РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ

ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Амренова М.М.,

зам. директора по НМР

ГОУ СПО «Омский государственный колледж

торговли, экономики и сервиса»

 

Основой новой управленческой практики, ориентированной на получение результата, имеющего прагматическую ценность, на наш взгляд, является проектная деятельность. Проектирование закономерно отражает одну из современных тенденций в культурно-историческом развитии, так как идет целенаправленное преобразование в социуме как результат взаимодействия педагогической теории и инновационной практики. Педагогическое проектирование выступает как прообраз желательных новых обликов различных образов систем специального целевого назначения. Важно, что прошлый опыт рассматривается источником замысла для будущего проекта, а настоящий опыт оказывает поддержку в решении проблем сегодняшнего дня. Следовательно, важность проектной деятельности заключается в том, что развивается способность в настоящем видеть фрагмент будущего, формируются умения «предвидеть, прогнозировать, моделировать, предвосхищать возможные пути развития, просчитывать последствия, реализующие тех или иных замыслов».

Основной задачей управления образовательным учреждением является обеспечение устойчивого развития колледжа в условиях перемен. Эта задача решается путем непрерывного осознания ситуации. Затем осуществляется проблематизация и процесс поиска решений на основе информации и знаний. На эту особенность управления в настоящее время указывал в своем выступлении Петр Федорович Анисимов: управлять необходимо по ситуации, по проблеме, оперативно реагировать на запросы потребителей, строить партнерские взаимоотношения с работодателями. Наступило время, по словам Татьяны Ивановны Шамовой,  ведущего отечественного ученого, когда нужно управлять «не делами (мероприятиями), а информацией, проектами».

В Омском государственном колледже торговли, экономики и сервиса разработана Программа развития творческой группой управленческих и педагогических работников. Консультативную помощь оказывали специалисты Центра образовательных инициатив Омского государственного педагогического университета. Содержание программы развития колледжа является стратегией инновационного развития образовательного учреждения на период до 2010 года, а также системой конкретных проектов, реализуемых в рамках приоритетных направлений стратегии инновационного развития. Такое построение программы развития позволяет, с одной стороны, связать направления развития колледжа с приоритетными программами проектами российского и регионального уровней, с другой стороны, в рамках намеченных стратегических целевых установок реализовать конкретные проекты, учитывающие специфику колледжа. Такой подход к построению программы развития позволяет четко ориентировать инновационную проектную деятельность колледжа на основные приоритеты развития образования в России и Омском регионе.

Идея развития колледжа как образовательного комплекса, смыслом деятельности которого является обеспечение широкой доступности востребованных образовательных услуг в сфере профессионального образования, в частности, для обеспечения деятельности сфер торговли, общественного питания, бизнеса является адекватность содержанию Концепций модернизации образования до 2010 года, Приоритетных направлений развития образования, Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, Комплекса межведомственных мероприятий по развитию НПО, СПО на период до 2010 года.

Основными задачами программы выступают:

1.                  Становление модели образовательной деятельности колледжа как образовательного комплекса, представляющей широкий спектр доступных качественных образовательных услуг в соответствии с требованиями государственных стандартов образования и образовательными потребностями клиентских групп.

2.                  Развитие конкурентного преимущества колледжа – образовательные программы подготовки специалистов для профессиональной деятельности в сферах торговли, общественного питания, сферы бизнеса на основе принципов доступности, высокого уровня качества, модульности, многоуровневости и непрерывности образования.

3.                  Расширение социальной роли колледжа, социального партнерства как условий развития государственной общественной системы управления колледжа, обеспечивающий его инвестиционную привлекательность и финансовую самостоятельность.

4.                  Внедрение в образовательный процесс колледжа современных механизмов, расширяющих доступность и повышение качества профессионального образования:

- внедрение модульности образовательной программы;

- сохранение многоуровневости и реализация принципа непрерывности профессионального образования;

- переход на новые технологии обучения, обеспечивающие достижение целей образовательной программы;

- расширение доли информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе;

5.  Внедрение системы менеджмента качества на основе стандартов ISO.

6. Обеспечение высокой рейтинговой оценки профессиональной деятельности колледжа в системе образования региона и России по итогам аттестации, аккредитации и проведения общественной экспертизы.

