ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

УЛЬЯНОВСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

 

Ямбаев Р.Р.,

Хуторецкая Н.М.,

Уханова О.А.,

ФГОУ СПО «Ульяновский строительный колледж»

 

В нашем колледже воспитательный процесс основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с достижениями и нормами национальной и мировой культуры.

В колледже разработана концепция воспитательной работы «Обучая, воспитываем, воспитывая, обучаем» с учетом особенностей нашего региона – Ульяновской области, а также специфики нашего учебного заведения. Опыт воспитательной работы преподавателей, руководителей групп в колледже основывается на признании личности развивающегося человека, уважении уникальности и своеобразия каждого студента.

Преподаватели и руководители групп нашего колледжа уделяют внимание укреплению, сохранению здоровья студентов, пропаганде здорового образа жизни, а также повышению общей культуры студентов. Для этих целей организована  работа в клубах: «Экология и здоровье человека», «Общение», «Гармония и личность», «Азалия».

Одна из основных целей воспитательной работы в нашем колледже – формирование у молодежи общечеловеческих ценностей, а именно:

качеств гуманиста, гражданина и патриота;

интеллигентности;

позитивных личностных качеств (характера, воли, настойчивости, справедливости, целеустремлённости);

привычки к здоровому образу жизни;

профессиональных способностей;

умения выживать на рынке труда в современных условиях.

 

МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ

  

 

 

 


 

Воспитательная работа многогранна. И она в первую очередь, организуется на учебных занятиях, в учебно-воспитательном процессе. Преподаватели колледжа Холявко Н. А., Глебова И. А., Валитова Н. И., Чернова Г. И., Федорова А. С., Егорова А. И. решают воспитательные задачи на учебных занятиях, используя воспитание через предмет, его содержание (учебные занятия в музеях, театрах, экскурсии на строительную площадку, выставки технического творчества). Воспитание через методику преподавания (деловые игры, конкурсы, КВН по предметам, компьютерное обучение) активно используют преподаватели Уханова О.А., Ижуткина И.В., Тюрина Н.Ю., Кривошеева Е.Н., Баканова О.А., Сяпукова Л.В., Барсукова Е.О., Старкова Ю.А., Баханова Я.А., Лушникова Ф.Я. Воспитание своим примером, личностью. Среди них: Каракшина А. Н., Хуторецкая Н. М., Сафронова Л.А., Егорова А.И., Мухамеджанова М.К.

Внеучебная воспитательная работа организуется преподавателями конкретных предметов, после занятий. Это смотры конкурсы: «Визитная карточка группы», «Мисс колледжа», «Мистер колледжа», КВН, тематические вечера, участие студентов в научно-исследовательских и предметных кружках при кабинете, участие в научно-практических конференциях, недели предметно-цикловых комиссий, участие студентов в общественно-полезной работе (дежурства по колледжу, работа по благоустройству и ремонту учебных помещений), встречи с производственниками. Среди таких преподавателей – Фёдорова А.С., Неверова Т.В., Самарина О.В., Михайлова Т.В., Корнеенкова Т.Г., Сяпукова Л.В. и другие.

Внеучебная воспитательная деятельность отличается интегративностью, активным использованием межпредметных связей, при которых отдельные мероприятия проводятся двумя - тремя преподавателями. Например, проведение КВН по инженерной графике – Баканова О.А., Левашина Т.Г.; по информационным технологиям в профессиональной деятельности - Уханова О.А., Тюрина Н.Ю., Ижуткина И.В.

В воспитательной деятельности участвуют все подразделения колледжа. Работа ведется через творческий союз преподавателей и студентов, предметные цикловые комиссии, организацию «Студенческое соуправление», комиссию по профилактике правонарушений, клубы и спортивные секции, старостат, библиотеку, «Школу руководителей групп», родительский совет.

Структура подразделений, занятых в воспитательной деятельности


  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание является культурно исторической ценностью. Предмет и цель воспитания – человек. Воспитание исходит из проблем человека, его духовности, гражданственности, нравственности. Воспитательная работа в нашем колледже имеет гуманитарную направленность в оказании практической помощи студентам в их духовно-нравственном и гражданском становлении, в разрешении конкретных жизненных проблем. Педагогический коллектив поддерживает  индивидуальность и самобытность студента, признавая личность отдельного студента высшей целью воспитания. Базовыми компонентами воспитания в нашем колледже являются:

Личностно-ориентированный подход – признание личности студента высшей социальной ценностью;

Гуманистический подход – психологизация  всего учебно-воспитательного процесса, внедрение кооперации и сотрудничества в учебной и внеурочной деятельности, отказ от авторитарных методов; создание атмосферы, поддерживающей уверенность студента в себе, создающей ситуацию успеха, развивающей творческое начало;

Деятельностный подход – организация жизнедеятельности, соответствующей общечеловеческим потребностям и ценностям, возрастным  особенностям  студентов;

Социокультурный подход – опора в воспитании на общечеловеческие ценности и национальную культуру, на классическую парадигму ценностей, таких, как Истина, Добро, Красота.

