ВНЕДРЕНИЕ МОДУЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ
Анищева Л.И., Ащеулов Ю.Б., Усачева А.И. Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж
В педагогической практике, как понятия информационного блока, модуля, так и модульной системы, имеет много определений и толкований. За последние 15 лет нам пришлось познакомиться с 3-мя модульными системами обучения, которые используются в профессиональном образовании. В начале 90-х годов это была блочно-модульная система обучения, которая представляла собой структурирование программного материала в модулях – учебных единицах на основе генерализации знаний, содержательного обобщения и укрупнения дидактических единиц. Основой 2-й методики является модульный принцип профессионального обучения принятый Международной Организацией Труда (МОТ) и известный как модули трудовых навыков – МТН. Особенность этой концепции заключается в стандартизованной методологии проектирования программ и учебных материалов, в основе которой лежит деятельностный подход, то есть разделение всей работы на элементарные шаги и соответствующие навыки, которыми обучаемый должен овладеть. В 1996 – 1997 годах руководители и преподаватели нашего колледжа прошли подготовку на семинарах Международного центра развития модульной системы обучения в Москве и получили международные сертификаты. Главными результатами этой работы для образовательного процесса в колледже явились: - исследование возможности создания гибкой, ориентированной на обеспечение занятости концепции профессионально-технической подготовки, а также новых видов учебных материалов, ориентированных как на обучаемого, так и на инструктора-преподавателя; - получение права разрабатывать учебно-методическую документацию для МТН-обучения, внедрять и использовать МТН-подход при подготовке специалистов в учебных заведениях и на производстве, а также проводить обучение преподавателей по этой программе и любым другим аспектам разработки и реализации МТН-обучения; - разработка МТН-программ и учебно-методических материалов. Вся учебная МТН-программа дисциплины или обучения профессии в целом представляется в виде модульных блоков теоретического и практического характера. Все модульные блоки, в свою очередь, разбиваются на элементарные шаги работы, или навыки, каждому из которых соответствует учебный элемент - самостоятельная учебная брошюра, предназначенная для работы как под руководством преподавателя (мастера производственного обучения), так и для самостоятельного изучения. Инструктивные материалы в них представляют собой короткие сжатые тексты с иллюстрациями, которые детально описывают и показывают навыки для выполнения практических работ или алгоритмы для изучения теоретического материала. В соответствии с МТН - методикой нами были разработаны и внедрены в учебный процесс программы и учебно-методические материалы по двум профессиям начального профессионального образования: – электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования; – монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Для разработки МТН - программ были проанализированы квалификационные характеристики по этим профессиям, учебные планы и программы по технологии монтажа, технологии электромонтажных работ, общепрофессиональным дисциплинам и производственной практике. Разработанные нами программы содержат в общей сложности 22 модульных блока, обеспеченных 35 учебными элементами теоретического и практического характера. На основе этих учебных элементов созданы рабочие дидактические материалы, которые с успехом применяются на практических и теоретических занятиях. Добавлением к программе новых учебных элементов, которые позволяют шире или глубже прорабатывать ключевые вопросы, удалось повысить как качество обучения студентов, так и уровень самих МТН программ, сформировать банк учебных материалов для разных образовательных программ. Отметим, что модули трудовых навыков вообще могут состоять из модульных блоков, относящихся к разным профессиональным областям, а также использоваться для переподготовки и повышения квалификации преподавателей. Описанная модульная методика уже более девяти лет эффективно применяется в ВГПГК и в филиале колледжа в г. Богучаре Воронежской области как в системе основного, так дополнительного образования. Поскольку в колледже готовятся педагоги и мастера профессионального обучения, многие из перечисленных материалов разрабатывались при непосредственном активном участии студентов специальности 050501 Профессиональное обучение в процессе дипломного проектирования. Развитие процессов европейской интеграции в профессиональном образовании в рамках Копенгагенского процесса позволило нам познакомиться с модульным подходом, основанном на компетенциях. Как известно, компетенция - это способность осуществлять деятельность в соответствии с конкретными стандартами, и она включает в себя: наличие соответствующих знаний; организацию и планирование работы; перенос умений и знаний в новые, в том числе и нестандартные ситуации. Работа педагогов колледжа в рамках российско-ирландского проекта TACIS IBPP 01 – 092 по обучению взрослого населения привела к дальнейшему развитию и усилению системы дополнительного образования на базе модульных программ, основанных на компетенциях, и ориентированных на различные социальные группы населения. 