ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖА

 

Анищева Л.И.,

директор, кандидат педагогических наук,

Воронежский государственный

промышленно-гуманитарный колледж

 

Период трансформации российского общества характеризовался столь интенсивным развитием рыночных экономических отношений, усложнением, углублением социальных процессов, что мы неожиданно перенеслись от ненужности миллионов высококлассных рабочих, техников и инженеров к ситуации острого дефицита квалифицированных специалистов разного уровня. Предприятия испытывают нехватку рабочих рук для обеспечения традиционных технологических процессов и оборудования, не говоря уже о внедрении современных достижений науки и техники.

Наше учебное заведение в самом начале возникновения в экономике России рыночных отношений определило для себя в качестве ключевой потребность в постоянном развитии и совершенствовании. Мы относим наше учебное заведение к представителям инновационной профессионально-образовательной системы (ИПОС), поскольку своим системообразующим элементом оно имеет устремлённость в будущее, прогностическую функцию, которые прекрасно проявились в последовательном переходе из одной системы профобразования в другую.

Уже в 1994 году приняв неординарное решение и осуществив переход от лицея к колледжу, мы, по сути дела приступили к реализации концепции модернизации профессионального образования, одно из направлений которой заключается в интеграции систем начального и среднего профессионального образования. Став колледжем (т.е. учреждением среднего профессионального образования), коллектив нашего учебного заведения сохранил и расширил подготовку специалистов по стандартам начального профессионального образования. В настоящее время мы имеем возможность готовить специалистов как по основным профессиональным образовательным программам СПО базового и повышенного уровня, так и по образовательным программам НПО.

Очень часто говорят, что в учебных заведениях учат «не тому» и что «образовательные стандарты все время отстают от практики». Мне кажется, несмотря на то, что в стране только начинает разворачиваться широкомасштабный процесс создания профессиональных стандартов, учебные заведения профобразования и ранее имели возможность участвовать в процессе создания и реализации стандартов с максимальным учетом потребностей рынка труда.

В 2002 и 2003 годах по заданию Минобразования России специалисты колледжа разрабатывали проекты государственных стандартов СПО по специальности – Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ (базовый и повышенный уровень). Эта задача выполнялась в содружестве со специалистами воронежских кинотеатров, из которых в то время только один был оснащен современным кинопроекционным и звуковым оборудованием. Наши коллеги – социальные партнеры – поддержали нас в стремлении обязательно сохранить в стандарте специализацию по современной кинопроекционной технике, и, как следствие, уже в нескольких мультиплексах г. Воронежа успешно работают выпускники колледжа.

Кафедрой электроники колледжа в сотрудничестве с отраслевым консультативным советом аудиовизуальной индустрии (созданного во время реализации международного проекта Делфи II) разработан проект экспериментального учебного плана подготовки технических бакалавров по направлению аудиовизуальной техники, и таким образом, создается основа для подготовки в учебном заведении СПО специалистов еще более высокого уровня.

Востребованность таких специалистов, возможность их подготовки в колледжах и необходимость изменения структуры российского профессионального образования неоднократно отмечалась Союзом директоров ССУЗ России и его президентом, директором Красногорского оптико-электронного колледжа В.М. Деминым.

Развитие процессов интеграции экономики России и европейских стран объективно должно привести к созданию Национальной структуры профессиональных квалификаций, обеспечивающей вхождение и признание в международной системе квалификаций.

Проблемам создания профессиональных стандартов был посвящен проведенный в нашем колледже 20–21 июня 2006 года семинар-деловая игра по разработке организационно-управленческого и нормативно-правового обеспечения создания и функционирования Центра по разработке профессиональных стандартов по профессиям и видам экономической деятельности.

Поскольку процесс модернизации ИПОС не исчерпывается развитием самой системы и её структуры, то коллектив педагогов колледжа, постоянно накапливает и реализует совокупный инновационный потенциал, демонстрирует способность к созданию уникального научно-методического продукта, информационного и программного обеспечения образовательного процесса.

Ведь только в 2005/2006 учебном году педагогами колледжа опубликовано 119 изданий общим объемом 177 печатных листов. Электронная библиотека колледжа насчитывает 146 электронных учебников, учебных пособий, энциклопедий и справочников, из них 67 созданы за последний год. В настоящее время в колледже готовятся к защите 1 докторская и 7 кандидатских диссертаций.