Наш колледж – это школа поиска; это поиск оптимального содержания образования, разнообразных методов и приемов обучения и воспитания, поиск путей и средств обучения в комфортных условиях для каждого студента; в конечном итоге это поиск самого себя.

Наш колледж – это школа развития всех способностей студентов (академических, педагогических, артистических, коммуникативных, прикладных).

Наш колледж – это школа нравственности, доброты. Каждый участник педагогического процесса осознает, что человек – высшая ценность.

Наш колледж – это школа культуры. За время учебы студенты приобретают, углубляют и расширяют свой общекультурный уровень, включающий наряду с традиционными основами духовного фундамента личности и информативную культуру и коммуникативную компетенцию. Наши студенты приобретают практические навыки творчества по законам красоты и нравственности.

Наш колледж – это школа высокого профессионализма, где воспитывают, формируют будущего специалиста.

Таким образом, одна из главных идей в работе педколлектива - сформировать у студентов убеждение, что колледж – это дом родной, это школа жизни, о нем нужно заботиться и в нем необходимо оставить добрую память о себе.

Помогая студенту в овладении общей культурой, профессией, руководители групп формируют творческую индивидуальность – уникальную личность, способную реализоваться в системе гуманистических отношений, в соответствии с интересами и потребностями людей. Руководители групп в нашем колледже создают условия для:

осознания студентом своей неповторимости при адекватности самооценки, умении посмотреть на себя со стороны;

выработки студентом определяющих жизненных ценностей, чувства ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути;

развития самостоятельности и креативности мышления;

осознанного отношения к своим профессиональным достижениям;

активного интереса к избранной профессии.

Формы реализации педагогических задач воспитания личности, применяемые руководителями групп.

организация и проведение всех мероприятий с четко определенной профессиональной направленностью и целями, с дальнейшим групповым анализом и обобщением опыта, при помощи созданных в колледже центра профориентации и психологической поддержки;

проведение интеллектуальных игр;

поиск профессиональной информации (рефераты, доклады, КВН, брейн-ринги);

конкурсы профессионального мастерства;

организация технического творчества, занятий различными видами прикладного искусства;

Руководители группы формируют весь учебно-воспитательный процесс на основе индивидуально-психологических характеристик студентов, их мотивов учения, способностях, самооценке. В центре обучения находится обучающийся. Для повышения качества работы руководителей групп, активной деятельности в группе проводится аттестация. Основные показатели: успеваемость, качество успеваемости, посещаемость, проведение открытых классных часов, проведение дней дисциплины, индивидуальная работа со студентами и работа с академическими задолжниками, борьба за сохранение контингента, наличие в коммерческой группе финансовых задолжников, наличие студентов, проживающих в социально неблагополучных семьях, работа со студентами в период преддипломной практики, дежурство по колледжу, работа с родителями, работа с преподавателями-предметниками, работа со студентами, проживающими в общежитии, участие в работе Школы руководителей групп, педсоветов, методических объединений, участие в мероприятиях колледжа, выполнение плана воспитательной работы группы и Совета группы, наличие в группе студентов, стоящих на учёте в милиции, презентация воспитательной работы группы, представление плана и текущей документации.

Форма аттестации – собеседование с руководителями групп по показателям учебно-воспитательной работы. Решение аттестационной комиссии утверждается приказом директора колледжа с установлением надбавок из внебюджетных средств к заработной плате руководителя группы до 50% к тарифной ставке в зависимости от результатов.

Руководители групп проводят мероприятия направленные на развитие личности каждого студента, например, личностно-ориентированные классные часы.

Подпись: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАДИЦИОННОГО И 
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА

 

 

 

 

 


 

Основные компоненты классного часа

Традиционный классный час

Личностно -ориентированный классный час

 

 

ЦЕЛЕВОЙ

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного

Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности и субъективности студента, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности

 

 

 

 

 

СОДЕРЖА

ТЕЛЬНЫЙ

Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется  нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъективную роль выполняют члены ученического самоуправления

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

Главным и часто единственным совместной деятельности и общения выступает классный руководитель группы. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным педагогом планом классного часа

Обучающиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном заинтересованном участии каждого студента, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии  его индивидуальности. Педагог заботиться о создании для студентов ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения

 

 

 

ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИ-

ЧЕСКИЙ

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой студентам информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта студента, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

Направление деятельности руководителей групп и обмен передовым опытом осуществляется через Школу руководителей групп, которая работает на протяжении многих лет. Приоритетными направлениями, которой являются: накопление и передача опыта работы; изучение инновационных педагогических технологий; анализ работы; решение возникающих проблем студентов и другие. Организуя и проводя воспитательную работу, руководители групп преследуют цель защитить студента, т.е. создать условия для свободного развития духовных и физических сил молодежи. Позиция защиты становится фундаментом работы со студентом на основе личностно-ориентированного подхода.

Основная  задача, которую ставит перед собой коллектив Ульяновского строительного колледжа – органичное сочетание обучения и воспитания с практикой самоуправления, развитие личности студента, его познавательных и созидательных способностей, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности и успешной социализации в обществе.