторы, мастера, многие пос­тупают в вузы. Выпускники колледжа могут получить высшее, образование по сокращенным учебным планам, продолжить свою подготовку в Государственной Академии Управления (г. Москва), Красноярской Государственной академии цветных металлов и золота, Уральском Государственном техническом университете им. С.М. Кирова.

6.                  Новый этап развития социального партнерства в системе профессионального образования начался в 2000 году, когда создавались попечительские советы учебных заведений.

С 2001 года в колледже действует Попечительский Совет, в настоящее время его возглавляет главный инженер ОАО «КУМЗ» С. Мартюшев. За 9 месяцев 2006 г. в Попечительский совет колледжа поступили денежные средства в сумме 600 тыс. рублей, которые пошли на развитие учебного заведения.

7.                  С 1991 года существует Ассоциация учебных заведений металлургического комплекса, которая насчитывает 55 ссузов России. За эти годы накоплен положительный опыт работы Ассоциации: проводятся семинары и совещания директоров, заместителей директоров по учебной работе и методистов по разработке государственных образовательных стандартов СПО по металлургическим отраслям, научно-практические конференции, конкурсы методических разработок, дипломных проектов, технического творчества, смотры-конкурсы кабинетов и лабораторий металлургического профиля, решается вопрос с изданием учебников металлургических специальностей. Всё это позволяет осуществлять единую образовательную политику в подготовке специалистов металлургической отрасли. Ассоциацию учебных заведений поддерживает Международный союз металлургов и Центральный Совет горно-металлургического профсоюза России. Вся работа Ассоциации направлена на сохранение единства учебных заведений металлургии и совершенствование качества подготовки студентов, а также на воспитание здорового подрастающего поколения молодых металлургов.

8.                  В течение последних десятилетий система образования развивалась неадекватно потребностям экономики страны по структуре и качеству подготавливаемых специалистов. Требования работодателя заставляют учебные заведения пересматривать систему взаимоотношения предприятия – государство – образовательное учреждение для того, чтобы обеспечить, во-первых, ресурсопривлекательность российской системы образования, во-вторых, определить права и обязанности работодателя по подготовке кадров в системе профессионального образования, в-третьих – обеспечить участие работодателей в работе органов самоуправления образовательного учреждения. Реализуя эти цели, Каменск-Уральский политехнический колледж, в мае 2007 года, планирует провести «Бизнес-педсовет», с участием представителей Администрации города, области; предприятий; учебных заведений; Молодежных организаций. В программе бизнес-педсовета предполагается проведение мастер-классов, конкурса бизнес-планов, деловых игр, профориентационного тестирования, конкурса сочинений и круглого стола по выработке путей конструктивного партнерства государства, работодателей и образовательных учреждений, что позволит значительно повысить качество образования, обеспечить большую доступность и конкурентоспособность образования, и эффективность его модернизации.

9.                  В сложившей к настоящему времени социальной и экономической ситуации в стране все большее значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Отмечено, что инвестиции в образование смещаются от основного образования к дополнительному.

Работодатели хотели бы видеть в своих кадрах  такие качества:

- стремление быть лидером;

- умение рационально применять свои знания на практике;

- знание деловой этики и психологии профессиональной деятельности;

- умение работать в команде;

- стремление к повышению профессиональной квалификации

- владение персональным компьютером;

- знание иностранного языка и трудового законодательства.

В рамках основного профессионального стандарта не удается дать эти знания из-за нехватки учебного времени, поэтому в Каменск-Уральском политехническом колледже осуществляется дополнительное образование по различным направлениям компьютерной подготовки, по приобретению знаний английского языка. Подготовлены программы курсов «Психология профессиональной деятельности», «Секретарь-референт» и «Основы предпринимательства».

Система дополнительного образования в колледже имеет преимущества перед классическими формами профессионального образования: краткосрочность обучения, гибкий график учебного процесса, небольшая наполняемость групп, современные активные методы обучения, ориентированные на возрастные особенности слушателей, доступные цены за обучение на курсах. Квалификация по дополнительному образованию приобретается параллельно с основным. 