11 преподавателей колледжа прошли повышение квалификации на семинарах, проводимых экспертами из Leargas, а 22 – обучение по программе модуля «Умения обучения взрослых». Были разработаны и успешно внедрены в учебный процесс модули «Системы технической защиты помещений», «Системы обеспечения безопасности», «Web-дизайн и Internet-технологии». Модульная программа практической подготовки «Web-дизайн и Internet технологии» была предложена студентам из финского колледжа AMISTO (г. Порвоо) во время прохождения ими профессиональной практики в г. Воронеже. После успешного освоения этого модуля финские студенты представили на заключительную конференцию интересные компьютерные презентации Web-сайтов, разработанных ими. Инновационный проект педагогов колледжа «Методическое обеспечение и организация стажировки иностранных студентов по направлению профессиональной подготовки «Web-дизайн и Internet-технологии», представленный на Всероссийском форуме «Образовательная среда-2006» получил высокую оценку и был удостоен серебряной медали ВВЦ. Перед рабочей группой колледжа в рамках реализации проекта «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования – Этап II» (Делфи II) по компоненту 3 «Профессиональное образование и обучение» стояли задачи разработки и реализации нового поколения модульных программ, основанных на компетенциях. В соответствии с техническим заданием проекта были выбраны следующие направления его реализации: 1. Повышение квалификации взрослых. Очень важно было определить вектор ориентации на потребителя, обеспечить качество и скорость прохождения информации между работодателями и колледжем. Нами проведен анализ потребностей в обучении и имеющихся центров обучения в области аудиовизуальной техники и звукотехнического обеспечения аудиовизуальных программ. Анализ проводился на наиболее типичных зрелищных предприятиях с разным объёмом и уровнем оказываемых услуг. Нами определены социальные партнеры, целевая группа, образовательная среда, разработаны три модуля и материалы для их оценки. 2. Профессиональное обучение студентов. Были проанализированы учебные программы практической подготовки по трем специальностям и для них разработан проект модульной программы обучения, состоящий из сквозных модулей. 3. Повышение квалификации преподавателей в системе семинаров и тренингов, проводимых европейскими и российскими экспертами, а также во время учебной поездки в Великобританию. 4. Обучение преподавателей методике модульного подхода, основанного на компетенциях. В процессе реализации модели модульной организации обучения в колледже были впервые разработаны 11 оригинальных модульных программ, основанных на компетенциях для трех специальностей подготовки студентов: 210313 Аудиовизуальная техника и звукотехническое обеспечение аудиовизуальных программ; 210308 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники; 050501 Профессиональное обучение. Результатом работы по этим направлениям явилась разработка 11-ти оригинальных модульных программ, основанных на компетенциях. При этом мы использовали две различные принятые в европейском образовании технологии. По одной технологии для каждой профессии составляется функциональная карта – структурированное описание особенностей профессиональной деятельности, различных функций в этой профессии. Она должна быть согласована с работодателем. Каждой функции соответствует учебный модуль. Каждый модуль описывают 3 документа: 1. Спецификация (характеристика) модуля. Она имеет общие черты с МТН-технологией. Здесь каждому действию обучающегося ставятся в соответствие умения, знания и материальные ресурсы (оборудование, приборы, методическое обеспечение). Вся деятельность структурируется до мельчайших деталей, от этого зависит качество модуля. 2. Краткое содержание модуля. Оно необходимо для согласования с работодателем. 