Большое внимание уделяется проектированию в колледже эффективного практикоориентированного образовательного процесса, в основу которого положены модульные программы, основанные на компетенциях. В колледже по Программе внедрения модульного обучения продолжается и расширяется работа по созданию модульных комплексов и внедрению их в образовательные программы разных направлений и уровней обучения – НПО, СПО, дополнительное образование.

Интеграция образовательных систем России и европейских стран возможна только через взаимное изучение педагогического опыта, глубокое исследование педагогических проблем применения технологий обучения и, конечно, через активное сотрудничество учебных заведений, педагогов и студентов.

В рамках проекта Делфи II кафедры колледжа получили новейшую учебную литературу по цифровому кинематографу, современным технологиям кинопоказа, учебно-методическую документацию по работе в среде Macintosh и программированию роботов фирмы ABB.

С другой стороны, профессиональная практика финских студентов по Web-дизайну и Internet-технологиям проводилась уже в соответствии с модульными программами и с использованием учебно-методических комплексов, разработанных преподавателями кафедры вычислительной техники нашего колледжа. Во время визитов в колледж финские преподаватели изучали российские методики организации и проведения профессиональной практики, знакомились с опытом работы научно-методического центра, кафедр и ведущих преподавателей.

Наше учебное заведение на всех этапах своего развития вело активный диалог с социальными партнерами – работодателями и создало целую систему взаимодействия с рынком труда и социальными партнерами, включающую:

– разработку новых механизмов и процедур работы с различными социальными партнерами (работодателями, профессиональными союзами, региональными властями и профессиональными ассоциациями);

– непрерывное обновление содержания профессионального образования и внедрения в учебный процесс технологических «ноу-хау», особенно в высокотехнологичных отраслях;

– повышение квалификации и переподготовку преподавателей и мастеров производственного обучения через стажировки в период профессиональных практик студентов с выдачей сертификатов;

– целевую подготовку специалистов по запросам потенциальных работодателей;

– оперативное реагирование на изменения потребностей рынка труда путем открытия новых востребованных специальностей;

– институционализацию социального диалога через создание Совета по социальному партнерству в профессиональном образовании Воронежской области, Координационного совета по подготовке профессиональных кадров Богучарского района Воронежской области, советов по направлениям подготовки специалистов с профессиональным образованием в ВГПГК.

Современные процессы модернизации российского образования происходят на фоне европейской интеграции в области образования. В Декларации Европейской Комиссии и министров образования европейских стран по развитию сотрудничества в области профессионального образования и обучения (ПОО) в Европе (Копенгаген, ноябрь 2002 г.) сформулированы задачи как создания единого европейского пространства в области ПОО, так и обеспечения прозрачности квалификаций, признания компетенции и квалификаций, распространения и обмена информацией и развитие профориентации, обеспечения качества ПОО и разработки общих критериев и принципов его оценки.

Мы считаем, что любое учебное заведение профессионального образования, которое стремится к развитию и хочет быть мобильным, должно выстраивать свою миссию в соответствии с общеевропейскими процессами.

Поэтому с 2003 года колледж участвовал в реализации трех проектов европейского сотрудничества:

российско-финского «Развитие социального партнерства в системе среднего профессионального образования»;

– российско-ирландского «Обучение взрослого населения»;

– проекта ЕС «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования – Этап II – Делфи II».

Вклад нашего учебного заведения в создание единого европейского пространства в области ПОО заключается в том числе в установлении, развитии и укреплении прямых связей с образовательными учреждениями стран ЕС на основании соглашений о сотрудничестве между ВГПГК, Эдуполи и Амисто (г. Порвоо, Финляндия).

В заключение хотелось бы сказать, что система профессионального образования призвана развиваться не только синхронно с экономикой государства, но и в известном смысле опережая ее, поскольку она готовит кадры для будущего. Поэтому мы всегда ставим перед колледжем стратегические цели, реализация которых обязательно приведет к дальнейшим инновационным изменениям образовательного учреждения, т.е. его модернизации, чтобы оно всегда являлось эффективной и востребованной частью системы непрерывного образования.