МЕТОД ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН В ВОЛХОВСКОМ АЛЮМИНИЕВОМ КОЛЛЕДЖЕ

 

Федорова Н.А.,

ГОУ СПО «Волховский алюминиевый колледж»

 

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Одним из ведущих условий обновления среднего профессионального образования является научно-инновационная деятельность. Она обеспечивает создание механизма адаптации образования к новой экономической, социальной и демографической ситуации при сбалансированности с формируемым рынком образовательных и научных услуг и рынком труда. При этом предполагается не одно­линейная, одноаспектная, а системная работа, охватывающая множество реализующихся научных исследований и инновационных процессов как основу развития образования. Задача опережающего развития среднего профессионального образования требует эффективного научно-инновационного обеспечения по различным аспектам его деятельности. Среднее профессиональное образование имеет для этого необходимый кадровый и методический потенциал.

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

Инновации, возникнув в российском образовательном пространстве в условиях динамического нестабильного развития системы образования и общества в целом, как альтернатива массовой образовательной школы и традиционной модели образования, создали модель вариативного отечественного образования, которая предоставляет педагогам, учащимся и родителям более совершенный спектр возможностей для удовлетворения потребностей индивидуального, личностного развития субъектов образовательного процесса.

Хотя мы и говорим о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики — чрезвычайно редкое явление. Как правило, это — рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений, давно забытых старых педагогических истин, использовавшихся ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов и приемов обучения. Именно осмысление и применение их в новой учебной, культурно-социальной ситуации и дает основание говорить о новых педагогических технологиях.

Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся насущными требованиям к образованию сегодняшнего дня, невозможны без изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно значимых дня него способов учебной работы; овладению умениями самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии практической направленности. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития.

Организация поисковой творческой деятельности по решению иннова­ционной проблемы основана на исследовательском методе. «Исследование» - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, точностью.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе отечественного образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

        необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

   актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

   актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

   значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник колледжа приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Рациональным предлагается рассматривать метод проектов в сочетании с традиционными методами обучения — не в качестве метода, заменяющего сложившуюся систему, а в качестве дополняющего ее элемента в организации самостоятельной работы студента в развитой информационной среде. Введение наряду с классно-урочной системой предметно-уровнего обучения с применением исследовательского проектирования во многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической системы.

Роль обучаемого в организации его образования становится еще более значимой, поскольку при организованном учебном процессе самообучения: обучаемый сам выбирает образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной учебной среде. Работая в составе групп по созданию исследовательского проекта, обучающийся приобретает опыт социального взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, формирует собственной представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, использует полученные знания в своей деятельности, развивая в совокупности все стороны личности в конкретной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного процесса.

Раскроем выделенные компоненты применительно к проектной технологии.

Цель обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:

     самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

     учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

     приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

     развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения экспериментов, анализа, построения гипотез, обобщения);

     развивают системное мышление.

Исходными теоретическими позициями проектного обучения являются:

— в центре внимания - студент, содействие развитию его творческих способностей;

— образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

— индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

— комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студента;

— глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что студент в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Основные требования к использованию метода проекта:

1.  Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, в процессе проведения занятия по теме «Семья. Социализация в семье» по дисциплине «Обществознание» студенты-первокурсники получают по желанию индивидуальные и групповые задания, включающие в себя следующие условия: составить вопросы и посетить учреждения  ЗАГСа города Волхова и района и выяснить статистику заключения и расторжения браков, показатели брачного возраста, рождаемости и т.д., подобные задания получают студенты при рассмотрении темы «Социальные проблемы современной России» - о показателях преступности, смертности, её причинах и т.п.).

2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, студенты колледжа могут предоставить доклады в соответствующие службы о состоянии данного региона по проблемам; в 2005 году студенты, выпускники колледжа и преподаватели выпустили сборник статей к 50-детию создания Волховского алюминиевого колледжа, состоялась научно-практическая конференция, посвященная юбилею ВАК, в работе которой приняли участие и исследователи, и ветераны колледжа, и работники базовых предприятий).

3.  Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4.  Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.  Использование исследовательских методов, предусматрива­ющих определенную последовательность действий:

   определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

   выдвижение гипотезы их решения;

   обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

   обсуждение способов оформления  конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

   сбор, систематизация и анализ полученных данных;

   подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

   выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной дея­тельности своих студентов. Изменяется и психологический климат, так как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом.

Стадии

Деятельность преподавателя

1 . Разработка проектного

задания

 

1.1. Выбор темы проекта

 Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает

 их студентам.

 

 

 Преподаватель участвует в обсуждении тем,

 предложенных студентами

1.2. Выделение подтем и тем проекта

 Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и

 пред­лагает для выбора

 

 

 

 Преподаватель принимает учас­тие в обсуждении со

 студентами подтем проекта

1.3. Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по

объединению студентов, выбравших себе конкретные

подтемы и виды деятельности

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нуж­но ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее

разрабатывает задания, вопросы для поисковой

деятельности и литературу

1.5. Определение форм выражения итогов проек­тной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу

студентов, стимулирует их деятельность

3. Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу

студентов, стимулирует их деятельность

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (например,

приглашает в качестве экспертов студентов старших

курсов или параллельных групп, специалистов и др.)