3. Руководство по модулю, где указываются методы преподавания, материальные ресурсы и методика оценки уровня компетенции обучающегося. Восемь модулей выполнено по другой технологии, в которой модуль имеет следующую структуру: 1. Перечень результатов – видов работ, которые должен выполнить обучающийся. 2. Критерии деятельности по каждому результату, т.е. стандарты, которым должна соответствовать выполненная обучающимся работа. 3. Утверждения о диапазоне. Они описывают наиболее важные области применения. 4. Требования к свидетельствам, которые указывают: то, что должен продемонстрировать обучающийся, чтобы получить положительную оценку; форму проведения контроля – устная, письменная, практическая работа, проект и т.п.; знания студента. 5.Оценка, основанная на компетенциях. Разработаны проверочные листы- ведомости для оценщиков, в которых по каждому критерию оцениваются собранные свидетельства. Часть наших результатов по разработке модульных программ в проекте Делфи-II помещены на сайте Центра дистанционного обучения МИЭМ - партнера и интегратора сети РРЦ ОДО (http://www.odl.ru). Методическим Советом колледжа разработан План внедрения модульных программ обучения в образовательный процесс. В рамках его реализации в 2006 году разработаны три новых модульных программы, которые, являются основополагающими (базовыми) в программах профессиональной практики социальных педагогов-реабилитаторов по специальности 050711 Социальная педагогика: «Развитие ребенка», «Особенные потребности ребенка с ограниченными возможностями - Блок I», «Особенные потребности ребенка с ограниченными возможностями - Блок II». Апробация новых модулей во время практики студентов еще раз подтвердила возможность применения модульного подхода в проектировании методического обеспечения профессиональной практики студентов в системе среднего профессионального образования. В процессе работы над модульными программами мы убедились, что модульная методика обучения имеет следующие несомненные достоинства: - эффективность, т.к. модульный подход ориентирован на определенный конечный результат обучения, уровень и форму обучения по любой профессии, а также на стыке профессий; - гибкость и открытость, которые позволяют восполнять пробелы в образовании, адаптировать процесс обучения к потребностям рынка труда и самих студентов, выбирать индивидуальные обучающие программы; - точность и определенность результатов обучения; - применимость к различным формам обучения: очной, заочной, дистанционной, системе экстерната; - применимость для дополнительного образования разных категорий взрослого населения, а также людей с ограниченными возможностями. В то же время при использовании модульной методики необходимо помнить о трех очень важных, на наш взгляд, обстоятельствах. Во-первых, во всех системах профессионального образования существуют, и будут существовать универсальные процедуры оценивания, обеспечивающие единообразие и сравнимость полученных результатов независимо от того, где проводилось оценивание. Поэтому компетенции обучающихся не должны быть тесно «привязаны» к ситуации их использования. Это вступает в противоречие с оценкой компетенции по совершаемой человеком конкретной деятельности. Разрешение этого противоречия в настоящее время является одной из самых актуальных теоретических проблем для систем профессионального образования. Во-вторых, для обеспечения действенности модульного обучения необходимо создание новых эффективных дидактических систем, форм и методов обучения и совершенствование всех составных частей образования. В-третьих, подготовка высококачественных модулей - довольно сложная, трудоемкая и скрупулезная работа, требующая высокой квалификации разработчиков не только в профессиональной области, но и в области информационных технологий, в поиске графического и художественного воплощения технических и педагогических идей. И последнее. Для формирования высококвалифицированного специалиста с творческими наклонностями и эвристическим характером деятельности необходимо трансформировать прагматичный подход к обучению или сочетать его с другими методиками.
Литература 1. Олейникова О.Н. Анализ потребностей в умениях : метод. пособие / О.Н. Олейникова [и др.]. – М.: Альфа-М, 2005. – 142 с. 2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя. – М. – Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. 3. Олейникова О.Н. и др. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учеб. пособие / О.П. Олейникова [и др.]. – М.: Альфа-М, 2005. – 288 с.: ил. 4. Муравьева А.А. и др. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях: пособие для преподавателей / Муравьева А.А. [и др.] – М.: Альфа-М, 2005. – 96 с.: ил. 5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 38 с.
|