НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА В КОЛЛЕДЖЕ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА ПРИМЕРЕ СКБ-1 «ЭЛЕКТРИК»

 

Янгиров И.Ф.,

Нефтекамский нефтяной колледж

 

В настоящее время современное производство становится более наукоемким и требует уже как от специалистов высшего звена, так и среднего звена научного подхода к организации производства. Уже давно доказано практикой, что студенты ВУЗов, занимавшиеся с первого курса прикладной работой наиболее успешно заканчивают свое учебное заведение, занимают в нем будущее положение, не говоря уже о том, что некоторые даже за свои научные разработки получают ученые степени и звания. Из опыта ВУЗов также известно, что именно научная деятельность студентов и преподавателей позволяет решать многие финансовые проблемы и открывает напрямую путь к научно-практическому сотрудничеству с зарубежными специалистами. Все эти факты позволяют утверждать, что именно наука как исследовательская, так и прикладная должна быть внедрена в учебный процесс для достижения как учебных, так и научных достижений.

Опыт научной работы в ВУЗе ввелся и в стенах нашего колледжа. Именно внедрение науки в учебный процесс позволяет нам:

-         воспитать творчески активных студентов;

-         повысить уровень подготовки студентов колледжа;

-         расширить научно-исследовательские связи с различными учебными заведениями;

-         повысить научный престиж колледжа;

-         заинтересовать производственные организации выпускниками;

-         решить экономические проблемы за счет внедрения выполненных работ в учебный процесс и в производство;

-         создать перспективу дальнейшего обучения наших выпускников в ВУЗах России и т.д.

С целью внедрения в учебный процесс элементов научного подхода к решению различных технических задач особое внимание уделяется физико-технической подготовке наших студентов, изучению основ информатики с решением прикладных задач. Так в 1996 году на базе НИК организована заочная физико-техническая школа при Московском физико-техническом институте, где студенты непосредственно сталкиваются с азами научно-прикладной работы. Только в этом году более 20студентов получили настоящие свидетельства об окончании этой школы и получили своего рода путевку в науку. Наш кружок в этом году включен в реестр передовых. Получая высшее образование, выпускники колледжа успешно справляются с вузовской программой, о чем свидетельствует отзыв деканы факультета авиационного приобретения и кафедры электрооборудования УГНТУ и рекомендаций на президентскую стипендию. Дополнительно наши преподаватели читают курсы лекций по физике и математике для школьных учителей г. Нефтекамска. С целью отбора способных ребят для дальнейшего обучения в колледже преподаватели организовали кружковые занятия в школе-гимназии №7 города Нефтекамска, что будет продолжено по просьбе директора и в этом году.

Так в 1998 году члены кружка приняли участие в Международной научно-технической конференции школьников «Старт в науку», которая проводилась в г. Москве, где выступили с законченной научно-технической работой «Электромагнитная пушка». Работа внедрена в школьный физический кабинет и в НИК для исследования электромагнитных переходных процессов в силовых трансформаторах. Кроме того, постоянно публикуются статьи в журнале «Учитель Башкортостана» для обмена опытом преподавания по физике с учителями республики. Нами предлагается для дальнейшего повышения научно-методического уровня журнала «Учитель Башкортостана» открыть рубрику под названием «Слово методисту ВУЗа и ССУЗа», что решило бы очень много проблем по подготовке школьников для дальнейшего обучения в ВУЗе и ССУЗе.

Нами постоянно ведется поиск новых форм взаимодействия общеобразовательной школы и колледжа, для создания системы непрерывного образования. Организуется одна из таких форм виде создания научно-конструкторского объединения (НКОШ) для наиболее способных школьников, работающих в составе студенческого конструкторского бюро (СКБ-1) ННК. Так установлена связь «школа-колледж».

Круг рассматриваемых научно-технических проблем у студентов очень широко и затрагивает многие отрасли науки и производства. Хорошим подтверждением роста научного потенциала ННК является получение только в этом учебном году 4-х российских патента на изобретение, публикация более 15 научно-методических и научно-исследовательских статей в центральной и республиканской печати. На странице городской газеты открыта рубрика «Гимнастика ума» для учащихся школ, где они знакомятся с азами научно-исследовательской работы. И на сегодняшний день на рассмотрении находятся 2 заявки на предполагаемое изобретение, более 10 научно-методических статей, по продленной работе в центральной и республиканской печати. Это результат работы студенческого и преподавательского коллектива в этом году. В настоящее время студенты-электрики занимаются разработкой и проектированием новых различных электрических систем. Ими в процессе работы были предложены новые электробытовые преобразователи, не имеющие мирового аналога. Например, спортивная обувь с пьезоэлектрическим подогревом, ручка-электрогенератор для дипломатов с портативным компьютером, бытового пылесоса с оригинальной пьезоэлектрической конструкцией щеток.