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому

эффекту и шкале уровней педагогической культуры

Формирование исследовательских навыков студентов начинается на первом курсе с диагностики преподавателями уровня базового образова­ния студентов. Это необходимо для определения степени подготовки студентов к исследовательской работе. Дальнейшее развитие способностей студентов осуществляется с учетом индивидуальных особенностей личности во время учебных занятий. Далее учебный процесс становится источником творчества, способствует развитию исследовательских навыков.

В группах первого курса студенты приобщаются к учебному исследованию, знакомятся с его структурой, основными элементами, требованиями к проведению, методике исследования, его видами. При изучении базовых основных дисциплин студенты получают элементарные навыки учебной деятельности: как правильно вести записи лекций, составлять конспект, готовиться к семинарским и практическим занятиям, работать с библиотечным каталогом. Основная задача педагога на этом этапе - привить студентам навыки теоретической и экспериментальной деятельности, ознакомить с методами научного познания. Эта деятельность помогает студентам эффективно освоить технологию подготовки, оформления и защиты основных видов студенческих исследований, сформировать основные исследовательские умения, совершенствовать культуру учебного труда.

Студенты получают практические индивидуальные задания для написания рефератов, докладов, статей. Наблюдения показывают, что после начала работы над темами исследований они становятся более собранными на занятиях, начинают серьезно заниматься самообразовательной деятельностью. Индивидуальная учебно-исследовательская работа со студентами осуществляется на протяжении всего процесса обучения в колледже.

В рамках использования метода проектов со студентами проводится серьезная методическая работа: индивидуальные и групповые консультации, создаются сборники методических рекомендаций для написания докладов, рефератов, курсовых и дипломных проектов, для преподавателей в этой связи предусмотрено проведение методических семинаров.

Направляя деятельность студента в необходимое русло, преподаватель способствует его продвижению в реализации стоящих перед ним планов, развитию его творческой активности и самосовершенствования.

Овладение элементарными умениями исследования начинается при написании учебно-исследовательских работ. Спектр студенческих исследований довольно широк, тематика актуальна. Студенты совместно с руководителями формулируют наиболее перспективные темы исследования, потенциально содержащие новизну подходов в решении. Подбор материалов для исследования - дело непростое, вызывающее определенные трудности, потому часто приходится обращаться к специалистам или людям, которые могут помочь в исследовании (например, Малашкин Н.П. – ветеран войны, участник Сталинградской битвы помог с систематизацией информации во время написания экзаменационного реферата студентке ВАК; студент Леонтьев Н., используя материалы периодики предоставленные работниками библиотек города, архивные данные, проследил подвиг героев - «матросовцев» во время обороны Ленинграда, зафиксировав более тридцати эпизодов; работники музея «Старой Ладоге» оказали большую помощь в написании работы студентке Шошиной Е., которая избрала объектом изучения архитектуру и живопись Старой Ладоги XII века).

Включение студентов в учебно-исследовательскую, а затем научно-исследовательскую работу помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, сформировать умение отстаивать и защищать свою позицию, что в конечном итоге помогает развитию у будущих специалистов способностей и творческого отношения к своей профессии. Студенты осваивают основы исследовательской культуры, вырабатывают умения обосновать актуальность выбранной темы, определить цели, задачи, методы исследования.

Научно-исследовательская деятельность стала одним из направлений совершенствования и дальнейшего развития нашего колледжа, что способствует созданию условий для личностного и профессионального развития всех субъектов образовательного процесса. Это помогает и студентам, и преподавателям проявить свои исследовательские способности и продемонстрировать результаты исследований. Они включаются в разнообразные виды учебной и научно - исследовательской деятельности: участвуют в работе научно-практических конференций, предметных недель, олимпиадах и конкурсах, выступают со своими докладами не только в рамках мероприятий, проводимых в нашем колледже, но и в других учебных заведениях города и региона. Такая работа содействует повышению престижа и популяризации научных знаний, развивает познавательную активность, исследовательские умения и навыки, способствует профессиональному становлению.

Необходимо иметь в виду, что опережающее развитие - это не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но, прежде всего, - коренное изменение качества образования. Современ­ному производству нужны универсалы, которые не просто могут выполнять установленные функции по заданному алгоритму, но и умеют решать проблемные задачи, находить выход из сложных производственных ситуаций, предвидеть последствия принимаемых решений. Для этого специалист со средним профессиональным образованием должен иметь профессиональную квалификацию, необходимую для обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, обладать определенным уровнем общей культуры, такими качествами, как ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, быть компетентными в реализации и обновлении своих знаний в соответствии с высокой дина­мичностью сферы труда. Перед средним профессиональным образованием ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, экологической, правовой, информационной и коммуникативной культуры, предпринимательской и творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности, а исследовательская деятельность, несомненно, помогает в этом.