ОПЫТ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ННК

И ЕЁ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СО СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ НА ПРИМЕРЕ СКБ – 1

 

Янгиров И.Ф.,

Нефтекамский нефтяной колледж

 

Уже более 10 лет на отделении Нефтекамского нефтяного колледжа внедряется в учебный процесс научно-исследовательская работа, как фундаментального, так и прикладного характера. Анализируя этот творческий процесс, мы уже смело сможем утвердить о необходимости такой работы в стенах ССУЗ, который безапелляционно выполняет связующие учебно-производственные задачи, а именно:

воспитать творчески активных студентов;

повысить уровень подготовки студентов;

повысить престиж колледжа;

заинтересовать производственные организации выпускниками;

решить экономические проблемы за счет внедрения;

создание перспективы укрепления системы «колледж - ВУЗ»;

- укрепление уровня подготовки также преподавательско - инженерного состава.

Укажем конкретные действия, проделанные нашими преподавателями для выполнения поставленных конкретных задач:

преподавательский состав заинтересован в повышении своей квалификации путем обучения в аспирантурах и докторантуре. Таким сотрудникам выделялись часы занятий в виде факультативов, кружковых занятий, руководства СКВ дополнительно из общего фонда. Библиотеки выписывали периодические издания по их определенным научным направлениям и перспективам. Создана возможность работы в сети Internet, а также выделены технические средства для их самостоятельной работы;

известны публикации наших преподавателей в известных периодических изданиях республиканского и федерального уровня;

-          при выполнении студентами своих дипломных работ обязательным элементом являлась научно-исследовательская работа как теоретического, так и экспериментального характера;

- определенные научные задачи получили уже на младших курсах некоторая часть студентов, которые с простых расчетно-графических работ, курсовых проектов переходили в серьезные научные дипломные проекты;

- особое внимание уделялось на внедрение особо интересных работ в учебный процесс, производство. Так, нашими студентами-электриками были внедрены дипломные работы на кафедре «Электромеханика» УГАТУ, на кафедре автоматизации производственных процессов УГНТУ в количестве 15 штук;

- велась рекламная работа по представлению студенческих и преподавательских работ для общественности. Так, в газетах «Энергетик Башкорто­стана», «Известия Башкортостана» говорилось об изобретенных на СКБ ветроустановках совместно с уфимскими изобретателями и предлагается их производство для Башкирской энергетики;

- наш колледж выделяет специальные средства, чтобы наши преподаватели смогли напечатать свои печатные работы (книги, пособия) в республиканских из­даниях;

- студенты и преподаватели активно делают также свои сообщения в местной печати, делая их доступными для региональных учебных заведений и производственных предприятий.

Основные научные направления СКБ-1 «Электрик» (научный руководитель И.Ф. Янгиров, к.т.н.), определяющие систему электротехнической науки при колледже:

релейная защита и управление на основе современной полупроводниковой техники;

автоматизация проектирования устройств и систем;

создание новых учебных программ, пособии, метод разработок для созданных и создании новых специальностей;

разработка и изготовление учебных стендов и тренажеров для вновь открытых дефицитных специальностей и  создание современных технических средств обучения, учебных стендов и тренажеров;

исследование теоретическое и экспериментальное новых классов электромеханических преобразователей;

создание экологически чистых ветроустановок для выработки дешевой электроэнергии;

электробытовые преобразователи.

новое медицинское оборудование

Итогом работы коллектива СКБ-1 «Электрик» являлись получение более 35 патентов РФ, публикация более 80 статей в центральной и республиканской печати; студенты-электрики заняли 1 и 3 места на конкурсе молодежных разработок, организованных Минэнерго РФ среди ВУЗов, ССУЗов и предприятий в 2000году; участвовали на многих республиканского уровня конференциях и семинарах; сделан доклад по научной работе на третьем конгрессе нефтегазопромышленников России в 2001 году; каждый год более 20 студентов - электриков поступает в ВУЗы РФ и РБ; базовая лаборатория 1л СКБ-1 заняло первое место в республиканском конкурсе «Лучший кабинет 2000» и т.д. Это делает в перспективе выделения СКБ как самостоятельного подразделения с уклоном на внедрения научных разработок в готовом виде, тем более известные предприятия России заинтересованы разработками студентов – электриков.  Имеются положительные отзывы на студентов – электриков СКБ – 1 со стороны УГАТУ, УГНТУ и в дальнейшем в перспективе будет составлен договор о сокращенной форме обучения в стенах этих ВУЗов.

