Принципы коммуникативной направленности при обучении студентов устной речи
Чукашева Т.В., ГОУ СПО "Омский государственный промышленно-экономический колледж»,
Анализ истории развития человечества показывает, что иностранный язык – это объективная потребность общества, без которой оно не может полноценно функционировать и развиваться. Иностранный язык, как и родной, не существует в общества изолированно и не может жить своей собственной жизнью. Он тесно связан со всеми сферами жизнедеятельности общества: экономикой, политикой, обороной, искусством и т.д. Иностранный язык, как и родной, выполняет две важнейшие функции – познания и общения, но различие состоит в том, что иностранный язык служит средством не только межличностного, но и межнационального, межгосударственного, международного общения. Владение иностранным языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной компетентности специалиста. Нужны не только хорошие экономисты, бухгалтеры, банковские служащие, секретари-референты, юристы, программисты, а высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранным языком. И в этой связи принцип коммуникативной направленности при обучении студентов устной речи имеет важное значение. Этот принцип предполагает в качестве конечной цели обучения владение иностранным языком как средством общения, включение студентов в сферу реального общения на данном языке как в позиции говорящего, так и слушающего. Коммуникативное обучение осуществляется на основе ситуации. Ситуация является основой обучения. В коммуникативном обучении используется ситуации, каждая из которых понимается как система взаимоотношений обучающихся. Существует четыре типа ситуаций. Первый тип – ситуации социальных взаимоотношений. В них студенты выступают как представители профессиональных групп (юрист, экономист, секретарь-референт и т.д.); этнических общностей (нация, народность); возрастных групп (студент, пенсионер, ветеран) и т.д. При создании ситуаций в процессах обучения социальные отношения могут стать дополнительными в следующих ситуациях: обсуждение прав и обязанности граждан разных стран, телемост между представителями разных социальных групп, встреча с земляком в другом городе, разговор о традициях и обычаях и быте страны и т.д. Эти ситуации мы широко используем в подготовке и проведении таких занятий как «Приезд иностранной делегации в Омск», «Заочное путешествие в страну изучаемого языка», «В гостях у зарубежных друзей» и другие. С социальными отношениями связаны определенные личностные характеристики обучающихся: мировоззрение, убеждения, идеалы, интерес, что используется при создании ситуаций. Второй тип - ситуации нравственных взаимоотношений, которые постоянно проявляются в повседневной жизни. Каждый человек по–разному относится к людям, к вещам, к предметам обсуждения, уважительно или презрительно, учтиво или бесцеремонно, сердечно или жестоко, дружески или враждебно. Примером таких ситуаций могут служить: «Вас плохо обслужили в ресторане», «Вы договорились о встрече, а ваш друг не пришел», «Вы приехали в командировку, а в гостинице нет свободных мест» и т.д. В подобных ситуациях проявляются психологические характеристики личности: чувства и эмоции, валя, характер, темперамент, а также состояние человека. Третий тип – ситуации отношений совместной деятельности. Они возникают в конкретных формах деятельности: в учебно-познавательной (занятие, олимпиада, соревнование, работа над проектом); трудовой (общественной полезный, домашний труд, связь с базовым предприятием); творческой (подготовка диспута, литературной гостиной, литературной – музыкальной вечер и т.д.) Четвертый тип ситуации статусно-ролевых отношений. Они носят в основанном стереотипный, стандартизированный характер. Студенты исполняют роли в таких контактах, как студент - студент, студент – преподаватель, консультант - отстающий, подчиненный – руководитель и т.д. В неформальном общении используются роли «фаната», «модника», «скептика», «жадного», «оптимиста» и т.д. Проигрывание подобных ситуаций может влиять на личностные качества студентов. В субъективном плане со статусно-ролевыми отношениями соотносятся знания, опыт, привычки, навыки, умения. Для того чтобы достичь определенных положительных результатов при обучении студентов устной речи необходимо придерживаться системы коммуникативных упражнений – это респоксивные, ситуативные, репродуктивные, описательные, дискутивные, композиционные и инициативные упражнения. Все коммуникативные упражнения позволяют преподавателю тренировать студентов в экспромтной мобилизации языковых знаний, умений и навыков для выражения собственных мыслей и чувств. Реализуя принцип коммуникативной направленности при обучении студентов устной речи, преподаватели часто применяют ролевую игру. Ролевая игра – это своеобразный прием, при котором студент должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности студентов. Поиск решения поставленной задачи обуславливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у студентов. И необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и убеждать собеседника. Существуют определенные правила ролевых игр: студент должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в жизни; студент должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, а в других взять на себя воображаемую роль; участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы всё происходило в реально жизни; участники игры должны концентрировать свое внимание на использование единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не на их закреплении. Ролевая игра: это обучение в действии, повышающее качество обучения; это в высшей степени мотивирующий фактор, так как игра вызывает интерес студентов; дает студентам опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно данной конкретной ситуации; сопровождается эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность. Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. В этой связи, наиболее интересной из современных педагогических технологий является технология творческого развития личности, включающая опыт обучения в сотрудничестве и использования метода проектов при обучении иностранному языку. Именно проектная деятельность способна сделать учебный процесс для студента личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, креативность, активность, самостоятельность. Использование этого метода реально превращает студента из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Тема проекта не должна навязываться студентам, инициатива должна исходить от них. Преподаватель оказывает языковую и организаторскую поддержку. Задача преподавателя – вызвать интерес. Если это удается, то занятие становится интересным и целенаправленным, освоение материала – осмысленным, а работа студентов – увлекательной, познавательной и мотивированной. При работе над проектом группы студентов формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть «сильные» и «слабые» студенты. Группа выбирает свое задание и при выполнении происходит распределение ролей. Каждый студент отвечает за свой участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта студенты приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, студент приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовать усвоенные им средства и способы работы. При использовании метода проектов меняется и роль преподавателя. Она различна на разных этапах проектирования. Преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главную задачу преподавателя мы видим в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение. Для передачи способов работы разрабатываем алгоритмы для решения таких типичных задач, как выделение проблемы, поиск подхода к решению поставленных задач, работа с источниками информации, критический анализ текста, описание результатов деятельности. Важным моментом в работе является создание проблемных ситуаций. С этой целью мы используем различные методические приемы. Помогаем студентам выявить противоречия, найти способы их разрешения; излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагаем студентам рассмотреть явления с различных позиций (например, с точки зрения политика, экономиста, юриста и т.д.); побуждаем студентов делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации. На всех этапах работы над проектом преподаватель должен инициировать самостоятельную, поисковую, творческую деятельность студентов, ориентировать на определение проблемы и поиск путей ее решения. Как пример, можно привести защиту проекта по теме «Экономика и бизнес Великобритании». Защита проходила в виде устного журнала. Подготовительная работа включала три этапа. На первом этапе студенты решали, какие именно вопросы-рубрики будут освещены на каждой странице журнала. Роль преподавателя – не навязывать свое мнение, но незаметно направлять студентов в нужное «русло». На втором этапе группа разделилась на четыре подгруппы, так как решили, что журнал будет состоять из четырех страниц. Подгруппы приступили к сбору информации по своей теме, и каждому студенту было дано индивидуальное задание. Третий этап – это оформление журнала. Здесь было широкое поле деятельности для проявления творческих способностей студентов (рисунки, коллаж, стихи). Заключительный этап – защита проекта. Все студенты приняли активное участие в подготовке и защите проекта, ими был самостоятельно проработан большой материал по страноведению, экономике, традициям страны. А самое главное это, то, что все студенты работали с увлечением, а общение с преподавателем выходило за рамки обычных занятий, так как обсудить надо было очень много материала. Диалоговый сотруднический характер проектной методики повышает интерес студентов к изучению иностранных языков, что является огромным стимулом к активному усвоению знаний. Кроме того, студенты учатся работать самостоятельно, а преподаватель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность студентов. Принцип коммуникативной направленности при обучении студентов устной речи расширяет возможность предмета, стимулирует речь студентов, заставляет их говорить о реальных фактах, использовать изучаемый язык с целью общения. Коммуникативное обучение ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность студентов, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы не остаются за порогом колледжа, а учитываются при организации общения на занятии. Обучение строится не на изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом студенты получают возможность обсуждать текущие события, высказывать свое собственное мнение.
|