ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ГАРАНТИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Чащин Е.Е., заслуж. учитель РФ, к.п.н., директор «Сибирский профессионально- педагогический колледж»
Образование представляет собой наиболее инновационную отрасль человеческой деятельности, во многом определяющую создание инновационного климата общества и конкурентоспособности экономики страны. Новые экономические отношения в обществе требуют и новых методов работы с людьми. Ставится задача готовить молодых людей к жизни в обществе, формировать у них навыки коммуникативного общения, как способа достижения жизненных целей. Очень метко говорил Александр Македонский, "… своему отцу я обязан тем, что живу, а своему учителю – тем, что живу достойно". И если тысячи лет назад это было справедливо, то в наш информационный век и подавно. Поэтому без преувеличения можно сказать, что от характера реформы образования зависит судьба страны, ее будущее. В стратегическом плане интеграцию образовательной и научной деятельности следует рассматривать в качестве ключевого фактора перехода страны на инновационный путь развития и формирования новой прогрессивной модели устойчивого развития общества, основанного на знаниях. Жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи, решить которые невозможно, работая по старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств. В науке имеется много противоречивых мнений о том, что инновационные процессы в образовании слабоуправляемые, что вообще отсутствует система управления инновационными процессами. Действительно управлять, а тем более ускорять инновационные процессы, дело не простое. На примере Сибирского профессионально-педагогического колледжа, руководить деятельностью которого я имею честь четверть века, попробую показать, как реализуются инновационные процессы в учебной и управленческой работе. Главным фактором успеха, на наш взгляд, является мотивация коллектива на инновационную деятельность, понимание сотрудниками того, что в эпоху постоянных изменений, которые затрагивают все сферы жизни и деятельности, без нововведений положительных результатов в педагогической деятельности получить нельзя. Мы же считаем, что инновации должны решать проблемы конкретного образовательного учреждения, т.е. быть средством, а не самоцелью. В этом плане инновационный процесс будет управляемым и ключевая роль в нем должна принадлежать руководителю образовательного учреждения. В то же время, для осуществления инновационного процесса, необходим особый настрой всех членов педагогического коллектива, что потребует особого внимания и дополнительных усилий всех руководителей образовательного учреждения, так как мотивация персонала (и педагогического и технического) выступает важнейшим условием и гарантией положительного освоения того или иного запланированного новшества. Сибирский профессионально-педагогический колледж работает под девизом "Прорыв и обновление". Внутренняя статистика показывает, что прорыв в колледже происходит и реализуется один раз, с циклом в 8-10 лет. Первый "прорыв" коллективом был сделан в 1985 году – открытием специальности "Электронно-вычислительные машины и системы". В системе профтехобразования наше учебное заведение было первым, плановая система страны обязала готовить специалистов этого направления для 39 регионов страны от Мурманска до Сахалина. Процесс компьютеризации получил дальнейшее развитие до современного уровня. Е.Е.Чащин-директор СППК Администрация колледжа 1994 г. - новый крупный "прорыв" в область рыночной экономики. Восемь новых профессий и дистанционные технологии. Развитию этого направления помог колледжу "Морозовский проект", целью которого была подготовка специалистов для рыночной экономики. 2003-2006 годы - "прорыв" в области информатизации управления и учебно-воспитательного процесса, в следствии чего, например, было создано: единое информационное пространство, позволяющее использовать в учебных целях: спутниковое телевидение, обучение в среде E-Learning, осуществлять учебно-методическую деятельность через информационно-методический центр; расширять внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс; создать новое поколение учебно-методических комплексов (УМК) по образовательным программам на электронных носителях; определить приоритет участия в эксперименте по внедрению электронного обучения в образовательный процесс специальностей: "Экономика и бухгалтерский учет", "Менеджмент", "Профессиональное обучение" (отраслевой специальности "Информатика и вычислительная техника"); обучать педагогический персонал с целью повышения качества разработки электронных учебных пособий (ЭУП). Таким образом формируется: инновационно-образовательная среда, создается инновационная система колледжа, внедряется и сертифицируется система менеджмента качества по международным стандартам ISO-9000. Журнал "Высшее образование сегодня" № 11 за 2005 г. опубликовал критерии отбора инновационных ВУЗов, разработанные Министерством образования и науки. В разделе "управление" этого Положения мы с удовлетворением обнаружили, что в колледже имеем все показатели, предусмотренные этим документом: есть стратегическая программа развития и среднесрочный план действий на период 2006-2008 годов; наличие общественных органов управления (например, наблюдательного совета), с значимым уровнем представительства общественно-профессиональных сообществ – в колледже 5 лет функционирует административно-общественная система управления; ежегодная публикация отчетов о результатах деятельности, в том числе структуре доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств; наличие системы управления качеством учебного процесса - система менеджмента качества сертифицирована на основе международных стандартов ISO-9000. Американские эксперты сделали заявление, что наивысшим достижением ХХ века являются не успехи в освоении космоса, не глобальная информатизация общества, а созданная в стране национальная инновационная система (НИС), представляющая собой совокупность взаимосвязанных организаций (структуру), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий, в пределах национальных границ мелких и крупных компаний, университетов, государственных лабораторий, технопарков и инкубаторов, с одной стороны, и комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочие национальные корни, традиции, политические и культурные особенности. В разных странах акценты в оценке НИС расставляются по разному, например, Франция видит основную задачу НИС в создании дополнительных рабочих мест, Германия – в развитии прогрессивных технологий. Для России такими преимуществами являются: - развитие фундаментальной науки; - высокий образовательный уровень населения. Вполне логично, что каждому учебному заведению следует иметь свою инновационную систему, что без сомнения, будет определять уровень развития образовательного учреждения. Такой вывод сделал наш коллектив. Разработанная в колледже инновационная система является одним из основных критериев устойчивого развития учебного заведения. Система разработана с учетом особенностей и традиций колледжа, обеспечивает полноценную инновационную политику учебного заведения. Основные элементы инновационной системы колледжа мы условно разделили на организационные и содержательные. Так к первой группе относятся: Пятиступенчатая система подготовка кадров. Система развития персонала. Единое информационное пространство. Спутниковое телевидение. Центр делового образования. Издательская деятельность. Административно- общественная система управления. Активное членство в Сибирской ассоциации образования взрослых. Ко второй группе: Культурологическая модель специалиста. Информационно-образовательная и культуротворческая среда. E-Learning (электронное обучение
Система менеджмента качества. Наличие этих структурных элементов дает нам право говорить о творческих процессах нашего труда. "Творить, значит убивать смерть" - говорил Ромен Ролан. Творчеством человек "не занимается", он им живет. И, тем не менее, творчеству нужно и можно учить. Это многогранный, достаточно сложный педагогический процесс, которым необходимо управлять. Этот процесс организован в колледже. В своей практической работе в нашем коллективе прижился термин "Устойчивое развитие". Его мы воспринимаем не как экономическую, а как более высокую духовную категорию, когда каждая напряженная ситуация и является стимулом для восхождения к вершине возможностей. И мы, как и большинство людей считаем, что нет новых знаний без новых проблем. Хочу обратить Ваше внимание, что на смену понятию "повышение квалификации" пришло понятие "развитие персонала", которое означает непрерывный процесс совершенствования профессиональных умений и навыков личностных качеств работника. Ставка делается на команду. В связи с этим в СППК организован процесс развития персонала через всеобуч. 5 дней учатся все; (сегодня это крайне недостаточно, ведущие фирмы в мире тратят до 30 дней). Мы планируем 10 учебных дней; внеочередная аттестация по владению информационной культурой не дает возможности никому из членов коллектива оставаться в стороне от инновационной деятельности. Новое социально-экономическое развитие страны ставит новые задачи перед профессиональным образованием. Теперь уже мало дать студенту просто знания, умения и навыки, а необходимо создать условия для профессионального и духовного становления и развития будущих специалистов. В условиях рыночной экономики наши студенты должны научиться создавать новую сферу жизнедеятельности человека. Для этого надо иметь и новые деятельностные качества специалиста: умение создавать продукцию, имеющую потребительскую стоимость, но и обладающую качествами красоты; умение проектно мыслить, такое мышление приводит к созидательной деятельности. В связи с реализацией высокого инновационного потенциала сотрудников и студентов, колледж занимает ведущие позиции в городе по ряду важнейших направлений деятельности, в том числе: по созданию условий быта студентов (лучшее общежитие в городе); по организации питания сотрудников и студентов (лучшая столовая в городе); по формированию культуротворческой среды; по педагогике музейной работы и др.; по развитию творческих индивидуальностей и способностей студентов (театр мод-лауреат двух международных фестивалей народного творчества молодежи: в г.Прага – 2006г, и Карловы-Вары–2005г.), мужской ансамбль"Русичи" – лауреат всех областных мероприятий. и др. А это уже поэтапное воплощение задуманного, от эскиза до показа. В создании культуротворческой среды активно принимают участие студенты специальностей "Дизайн", "Реклама", "Швейное производство". Они занимаются разработкой фирменного стиля колледжа, дизайн-элементов интерьера, ландшафтного дизайна. Студенты-швейники обслуживают процесс создания коллекций театра мод "Богемия", самостоятельно моделируют, конструируют, отшивают и демонстрируют свою продукцию. Эти чрезвычайно интересные, инновационные процессы способствуют студентам самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, создавать себя, как творческую личность. Коллектив колледжа настроен на инновационный процесс, на новые технологии, новое содержание, новые модели развития.
|