Для дальнейшего развития кафедр электрических дисциплин с элементами научно-исследовательской работы в СПО РБ мы предлагаем следующие предложения:

- широкое развитие студенческих научных организаций с уставами, регист­рацией и планами работы через Республиканский научный центр;

- обязательное направление наиболее способных преподавателей для обучения в аспирантуры, докторантуры с оплатой от учебного заведения и назначением именной стипендии;

- создание Ученого Совета при СПО РБ по специальностям соответствующего учебного заведения;

- особый уклон науки при СПО должен делать на отраслевую науку, в отличии от академической - вузовской;

выделение обязательного числа часов на научно-исследовательскую работу каждому СПО РБ в размере от 200 ч. и более, т.е. на усмотрение Госкомнауки РБ;

моральная и финансовая поддержка научных преподавателей;

выделение именной стипендии Президента РБ и на преподавателей СПО, особо отличившихся в научных исследованиях;

выделение части средств БАН на проведение фундаментальных научных исследований в СПО РБ в рамках хоздоговора;

льготное устройство на Ш курс ВУЗа студентов, имеющих диплом с отличием и подтверждение их участия в научно-исследовательских  работах, определяющих взаимным договором;

включение постепенное в научную пирамиду и колледжевскую науку, как отдельную научную ветвь;

Исходя из многолетней работы СКБ–1 «Электрик» в ННК для развития научно – исследовательской работы в ННК и СПО РБ в целом предлагаются проблемные мероприятия, решение которых даст серьёзный положительный эффект, а именно:

Пересмотр плана обучения совместное УГАТУ и УГНТУ по сокращенной форме обучения.

Ведение рекламной работы по внедрению по внедрению начальной фазы сокращенной формы обучения параллельно с программой ННК с программами УГНТУ для специальностей электрик, электронщик и нефтяник.

Укрепление материально-технической базы лаборатории путем замены морально устаревшего оборудования на современные (микропроцессорное управление, современные электротехническое оборудование, полупроводниковое оборудование...)

Создание собственной библиотечной базы для учебных лабораторий, компьютерной библиотечной базы по материалам основных направлений работы специальностей

Перенять опыт работы по улучшению качества подготовки специалистов передовых ВУЗОВ РБ и РФ (например, в УГАТУ больший материальный вклад делается на улучшение качества обучения, чем на материально-хозяйственную в УГНТУ, в результате чего специалисты УГАТУ более конкурентоспособные, востребование и зарплата преподавателей выше в УГАТУ, больше региональных договоров).    

Обратить серьезное внимание на работу CKБ для специальностей: на направление работы; качество выполняемых работ студентов; внедряемость работ студентов через акты внедрения; направление научно-методической работы руководителя; публикация печати; подачей рационализаторских предложений - это возможно только через специальные заинтересованности как научного руководителя, так и студентов, (сквозные дипломно - курсовые работы; денежное поощрение студентов; увеличение количества учебных часов преподавателей.

Организация специального стенда по рекламе основных научных достижений в мире, регионах; научно-методическое обучение преподавателей и студентов ННК по последним результатам работ и перспективам.

Добавиться 100% владения студенческими ПЭВМ за счет не только учебных часов, но и шефской работы студентами в рамках СКБ в результате выполнения совместной - исследовательской работы.

Для укрепления выполнения документально - публикационных работ необходимо закрепить за каждым СКБ секретаря - программиста с оплатой за выполненный объем работы (сделанное).

Для равномерной загрузки преподавателя и повышения трудоспособности необходимо равномерное распределение нагрузки на лекционных, так и необходимо повышения тарифной ставки на лекционные занятия (теоретические занятия)

Восстановить работу физико-технической школы, введение физико-математической ориентационной подготовки в школах города, количественной и качественной организацией подготовительных курсов с последующей выдачей справки - удостоверения об окончании с результатами выпускных экзаменов.