            В колледже проводится компьютерное психологическое тестирование и беседа с психологом-консультантом, которое помогает слушателям подготовительных курсов, абитуриентам, студентам спланировать направления  построения своей карьеры, более точно определить сферу приложения полученных знаний, выделить наиболее перспективные области практики, определить потенциальные роли в командном взаимодействии. Профконсультирование студентов старших курсов направлено на решение важных вопросов: в каком направлении продолжать обучение, где получить высшее образование, как повысить свою квалификацию.

Сфера дополнительного образования колледжа дает широкие возможности для стимулирования творческой активности студенческих коллективов, удовлетворения личных предпочтений, для самоопределения и самореализации студента.

Одним из решающих критериев качества подготовки специалистов – это выпускники колледжа и их карьерный рост.

Устойчивый позитивный имидж колледжа сегодня можно рассматривать как важнейший компонент и как ресурс развития образовательного учреждения.

Шесть генеральных директоров предприятий металлургической отрасли города – наши выпускники. Это:

Смоляницкий Б.И.             - ОАО «СУАЛ-УАЗ»,

Махмутов Ф.Г.                   - ОАО «КУЗОЦМ»,

Филиппов А.В.                  - ОАО «КУМЗ»,

Молочков В.А.                    - ООО «Энергоавтоматика»,

Соболев С.А.                      - «УЦМР»,

Ступин В.С.                                   - ЗАО «ВИКОМ»,

Главные инженеры практически всех предприятий города также выпускники КУПК-КУАТ, 70% начальников цехов также выпускники колледжа. Такие показатели создают запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Действующая система взаимодействия колледжа с социальными партнерами позволяет нам более успешно решать вопросы качества подготовки специалистов. Но есть общие проблемы системы СПО, которые требуют своего решения. Среди основных из них можно отметить следующие:

1. Серьезные проблемы ссузов связаны с так называемой «демографической ямой».    

Кроме того, наблюдается миграция молодежи из провинциальных городов в мегаполисы. Резко возросла конкуренция на рынке образовательных услуг – даже в небольших городах каждый год появляются несколько филиалов и представительств ссузов и вузов, которые готовят экономистов, юристов и т.п., но не технические специальности. Это вызывает отток части выпускников школ и создает сложности в наборе студентов ссузов. В настоящее время около 88% семей предпочитают, чтобы их дети получили высшее образование, 57,4% готовы платить за него. На этом фоне число ориентированных на среднее и начальное профессиональное образование ничтожно: если после 9-го класса продолжать обучение в общеобразовательной школе собирается 62% учащихся, то идти в техникум — 11%, а в ПТУ — только 5%. При этом, правда, остается еще 20% неопределившихся. Из них, как правило, и набираются учащиеся ПТУ и средних профессиональных учебных заведений. В результате экономика получает в качестве квалифицированных исполнителей людей, не мотивированных к обучению и профессиональной карьере. Но это еще не все. В 2006 году с 38 до 47% выросла доля выпускников техникумов, которые вообще не собираются работать по полученной специальности, а хотят сразу поступать в вуз.

Происходит дезориентация молодежи, зачастую не имеющей доступа к достоверной информации о рынке труда.

2. Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи.

Как показывают результаты исследований, поколение российской молодежи сегодня менее физически развито, все более безнравственно. Наблюдается низкий уровень подготовки школьников, происходит радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей.

Молодежь и подростки в значительной мере выведены за рамки исторических и национальных ценностей.

Большинство подростков равнодушны к традициям российского патриотизма.

Новые формы труда и оплаты, изменившееся отношение к общественности вызывают у подростков желание получить как можно больше, не используя никакого труда.

3.     Социальный статус педагога очень низкий. В образовательном процессе одной из центральных фигур является преподаватель. Мировые тенденции в образовании предъявляют новые требования к личности преподавателя. Это должна быть личность творческая с критическим мышлением, ориентированная на современную технику и технологии, обучение и воспитание качеств, обеспечивающих профессиональную успешность выпускников.

Современный педагог должен уметь не только передать определенную сумму знаний студенту, но и научить его добывать знания, творчески применять их на практике, уметь работать в команде.