Выполнение данных задач Программы развития будет осуществляться в ходе реализации 12 проектов – ключевых, но это количество может дополняться и в рамках каждого из проектов могут разрабатываться и реализовываться педагогические проекты по актуальным проблемам этого направления.

Следующие проекты представлены в Программе развития:

1) Проект «Создание условий организации учебного процесса в соответствии с потребностями личности, общества, государства».

2) Доступность качественного профессионального образования.

3) Развитие системы непрерывного профессионального образования.

4) Социальное партнерство.

5) Создание системы менеджмента качества.

6) Повышение инвестиционной привлекательности колледжа.

7) Финансово-хозяйственная самостоятельность: создание системы бизнес-проектов.

8) Формирование ключевых компетенций студентов в процессе профессиональной подготовки.

9) Формирование активной гражданской позиции, психологической и нравственной готовности выпускников колледжа и самостоятельной жизнедеятельности и адаптации в социальной сфере.

10)              Государственно-общественный характер управления колледжем

11)              Развитие информационно-образовательной среды колледжа.

12)              Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров.

Некоторые из этих проектов находятся в стадии разработки, а в рамках других – реализуется подпроекты. Так, например, в рамках проекта «Социальное партнерство» разработаны и реализуются подпроекты:

1)                  Использование культурно-исторического пространства региона в формировании личности студента, который был представлен на Всероссийской научно-практической конференции в городе Смоленске. Опыт по данной проблеме был одобрен и рекомендован к распространению в другие средне-профессиональные учебные заведения России.

2)                  Подпроект – Формирование ключевых компетенций студентов в процессе профессиональной подготовки, активными разработчиками и участниками которого стали работодатели. На  традиционной встрече с социальными партнерами – руководителями предприятий общественного питания, торговли, прошедшей в форме круглого стола в июне 2006 года, состоялась презентация вышеназванного проекта. Социальные партнеры – члены Ассоциации  кулинаров и союза делового сотрудничества предприятий торговли города Омска и Омской области, такие, как и колледж являются членом данных объединений, проявили огромный интерес к проекту, выразили желание принять активное участие в его реализации. Одной из задач этого проекта было создание координационного совета по подготовке специалистов торговли, общественного питания. С этим предложением на августовской педагогической конференции выступил директор колледжа, Николай Михайлович Гурбо, поэтому как, мы - не единственное учебное заведение в регионе осуществляющее подготовку по данным специальностям и в настоящее время вопрос о создании координационного совета решается в Министерстве образования Омской области и Совете директоров Омских средне-профессиональных учебных заведений. Проект «Создание системы менеджмента качества» вошел в эксперимент, который проводился в рамках договора о сотрудничестве в сфере образования между Российской Академией образования и Правительством Омской области по теме: «Разработка  пилотного проекта интегрированных научно-образовательных структур».

Также в первом проекте «Создание условий организации учебного процесса  в соответствии с потребностями личности, общества, государства» реализуется подпроект «Создание практикоориентированных учебных пособий для учреждений НПО и СПО». Этот проект в 2005 году занял первое место в областном фестивале ИНН проектов и в этом году с 27 сентября начинает свою работу образовательная выставка -2006 году в Москве и мы, в составе четырех учебных заведений города Омска, представляем опыт работы колледжа по разработке данных учебных пособий. Универсальных техник планирования не существует, и любой проект может иметь множество вариантов реализации во времени. Программа развития как «проект перемен» в самом общем случае представляет собой цель, обеспеченную средствами. В свою очередь, функция проекта заложена в оптимальном распределении во времени действий, обеспеченных средствами для достижения результатов проекта. И ключевыми параметрами проекта являются цель, задачи, действия, сроки, ресурсы, индикаторы успешного выполнения, результаты, ответственные и исполнители. Программу развития колледжа нельзя рассматривать только как программу развития педагогической системы, которая реализуется в рамках колледжа. Приоритетом разработки программы является развитие образовательного учреждения – колледжа как образ организации, эффективно работающей в социуме в условиях рыночных отношений. Что в итоге реализует стратегическую цель профессионального образования – подготовку специалиста, компетентного ответственного, владеющего своей прогрессией, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности, реализующего свой личностный и профессионально культурный потенциал.