Организация ежемесячной колледжевской газеты по опыту ведущих вузов РБ с целью ведения рекламной работы, отчетности, студенческо - преподавательской трибуны, анонимных выступлений, объединение работы всех специалистов колледжа, соревнований между специальностями.

Изменение в наименование цикловых комиссий (кафедра), отделений (деканат). Для постоянного внедрения первоначально ввести двойное наименования с приведением в скобках для перестраивания от первоначального стереотипа мышления.

Увеличение количества преподавателей с учёной степенью через аспирантуры и всяческой помощью (отчётностью аспирантов и соискателей перед учёным советам ННК), учёным званиям (доцент, профессор).

Создание внутриколледжного Гранта то темам: «Современные научно - педагогические познавания», «Фундаментальные исследования естественно научные, прикладные, экономические, «экологические исследования и охраны труда» в рамках экспериментальной научной площадки СПО РБ.

Заложить в основу научно-методической и учебной работы колледжа на переход к вузовскому минимальному уровню с учётом возможности необходимости перехода к частичному обучению в системе филиала ВТУЗа.

Для повышения ещё более научного престижа колледжа, который является в настоящее время практически основной критерией работоспособности и конкурентоспособности СПО РБ предлагается

добиться присвоения звания «Наукоград-колледж»;

привлечения преподавателей известных отраслевых ВУЗов для чтения лекций по наиболее актуальным разделам предметов (экология, современные технологии, микропроцессорная техника, работотехника, ведение практических исследований и т.д.) по заказу предметников;

привлечение в работу курсового и дипломного проектирования уже наиболее мощных узких специалистов;

добиться владения ПЭВМ студентами как логарифмической линейкой и перейти к серьёзной подготовки программистов.

Наращивание лекционных залов за счёт подсобных помещений, что приведёт к объеденным занятиям групп и специальностей, в следствии ведёт к разгрузке преподавателей, экономии часов и денег бюджетных и адаптации к вузовской атмосфере.

Создание системы «подготовительный колледж» по западной системе путём конкурсного отбора и зачислением в дальнейшем в колледж по результатам выпускных экзаменов по общеобразовательным и специальным дисциплинам (как новая форма обучения в экспериментальной площадке СПО РБ ННК).

Установить единую форму отчётности по научно методической работе для визуальности работ каждого преподавателя.

Делать групповые экскурсии в известные ВУЗы со встречей их преподавателями ученными, с обменом опыта работы, т.к. у ННК есть прогрессивные методы работы и опыт внедрения, совместной работы предприятий региона.

Принудить каждого преподавателя и способных студентов для работы в экспериментальной площадки по способности и умению, искать хоздоговора для зарабатывания денег и при этом установить процентные соотношения прибыли для колледжа и авторам по взаимному договору.

Основные научно-методические направления специальных и общеобразовательных дисциплин

экологические чистые источники электроэнергии;

микропроцессорная система управления и расчёты двигателей, трансформаторов;

систематизация и создание новых методов инженерной методики расчёта электромеханических и электрических преобразователей и систем;

на занятиях по ПЭВМ дать уклон на примеры расчета специальных технических дисциплин;

укрепить и внедрение на всех специальностях дисциплину «Основы ведения научных исследований»;

фундаментальные исследования с прикладным положением;

получения второго образования для технических специальностей «экономика и менеджмент», «иностранные языки», «прикладная математика и физика» и т.д. по выбору и госзаказу региональных предприятий;

подготовительные отделения в близлежащих районах и деревнях;

некоторые федеральные средства массовой информации и в частности телевидения стали средством массового уничтожения духовного и физического. Через прессу, телевидение, радио, Интернет, на студентов обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующее население, преступность, проституцию и наркоманию. Поэтому, нам совместно с администрацией города необходимо принять соответствующие жесткие меры (как гуманизация и гуматеризация учебно-воспитательного процесса); 

Думается, что при выполнении этих работ мы сможем подготовить конкурентоспособных специалистов, в которых республика нуждается, отработать механизмы формирование государственного заказа, а также трудоустройства выпускников. Это должно быть одно из оптимальной модели СПО РБ на современном этапе развития образования в России целом.