Предъявляя такие требования к педагогу, необходимо обеспечить ему достойную заработную плату, поднять его социальный статус. Несмотря на увеличение бюджетного финансирования в образование уровень оплаты работников остается низким. Повышения заработной платы на 10-20% не изменяет положения. В настоящее время ставка преподавателя высшей категории составляет 3500 рублей. Как правило, учебная нагрузка преподавателей составляет более двух ставок.     Средний возраст преподавателей колледжа составляет 49 лет. Молодые специалисты неохотно идут работать в учебные заведения из-за низкого уровня заработной платы. Молодые талантливые и творческие преподаватели ищут возможность реализовать свой потенциал в других организациях и предприятиях.

Еще одной из проблем систем образования была и остается феминизация преподавательского состава. В целом доля женщин в образовании велика и  составляет более 80%. Еще 20 лет назад преподаватели - мужчины составляли в нашем колледже около 40% преподавательского состава, сегодня – 10%. Хочу отметить, что воспитание еще не стало необходимой органичной составляющей педагогической деятельности. Недостаточный воспитательный потенциал учебных заведений в значительной степени обусловлен неподготовленностью кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей четкого и современного представления о своем рабочем месте и роли в процессе воспитания будущего специалиста, а в ряде случаев и своих нравственных принципов. Значительная часть преподавателей сосредоточилась на усложняющихся жизненных проблемах. Многие их них, потеряв веру в успех, рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, психологически и профессионально не способны осуществлять воспитательную работу со студентами в нынешней социально-политической и психологической ситуации, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенчества. Часть преподавателей не видит смысла в воспитании студентов в условиях четкой стратегии развития российского общества и образовательной системы.

4. На сегодняшний день значительно устарела учебно-материальная база учебных заведений системы СПО. Оборудование кабинетов и лабораторий не соответствует современным требованиям. Для замены устаревшей учебно-лабораторной базы нужны огромные средства. Современные обучающие программы и лабораторное оборудование, созданные учеными, полностью соответствуют сложившимся требованиям к подготовке современных рабочих, техников и инженеров. Но они очень дорогие – цена одной обучающей программы достигает несколько десятков тысяч условных единиц. У учебных заведений СПО в настоящее время нет таких средств.

5. Система СПО – ее структура, объемы, содержание, методы профессиональной подготовки и управления, сроки обучения не в полной мере соответствуют  требованиям современной экономики и перспективам ее развития, потребностям личности и общества.

Произошел разрыв связей учебных заведений с предприятиями, усугубляются противоречия между потребностями общества и спросом рынка труда на специалистов, а также между уровнями профессионального образования.

Предприятия сворачивают долгосрочные формы сотрудничества с образовательными учреждениями. За 2005-2006 год доля предприятий, не сотрудничавших с ПТУ и ССУЗами, выросла с 60 до 70%. Сильнее всего сократились такие формы, как заключение прямых договоров на подготовку специалистов, а также участие в финансировании учебных заведений.

Ни региональные, ни федеральные структуры сегодня не могут ответить на вопрос, сколько и каких специалистов нужно готовить. Не знают этого и работодатели из-за отсутствия четких стратегических перспектив развития регионов.

6. Современный опрос руководителей учебных заведений СПО и НПО показывает, что пока не все они готовы к участию бизнеса в управлении образовательным учреждением. Многие руководители не хотят вмешательства во внутренние дела учебного заведения. Готовы к участию бизнеса в аттестации, государственной аккредитации образовательных программ всего 40% образовательных учреждений, а к созданию совместных инновационных проектов – лишь 20%. Согласовывать свою работу с рекомендациями попечительских советов готовы только 10% руководителей профессионального образования.

Многие руководители П.О. не хотят или боятся независимой оценки качества подготовки выпускников со стороны работодателей и общественных организаций.

Для обеспечения стабильного функционирования системы СПО необходимо принять меры по повышению эффективности ее работы:

1.                 Сформировать федеральные и отраслевые учебные заведения как экспериментальные площадки для развития системы СПО и обеспечивающие новое качество подготовки специалистов по инновационным, наукоемким специальностям, а также имеющим государственное, национальное значение, каким является металлургическая отрасль.

