ИНТЕГРАЦИЯ С ПРОИЗВОДСТВОМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА

 

Янгиров И.Ф.,

Нефтекамский нефтяной колледж

 

В средних профессиональных учебных заведениях в первую очередь, в отличии некотором от высших учебных заведений, серьезное внимание должно уделяться интеграции производства в процессе подготовки специалистов среднего производственного звена. Ведь именно наши выпускники являются непосредственными руководителями прямо на производстве, исполнителями производственных работ. От них уже требуется не только теоретическая подготовка, но и совмещение их с производственными навыками. Т.е. интеграция с производством является одним из звеньев по математической терминологии, необходимым и достаточным условием подготовки высококвалифицированных, вооруженных современными последними информативными данными по технологии, информатики, автоматизации производственных процессов, элементами вычислительной техники и управления и т.д. Кроме интеграционной технической подготовки специалистов в настоящее время очень серьезно необходимо обратить внимание на гуманитарную подготовку. Специалист - выпускник должен знать хотя бы один иностранный язык, разбираться в экономических вопросах и проделывать уже самостоятельно первоначально необходимые инженерно- экономические расчеты и внедряя сложную технологию производства свести необходимые затраты до разумного минимума. Производственные отношения требуют еще с наших специалистов знание своих прав и обязанностей, т.е. четкое и углубленное знание юридических сторон жизни и производства. При этом ни в коем случае нельзя в процесс подготовки выделять первостепенные и второстепенные предметы и необходимо очень грамотно провести межпредметную связь. Конечно, при этом от нас, преподавателей, требуется всестороннее развитие, которое возможно только при самостоятельной работе над собой. Опыт совместной работы с производственными предприятиями показывает о серьезной необходимости подготовки наших специалистов по психологии, умению вести статистические исследования умение составлять различные документации по, государственным требованиям, накопления словарного запаса с пониманием их смысла, грамотному правописанию и т.д. Другими словами, современная интеграция с производством при подготовке наших специалистов необходима как для студентов, так и для преподавателей.

Наукоемкие и высокотехнологичные технологии производства, характеризующие резким повышением сложности реализации, предъявляют жесткие требования к технологической дисциплине. Возрастание технического уровня производства требует от специалиста среднего звена только технической подготовки, необходимой для применения в конкретной области деятельности, но и достаточного фундаментального образования, включающие как естественнонаучные знания, так и гуманитарные, в том числе в области экономики, управления, экологии, права, социологии, информатики и т.д. Массовое внедрение науки и техники производства приводит постоянному изменению технической базы профессиональной деятельности, требует быстро) освоение новой техники и технологии. Таким образом, современное производство нуждается в качественно новом уровне образованности и дисциплинированности работников. Формирование рынка труда предъявляет более высокие требования к активности кадров, требует получения всестороннего образования, обеспечивающего высокую мобильность работника позволяющего овладеть сложными профессиями, переходить к другим вида деятельности. Наряду со знаниями и умениями, достаточными для выполнения основных профессиональных функций, необходимы знания и умения, которые обеспечат возможность:

Профессионального роста специалиста, связанного с повышением в должности;

Освоение новой техники и технологии производства при сохранении прежнего места работы;

Смены профиля производства, отрасли экономики;

Результативной творческой деятельности;

Принятие решений в экстремальных ситуациях, когда специалисты вынуждены выйти за пределы выполнения своих должностных обязанностей.

Правильной оценки своей профессиональной деятельности в системе выполнения своих трудовых обязанностей совместно с другими людьми, взаимодействия с ними в процессе регулирования своей и их деятельности.

Реализация указанных направлений в деле интеграции с производством позволит существенно повысить эффективность функционирования системы среднего профессионального образования за счет развития гибкой системы управления образовательной системы, определить основные проблемы и задачи развития СПО.

Из опыта работы наших преподавателей, в частности, непосредственно связанных с интеграцией производства можно выделить следующие основные моменты для дальнейшего ее закрепления, расширения, обмена опыта с другими опытными преподавателями

Необходимо уделять серьезное внимание производственно-технологической практике студентов. Кроме сбора материалов для отчета, курсовых и дипломных работ обязать студентов выполнять специальные вопросы (снимать на видеокассеты интересные моменты рабочего процесса; подавать рационализаторские предложения; систематизировать актуальные производственные вопросы для дальнейшего обсуждения в учебном процессе и т.д.) Необходимо на производственные конференции пригласить производственных наставников для обмена опытом и укрепления производственно-учебных отношений.

При выполнении дипломных работ для консультации необходимо привлекать и инженерно-технический состав предприятия не как «Мертвые души» в основном, а как реальные лица. При этом как актуальный вопрос в проекте необходимо включить проблемный из производства частичным или полным решением.

Необходимо организовывать частые встречи с выпускниками, которые непосредственно работают на производстве и составлять альбом с пожеланиями, которые необходимо учитывать при составлении рабочих программ, организации производственного урока.

