ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА –

ПРИЗНАК НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КАЧЕСТВУ

 

Фаизов Г.К.,

Дьячкова В.Б.,

ГОУ СПО Сызранский политехнический колледж,

 

Подготовка специалистов-профессионалов в области качества является основной обязанностью высшего и среднего профессионального образования в удовлетворении потребностей общества и важнейшим условием успешного развития проблем качества.

Оценка качества выпускника ссуза по его знаниям и умениям, демонстрируемым на текущих и итоговых экзаменах, неадекватно характеризует действительное качество подготовки специалиста. Знания и умения - лишь часть свойств личности, влияющая на успешность деятельности специалиста. Часто конкурентоспособность специалиста на производстве определяют его мотивационная готовность, эмоциональная устойчивость, умение управлять своими психическими состояниями. Однако эти параметры не входят в критерии оценки качества его подготовки. В то же время работодатели обращают внимание именно на эти критерии.

Нашей промышленности сегодня требуются личности интеллектуально развитые, прогрессивно-мыслящие, ориентирующиеся в сложных проблемах, понимающие и учитывающие законы развития общества и производства в условиях «качественной» революции. Критерии качества подготовки специалистов среднего звена включают: удовлетворенность работодателя (производство); выпускника (личность); социума (общество); высшей школы потребителя выпускников ссуза (система образования). Именно учебная деятельность может служить основой формирования личности.

Задачи педагога – спроектировать такую учебную деятельность, которая давала бы возможность раскрыть и реализовать потенциал каждого обучаемого. Необходимость разработки психолого-педагогических основ проектирования качественного образования в технических колледжах предопределена рядом образовавшихся противоречий:

- между возросшими требованиями к качеству выпускаемой продукции и реальной подготовкой специалистов к его обучению;

- между возросшими требованиями к специалистам технического профиля и нерешимостью проблемы достижения гарантированного уровня качества выпускников соответствующих учебных заведений;

- между высоким качеством машинного производства техники и низким качеством ее сборки и эксплуатации, где главную роль играет человек и проблема отношений между машиной и человеком, которая остается до конца нерешенной;

- между широким внедрением в производство международных систем качества и отсутствием целевой подготовки специалистов, способных работать в их условиях.

Указанные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: как, и при каких условиях можно спроектировать систему качественного образования выпускников технического колледжа, ориентированную на их опережающую подготовку в условиях динамично развивающегося производства, и каковы критерии достижения запланированных результатов?

Стремление решить эту проблему стало причиной избрания темы исследования «Проектирование и реализация системы целевой подготовки в области качества студентов в технических колледжах (на примере Сызранского политехнического колледжа)».

Цель исследования: обеспечение требуемого уровня подготовки в области качества у студентов технического колледжа путем проектирования и реализации междисциплинарного комплекса «Качественное образование». («Квалитативное образование»)!

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов по дисциплинам квалитативного цикла в техническом колледже.

Гипотеза исследования: высокий уровень сформированности навыков использования основ метрологии, стандартизации, сертификации, квалиметрии у выпускников технического

 колледжа может быть достигнутым, если:

- модель подготовки выпускника колледжа дополнить блоком новых личностных свойств, определяющих его квалитативную культуру;

- формирование квалитативной культуры будет проходить не в рамках отдельной дисциплины, а в интегрированной системе дисциплин, связанных общим понятийным аппаратом «качество»;

- в качестве важнейших компонентов квалитативной культуры специалиста технического профиля машиностроительных специальностей считать квалитативные знания, умения выделять квалитативную ситуацию из всего многообразия, умение применять совокупность средств и методов квалиметрии, философию качества и рефлексивные умения;

- в основу процесса формирования квалитативной культуры положить моделирование и сквозное проектирование решения специализированных технических задач.

Данное исследование – это первый шаг комплексного исследования, направленный на выявление причин снижения или роста познавательной активности студентов. Оно включает в себя следующие этапы:

1. Проверка мониторинга знаний студентов, проводимого в ГОУ СПО СПК в 2005-2006 гг.

2. Проведение итогов монографического исследования остаточных знаний выпускников.

3. Выявление результатов исследования: составление диаграммы.

Следующим шагом в исследовании станет необходимость выявления причины снижения познавательной активности в 2002-2003 гг. по сравнению с предыдущим учебным годом.

Итогом проведенного исследования будут конкретные рекомендации и направления работы преподавателей со студентами.

В настоящее время в колледже ведется подготовка к созданию «Квалитативной лаборатории» на базе существующего комплексного учебно-методологического обеспечения.

На основе полученных данных будут выработаны мероприятия, которые позволят не только избежать негативных результатов в дальнейшем, но и сохранить положительную тенденцию и динамику роста конкретных показателей познавательной активности студентов колледжа.

«Результаты исследования динамики познавательной активности студентов»

Из диаграммы следует, что количество студентов колледжа, обучающихся без троек, остается на протяжении четырех лет не только стабильным, но и имеет тенденцию к росту.

Этот интегральный показатель динамики познавательной активности студентов также говорит о достаточно высокой эффективности организованной в колледже учебно-педагогической среды. Это подтверждают и результаты экспериментальных срезов мониторинга, а также итоги монографического исследования выпускников.

Данные всесторонней опытно-экспериментальной проверки разработанной системы подтверждают выдвинутую гипотезу, правильность концептуальных положений о возможности значительного повышения качества подготовки студентов технического колледжа путем организации и использования учебно-педагогической среды личностно ориентированного профессионального образования.

Качество подготовки специалистов – процесс динамический, развитие которого происходит под воздействием систематической оценки и самооценки. Основной целью такой оценки должна являться не моментная констатация того или иного уровня качества подготовки, а повышение этого уровня за счет целенаправленных и последовательно осуществляемых изменений и преобразований в соответствии с изменяющимися условиями внешней среды.