Двадцать лет назад было только четыре учебных заведения СПО алюминиевой промышленности, и они готовили специалистов для всего Советского Союза. Наше учебное заведение сегодня готово стать базовым отраслевым ресурсным центром. С целью изучения опыта и оказания помощи к нам обращаются преподаватели из Казахстана, Коми (Тиман) и Волгограда. Создание таких центров позволит решать проблемы в организации профессионального образования металлургического профиля.

2.                 В целях обеспечения потребностей и запросов работодателей и образовательных интересов личности – на основе объединения начального профессионального образования (НПО) и среднего профессионального образования ввести новые, единые типы и виды учебного заведения, реализующие многоуровневые программы довузовского профессионального образования.

3.                 Сформировать более гибкие Государственные образовательные стандарты с расширением академических свобод учебного заведения для привлечения работодателей к формированию профессиональных образовательных программ. Осуществить переход на завершенные многоступенчатые модульные программы профессионального образования, основанные на компетенциях, и вариативных образовательных; стандартах в интересах личности, общества и государства. Создать условия для получений студентами в процессе обучения 1-2 рабочих профессий в т.ч. квалификации высококвалифицированный рабочий. Оптимизировать перечень специальностей, путем их укрупнения, изменять перечень квалификаций по техническим специальностям. (Сегодня одна квалификация - техник). Обеспечить выдачу на каждой ступени обучения удостоверений, сертификатов, дипломов и т.п.

            Создание системы многоступенчатого непрерывного образования - «свободного входа и выхода» позволит студентам на разных этапах обучения выходить на рынок труда, явится привлекательным условием для профессионального развития личности различных слоев населения, быть выпускнику гибким и адаптивным на рынке труда. Это позволит системе стать прагматичной и привлекательной  для личности, семьи  и рынка труда.

4.                 В целях создания инвестиционной привлекательности, восстановления и укрепления связи довузовского профессионального образования с рынком труда, трудовыми коллективами необходимо принять законодательные и нормативные решения для создания организационных и экономических условий для заинтересованного отношения бизнеса и образования в вопросах: определения объемов подготовки кадров, развития учебно-материальной базы учебных заведений, формирования содержания, независимой оценки качества образования, предоставления баз практики, создание условий, способствующих закреплению молодых специалистов, сформировать нормативную базу по созданию базовых предприятий и организаций, а также для целевой контрактной подготовки специалистов.

5.                 Сегодня необходимо формировать отраслевые Советы и Советы по социальному партнерству на федеральном, региональном, отраслевом, местном уровнях и на уровне учебных заведений, предложить эффективные модели и формы взаимодействия.

Областями социального партнерства в сфере профессионального образования могли бы стать:

·              разработка политики в области профессионального образования (на федеральном и региональном уровнях);

·               разработка государственных образовательных стандартов и стандартов профессионального образования, перечни профессий, направлений и специальностей;

·              мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих и специалистах;

·              разработка содержания программ обучения и требований к оценке компетенций;

·              участие в оценке учебных заведений и итоговой оценке выпускников;

·              развитие системы переподготовки или повышения квалификации работников предприятий в учебных заведениях, создание модульных программ, основанных на компетенциях;

·              совершенствование профориентационной работы (для усиления связей между общим и профессиональным образованием);

·              развитие обучения на предприятии (на рабочем месте);

·              мобилизация финансовых и материально-технических ресурсов и контроль за их использованием;

·              участие в управлении учебными заведениями.

Социальное партнерство развивается. Есть положительный опыт. (Например: холдинговая группа «Магнезит» вложила 50 млн. рублей в развитие Саткинского горно-керамического колледжа).

Чтобы получить хороших специалистов российскому бизнесу необходимо учитывать и помогать решать проблемы, стоящие перед профессиональным образованием. Подготовка высоко квалифицированных кадров невозможно без консолидации усилий бизнеса и образования. Государство и бизнес-сообщество должны объединить ресурсы, а также разделить ответственность за состояние, эффективное развитие и конкурентоспособность российской системы профессионального образования.