Для грамотного составления учебных программ необходимо создать Ученый Совет с привлечением не только опытных, но и грамотных преподавателей. Это делается для создания межпредметной связи, исключение повторения определения отдельных предметов от базовых. Также это необходимо для привлечения всех преподавателей в единый учебный процесс, что является очень важным в настоящее информационное время.

Необходимы дальнейшее работы СКБ с привлечением студентов всех групп по конкурсному отбору. В программу необходимо включить, кроме практической работы, еще и дополнительную теоретическую подготовку с целью внедрения инженерной методики расчета. Серьезное внимание необходимо уделить совместным публикациям в производственно-теоретических журналах различного рейтинга. При наличии актов внедрения и серьезных публикациях вводить поощрительный фонд, что заинтересовывает всех.

Интеграция требует грамотному владению студентами практического делопроизводства с ведением конкретной Документации на примере производственных Документации. Требуется вырабатывать у наших будущих специалистов грамотное правописание, особенно с использованием технических терминологии с понятием значения, вырабатывание культурной речи. Обучение также должно быть по оформлению рационализаторских предложений, подачи заявок на изобретение, публикации статей в различных журналах, библиографического списка и т.д.

7.         Активное участие преподавателей в работе ФПК на производстве, можно с привлечением наиболее грамотных студентов со своими наиболее оригинальными техническими предложениями. Также сотрудничество в учебном процессе с наиболее опытными производственными работниками вплоть до лекционно - практических занятий или по некоторым разделам спецдисциплин. Ведение кружковых занятий с привлечением опытных специалистов производства как дополнительное образование непосредственно на производствах

8.         Рекламное ведение творческих работ студентов и преподавателей на рекламных журналах. Итогом должно является заинтересовывание производственных организаций заключение хоздоговоров. При этом первоначально должно выполняться эскизный проект на  уровне дипломных работ с соответствующими экономическими расчетами и подачей заявок на изобретение по технической возможности.

9.         Вести рекламную работу о творческих возможностях наших студентов в городской, районной и республиканской печати о учебно-производственной работе со своими успехами и затруднениями

Возникает также необходимость создания Технического Совета при коректировке учебного плана и оценкой технико-экономических предложений как студентов, так и преподавателей. При этом создается возможность учитывать не только общественную работу преподавателя и студента, но их экономический вклад, публикации по поднятию научно-технического престижа учебного заведения.

С целью повышения профессионализма наших преподавателей требуется обновление библиотеки периодическими изданиями, закрепление за каждым преподавателем лаборанта-студента с оплатой, не говоря уже о техническом оснащении. При этом нам необходимо перенимать опыт с высших учебных заведений (ВТУЗ).

Для интеграции с производством возникает необходимость создание комплексной научно-исследовательской лаборатории с мощным техническим оснащением по примеру ВУЗов, производственных исследовательских лабораторий.

Работа преподавателей и мастеров производственного обучения со студентами через студенческое конструкторское бюро, через предметные кружки, конкурсы профессионального мастерства, недели специальности и тому подобное - все это также немаловажные условия целостностной подготовки студентов во взаимосвязи теории и практики для любой специальности.

Важным звеном профессиональной подготовки специалистов является вовлечение студентов в производственную хозрасчетную деятельность мастерских колледжа. Как рабочие по нарядам - студенты под руководством мастеров могут выполнять заказы колледжа и сторонних организаций. Это позволяет не только углубить свои умения и навыки, но и заработать. Девизом должно быть «Делая - познаю»

Необходимо провести целенаправленную работу по адоптации выпускников к производству. Необходимо провести социологические исследования по удовлетворенности преподавателей и студентов по учебному плану. Государственного образовательного стандарта и делать прогнозирование о возможных путей создания организационно педагогических условий формирования к адаптивности к производству еще в фазе «адапта», во время которой человек встал на путь приверженности к профессии и осваивает ее.

Основной звеном интеграции с производством как способ формирования профессионального специалиста является научное обеспечение СПО. Проводимая в средних специальных учебных заведениях научно-исследовательская работа повышает научный потенциал преподавателей, совершенствует содержание разрабатываемый учебно-программной документации и способствует улучшению качества подготовки специалистов. Должен быть расширенный круг педагогических исследований. Так, предлагается такие современные темы диссертационных работ, как проблемы управления, формирования содержания, развития технологий обучения, обоснования интеграционных процессов.

17. Все более должно быть расширена работа СКБ Работа СКБ организована в настоящее время по следующим направлениям:

поиск и переработка научно-технической информации;

популяризация достижений науки;

выполнение научно-исследовательских работ, изготовление действующих моделей, макетов, создание инженерной методики расчета;

выполнение реальных курсовых и дипломных проектов;

ведение аналитических исследований.

18.Для повышения качества образовательного процесса было бы интересно привлечение профессорско-преподавательских кадров высших учебных заведений и введение должностей, аналогичных вузовским. Опыт многих средних профессиональных  учебных  заведений, в частности нашего колледжа ННК, позволяет утверждать, что интеграция профессионального образования - основа повышения качества обучения, и повышения конкурентоспособности выпускников колледжа.

Интеграция колледжевской науки с производством должно явиться одним из приоритетных направлений и проектов как в Республике Башкортостан, так и в России в целом.