В настоящее время студенты занимаются разработкой управляемого электропривода с использованием микропроцессорной техники, лабораторий по РЗ, преобразователей для неразрушающего контроля состоянии нефтегазопроводов, шаговых двигателей нового класса для дискретной автоматики и т.д. ими создаются теоретические расчетные модели этих устройств и методика проектных расчетов. При этом студенты заинтересованы в дополнительном изучении прикладных элементов математики, физики, САПР. На все эти работы имеются патенты и публикации в научно- технических журналах.

В результате этой работы нынешнем учебном году все дипломные работы имели практический характер, многие были выполнены с внедрением в производство в учебный процесс ННК, одна из работ для докторской диссертации и проверена на предприятии Геофизприбор БНПС. Характерной особенностью дипломных проектов является наличие элементов научной новизны. По опыту работы ВУЗов, студенты младших курсов изначально привлекаются к научной работе с перспективной дальнейшего выхода на дипломное проектирование, что имеет большую актуальность для науки и производства. Тем самым создается возможность для тесной связи НИК с предприятиями, перспектива для дальнейшего сотрудничества и распределения студентов на определенные места работы с предварительной практической подготовкой. Также закладывается база для дальнейшего обучения наших способных студентов в престижных ВУЗах России.

Укрепляются связи с ведущими ВУЗами республики УГАТУ, УГНТУ и Москвы. Совместно с ними опубликованы научно-популярные статьи. Студенты колледжа изучают определенные дисциплины по направлению этих учебных заведений, изучают целенаправленно иностранные языки с целью возможного использования в своих работах зарубежных и переводных источников, для работы в сети Интернет.

Идет дальнейшее переоборудование учебных лабораторий с использованием последних достижений науки и техники. Особое внимание будет уделяться изучению основ микропроцессорной техники, дискретной автоматики САПР, информатики с основание программных языков высокого уровня на современных персональных компьютерах. Переоснащение новой научно-справочной литературой библиотека колледжа, в этом заслуга администрации колледжа.

С целью дальнейшего внедрения научно-исследовательской работы в колледж создан план научно-методической работы и определены перспективные основные направления, и организованно студенческое конструкторское бюро. Разработан устав СКБ-1 и создана первоначальная учебно-материальная база. Основные научные направления СКБ –1:

-        релейная защита на основании полупроводниковой техники;

-        автоматизация проектирования устройств и систем:

-        создание современных технических средств обучения;

-        создание учебных стендов и тренажеров;

-        разработка инженерной методики расчета различных элементов и устройств;

-        тиристорные преобразователи для управляемого электропривода;

-        измерительные приборы;

-        электробытовые преобразователи и т.д.

В настоящее время студентами СКБ-1 разработаны и изготовлены стенды по релейной защите, сняты учебные видеофильмы по учебным программам электрических дисциплин, разработаны программы по проектированию электромеханических систем. В частности, стенды по релейной защите внедрены в учебный процесс на кафедре электромеханики УГАТУ, УГНТУ. Кроме того, студенты гр.3Элк Шубенков В. и Фаизов Р. члены СКБ-1, за свою научно-исследовательскую работу получили Первую премию в конкурсе молодежных разработок, проведенной Фондом научно технической, инновационной и творческой молодежи России среди ССУЗов топливно-энергетического комплекса. Про серьезную физико-математическую и техническую подготовку наших студентов подтверждает их участие в восьми республиканских и региональных олимпиадах в прошедшем учебном году, в которых занимали I , II места по математике, I места по технической механике, электротехнике и информатике, III места по черчению и философии. В перспективе выделение СКБ-1 как самостоятельного подразделения и переход на самоокупаемость за счет внедрения своих разработок, как в учебный процесс, так и в отрасли региона. Необходимо также отметить, что группа студентов заняла III место в конкурсе творческих работ среди ССУЗов нашей республики тема работ «Класс-лаборатория РЗ». Эта работа и далее продолжается, о чем свидетельствуют сделанные в настоящий момент прикладные научно-исследовательские стенды.

