СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Чуксин Н.М.,

директор ГОУ СПО

«Энгельсский промышленно-экономический техникум»

 

Концепцией модернизации российского образования до 2010г., целевой программой развития среднего профессионального образования и другими официальными документами предусмотрены такие приоритеты как: доступность, качество, эффективность образования. В связи с этим одним из необходимых условий выполнения новых требований к деятельности ссузов является создание положительной мотивации к инновационной деятельности и разработка механизмов внедрения новшеств в учебно-воспитательный процесс. Успешное осуществление инновационной деятельности во многом зависит от организации системного подхода к решению поставленных задач.

Учитывая новые тенденции в развитии среднего профессионального образования и изменения в производственной сфере, связанные с внедрением новой техники и технологий, в нашем техникуме разработана комплексная инновационная программа развития. Основной целью программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества, рынка труда в качественном образовании путём совершенствования содержания образования, внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий и развития практической направленности образовательных программ.

Программа определяет концепции развития техникума:

-                     реализация государственных образовательных стандартов общего образования;

-                     формирование гибких, адекватных потребностям рынка труда образовательных программ;

-                     внедрение новых форм организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования;

-                     развитие эффективного рынка образовательных услуг;

-                     использование общероссийской системы оценки качества образования.

Основными направлениями инновационной деятельности техникума являются:

-                     реализация Концепции профильного обучения;

-                     формирование содержания образовательных программ;

-                     воспитание личности;

-                     научно-методическая работа.

Целью профильного обучения является содействие подросткам в выборе деятельности ещё на этапе общеобразовательной подготовки, предоставление им возможности профессиональной пробы, результатом чего должна стать уверенность в правильности выбора профессии. Необходимым условием реализации профильного обучения является взаимодействие ссузов с общеобразовательными школами. В этом направлении наш техникум успешно сотрудничает с семью школами города на договорной основе. Специалистами техникума разработана программа профильного обучения учащихся 10, 11 классов по шести специальностям, реализуемым в техникуме:

-          151001-«Технология машиностроения»;

-                     150411-«Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»;

-                     140613-«Техническая эксплуатация обслуживание электрического и электромеханического оборудования»

-                     210308-«Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»

-                     080302-«Коммерция»

-                     261301-«Экспертиза качества потребительских товаров»

Особое место в программе занимает проектирование, как основной вид учебной деятельности. В процессе обучения применяются такие методы как:

-                     обзорные и установленные лекции;

-                     лабораторно-практические занятия;

-                     экскурсии на предприятия;

-                     выполнение творческих заданий (газета, стенд, сообщение, фотоматериал) и защита проекта;

-                     психодиагностика по определению творческого потенциала, социальной направленности и профессиональной готовности подростка.

Профиль подготовки учащиеся выбирают самостоятельно. Обучение ведут преподаватели спецдисциплин и психологи техникума.

Такая модель организации профильного обучения предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных дисциплин, что обеспечивает гибкую систему профильного обучения и позволяет готовить целеустремлённого, профессионально-ориентированного абитуриента.

В целях формирования содержания образования, ориентированного на запросы производства, а также создания интеграционного образовательного пространства, в котором объединены среднее и высшее профессиональное образование, в техникуме разработаны учебные планы, обеспечивающие студентам самостоятельный выбор образовательной траектории. Вариативная часть учебного плана определяет два направления:

-          целевая подготовка специалиста по заказу предприятия, предусматривающая формирование необходимых компетенций связанных с применением на производстве новой техники и технологий;

-          подготовка для продолжения обучения в вузе по сокращённой программе в рамках непрерывного образования, предусматривающая изучение дисциплин по программам вуза.

Содержание образовательной программы составлено таким образом, что за время обучения студент имеет возможность освоить одну или несколько рабочих профессий.

Учебные планы техникума прошли электронный анализ на соответствие требованиям ГОС СПО в Информационно-методическом центре по аттестации образовательных организаций (г. Шахты) и получили положительное заключение.