Все сказанное смело позволяет утверждать, что именно внедрение науки в колледже позволяет намного повысить образовательный уровень подготовки специалистов, решить финансовые проблемы и создает перспективу для сотрудничества с ВУЗами и отраслевыми предприятиями.

Руководителями научно-исследовательских работ являются:

1.     5 аспирантов, 3 кандидата технических наук занимающихся различными научными направлениями и один докторант УГНТУ.

2.     в багаже ННК имеются в настоящее время более 90 публикации различного рейтинга, из них 45 изобретений по различным направлениям.

3.     в «Энергетике Башкортостана говорится об изобретенном в ННК регулируемого ветродвигателя, и уфимский изобретатель вышел на связь его изобретателям о совместном создании ветроагрегата для населения, и которым вышел на связь Кумертауский авиационный завод о производстве такого агрегата. Такие связи не по плечу даже некоторым ВУЗам. По экологически чистым источникам заняли первое место по России и приняли участие в Международной выставке.

результатом такой методической работы послужило то, что Нефтекамский нефтяной колледж занесен в адреса передовых учебных заведений среди ССУЗ РБ по следующим направлениям деятельности:

-                     разработка авторских программ по специальным дисциплинам

-                     информатизация учебно-воспитательного процесса

-                     организация научной, конструкторской и творческой деятельности студентов

Для развития научно-исследовательской работы в колледжах мы предлагаем следующее предложения:

-                     развитие студенческого конструкторского бюро как самостоятельного подразделения в учебном учреждении

-                     привлечение молодых аспирантов, будущих ученых, на педагогическую стажировку в колледже

-                     выделение мест-вакансий в аспирантурах и докторантурах для обучения преподавателей колледжей и техникумов

-                     выделение части бюджетных средств для участия также и средних учебных заведений в научно-технической программе республики

-                     организация шефства кафедр ВУЗов над средними учебными заведениями по учебной и научно-исследовательской работе

-                     выделение определенного числа часов по программе для преподавателей ССУЗов на научно-методические работы

-                     финансовая поддержка преподавателей, занимающихся научно-исследовательской работой (публикация статей, подача заявок на изобретение, участие в н/т программе и т.д.)

-                     открытие выездных курсов по повышению квалификации преподавателей по микропроцессорной технике, автоматике, автоматизации проектирования

Дополнительно к высказанным предложениям можно добавить еще следующие предложения, которые по нашему мнению имеют немаловажное значение:

-                     участие на конкурсах в Гранты и преподавателей ССУЗов

-                     привлечение в работу Государственной комиссии по защите дипломных проектов и ученых Башкирии

-                     участие в международных научно-методических конференциях и преподавателей ССУЗов

-                     моральная и материальная поддержка молодых специалистов с ученой степенью, решивших работать в системе ССУЗ вплоть до предоставления некоторых льгот и т.д.

4.       проблемы в публикации монографии, учебников, т.к. это связано с финансовой стороной

5.       за учебой в аспирантуре, докторантуре необходимо платить и проблема нахождений спонсоров и внедрении результатов работы на предприятии.

6.       необходимо выделить лабораторий в любом СПУЗ для выполнения серьезных научных работ, вплоть до перехода на коммерческие структуры

7.       усилить связь с учеными ВУЗов, начиная с методического обеспечения, обмена со студентами и совместного выполнения научных работ.

8.       предоставление дополнительных каникулярного отпуска для них с содержанием оплаты.

9.       по результатам научной работы выделение дополнительной платы из коммерческих средств.

10.   выдвижение в служебном положении научных сотрудников, если хотим перейти на научный уровень преподавания.

11.   взять разрешения с патентных отделов ВУЗов на совместное пользование в соавторстве.

12.   обязательное наличие в администрации заместителя директора по науке и переход на звание отделении и цикловых комиссий

13.   возможность предоставления наиболее достойным ученого звания или звание заслуженного изобретателя.

Думается, что именно при такой организации научной деятельности, она всё более будет внедрятся в колледже.

Успех любого дела зависит от усилий коллектива единомышленников. Образовательный процесс осуществляют ученые, аспиранты, заслуженные учителя РБ и РФ, отличники народного образования, заслуженные работники Минтопэнерго РФ и отличники нефтяной промышленности.

Сегодня колледж находится в развитии в соответствии с основными тенденциями и законами развития любого учебного заведения. Педагогический коллектив колледжа четко представляет себе цели и конечный результат этого развития, и наш колледж занял стабильно устойчивое положение среди учебных заведений города и республики.