Инновационные процессы в техникуме предусматривают как формирование содержания образования, так и выбор технологии обучения. Отбор педагогических технологий  для использования в учебном процессе осуществляется с учётом обеспечения компетентностного подхода к подготовке специалиста. Важное место в реализации компетентностного подхода принадлежит развивающим технологиям образования.

К ним относятся:

-            проблемно-ориентированные технологии:

диалогические методы обучения, семинары, дискуссии, конференции, проблемное обучение, интегративные занятия и др.;

-            деятельно-ориентированные технологии:

методы проектов, поисковые лабораторные работы, деловые игры, решение ситуационных задач, курсовое и дипломное проектирование практического характера и др.;

-            личностно ориентированные технологии:

имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др.

Наиболее активно развивающиеся направления представляют собой информационные технологии. Для обеспечения возможности их  реализации в техникуме сформирована соответствующая материальная база. Современной техникой оснащены 5 компьютерных классов, имеется информационный центр, два комплекта мультимедиа аппаратуры, плоттеры, сканеры и др. Организован скоростной выход в Интернет. Координирует работу по внедрению в учебный процесс современных информационных технологий цикловая методическая комиссия информатики и программирования (ЦМК ИП).

Приоритетными направлениями деятельности ЦМК ИП являются:

-                     отбор программных продуктов для использования в учебном процессе;

-                     обучение преподавателей;

-                     компьютерное тестирование;

-                     организация выполнения  лабораторных работ с использованием систем  автоматизированного проектирования «Electronics Workbench», «Circuit Maker»,      «P-CAD»,  предназначенных для конструирования радиоэлектронной аппаратуры;

-                     организация практической подготовки по программе «1C: Предприятие»;

-                     выполнение графической части курсового и дипломного проектирования с применением программ «КОМПАС» и «Auto-CAD» и др.

Результатом применения передовых педагогических технологий явилось выполнение дипломных проектов исследовательского характера и их защита с применением средств мультимедиа, решение профессиональных задач на итоговом государственном междисциплинарном экзамене с использованием программы «1C: Предприятие».

Подготовить специалиста духовно развитым, физически здоровым и адаптированным к изменениям в социальной сфере, - вот основная цель  комплексной развивающей программы регионального компонента, реализуемой в техникуме в рамках воспитательной работы.

Программа рассчитана на весь курс обучения и  предусматривает следующие направления деятельности:

- краеведение: лекции, экскурсии по музеям и историческим местам города и области;

- спортивно-оздоровительная работа: проведение дня Здоровья, спортивных праздников, мониторинг состояния здоровья студентов;

- содействие трудоустройству выпускников: обучение навыкам поиска работы, организация встреч с представителями центра занятости, предприятий, вузов, консультации юриста, психологические тренинги.

Развитие учебного заведения как инновационного в значительной мере обусловлено переводом активности педагогов на самый высокий уровень - уровень творчества. В нашем техникуме во многом этому способствует организация методической службы, которая ежегодно организует педагогические чтения по наиболее актуальной тематике, оказывает помощь педагогам в подготовке публикаций и выступлений в научно-практических конференциях различного уровня, ежемесячно проводит в техникуме семинары по обобщению опыта применения инновационных педагогических методов и приёмов, ведёт мониторинг качества педагогической деятельности. Методическая служба проводит диагностические исследования по различным направлениям:

 - оценка педагогической деятельности при организации лабораторных работ и практических занятий;

 - оценка степени развития у педагога организаторских способностей;

 - оценка лекторских умений;

 - оценка психолого-педагогической деятельности преподавателя.

Результатом системного подхода в организации методической работы явилось создание учебно-методических пособий и авторских программ, получивших положительное экспертное заключение института проблем развития среднего профессионального образования (ИПР СПО), формирование электронной базы методических указаний для студентов, издание сборника научных статей, куда вошли работы преподавателей техникума по применению инновационных технологий.

             Преподаватель, знающий передовые методы и приёмы, умеющий вносить  инновационные изменения в свою деятельность и работающий в системе совершенствования учебного процесса, улучшает взаимодействие со студентами, как в образовательных, так и в межличностных отношениях. А это в свою очередь обеспечивает инновационное развитие образовательного учреждения, системы СПО в целом и способствует повышению качества подготовки специалистов среднего звена.