ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ССУЗА ( Из опыта работы Нефтекамского машиностроительного техникума)
Ахметшин Р.Я., кандидат педагогических наук, директор, Диденко Н.В., заместитель директора по НМР ГОУ СПО Нефтекамский машиностроительный техникум
В новых социальных и экономических условиях развития общества качество образования является признанным приоритетом современного образования. Решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов многопланово, т.к. качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности: содержание образования, технологии обучения, материально-техническое обеспечение, кадровый потенциал и прочее. Система среднего специального образования переходит на новые технологии обучения и воспитания, которые закономерно требуют совершенствования всех сторон учебной деятельности и жизнедеятельности студенческой молодежи. Сегодня инновационная деятельность является необходимым условием конкурентоспособности образовательного учреждения, становится и средством, и результатом высокого уровня его развития. Нефтекамский машиностроительный техникум–многофункциональное образовательное учреждение многоуровневого, непрерывного профессионального образования, осуществляющее подготовку специалистов для различных отраслей экономики. Обучение ведется по 14 образовательным программам, ежегодно дополняя перечень специальностей с учетом прогнозирования и потребностей города, региона, республики. Важнейшим условием повышения качества образовательного процесса Нефтекамского машиностроительного техникума является инновационная деятельность. Инновационный подход в работе коллектива Нефтекамского машиностроительного техникума способствует раскрытию и наращиванию творческого потенциала педагогов и одновременно повышает их квалификацию. Разработка новых идей, подходов и их внедрение в практику работы преподавателей и руководителя учебного заведения означает более глубокое и качественное познание педагогом внутренних закономерностей учебного процесса. При определении целесообразности, эффективности и практической значимости инновационного проекта на начальном этапе осуществляется поиск, обработка и анализ научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, определение педагогического потенциала техникума, создание необходимых условий (инновационных программ, учебных планов, методических рекомендаций), определение состава участников инновационной деятельности и ее приоритетные направления, разрабатываются критерии определения эффективности результатов; изучаются методы диагностики, анализа, коррекции. Мы стремимся к тому, чтобы продуктом инновационной деятельности являлось не локальное, а системное обновление учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. В 2005 году Нефтекамскому машиностроительному техникуму присвоен статус экспериментальной площадки ИПР СПО по теме: «Использование современных принципов менеджмента качества (на базе международных стандартов серии ИСО-9000) в повышении конкурентоспособности выпускника». В ходе эксперимента определен педагогический потенциал участников инновационного процесса; приоритетные направления и содержание нововведений и механизм их внедрения; критерии и показатели результативности; материальное обеспечение; методы руководства; разработано руководство по качеству. Работа ведется с учетом всех четырех аспектов стратегического менеджмента качества: планирование качества, обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества применительно к образовательной деятельности, отрабатываются четкие количественные и качественные критерии образовательной деятельности. Ведется подготовка коллектива для работы в новом режиме: выделены ответственные, организовано коллективное обсуждение результатов. Ежемесячно проводятся совещания Совета по качеству. По перспективному плану работы внедрения Системы менеджмента качества директор техникума, его заместители прошли обучение в учебном центре Госстандарта России при Московском государственном институте стали и сплавов «Металлсертификат», приняли участие во всероссийском семинаре «Непрерывное совершенствование деятельности организации». С целью обмена опытом, совершенствования управления качеством образования заместители директора по УР и НМР приняли участие в IV Всероссийском совещании «Качество среднего профессионального образования как основной фактор современной подготовки специалистов в условиях модернизации российского образования», проведенном в Петровском колледже г. Санкт- Петербург. Выстраивается система непрерывности образования в области качества и обеспечения ее эффективного функционирования. В техникуме создается процессная модель управления образовательной деятельностью, что позволит перейти на совершенно новую ступень организации труда, контроля и управления качеством подготовки специалистов с учетом всех международных требований. Большую целесообразность инновационной деятельности в техническом средне- профессиональном учебном заведении придает то, что источники инноваций в содержании обучения лежат вне образовательного учреждения, связаны с изменением в соответствующих отраслях производства требованиями социальных партнеров и рынка труда. Совершенствуя подготовку специалистов, отвечающих современным требованиям, техникум тесно сотрудничает с крупнейшими предприятиями города: ОАО «НефАЗ», ООО «Завод нефтепромыслового оборудования». Внедрение СМК в техникуме тесно связано с действующей Системой менеджмента качества на базовом предприятии ОАО «НефАЗ». Важная роль в успешном осуществлении инновационной деятельности принадлежит руководителю образовательного учреждения, который, прежде всего, определяет, соответствуют ли педагогические и материально-технические возможности техникума целям и задачам инновации. Наряду с проектом эксперимента по внедрению СМК, который охватывает всю сферу деятельности техникума, различные направления инноваций определены особенностями среднего профессионального образования. Нововведения посвящены разработке технологий обучения, проблемам управления качеством подготовки специалистов, внедрению государственных стандартов, повышению уровня воспитанности обучающихся, совершенствованию содержания обучения, организации и проведения экспериментальной и научно-исследователь-ской работы преподавателей и студентов, влиянию социального партнерства, организации внеучебной деятельности учащихся и др. Традиционно в техникуме особое
внимание уделяется воспитательной работе. Так, работа над проектом в системе
управления воспитательной работой, развитию студенческого самоуправления
позволила сформировать Систему воспитательной работы НМТ «Воспитание
собственного «Я» через реализацию творческой индивидуальности студентов». По
итогам работы над данным проектом был проведен республиканский семинар
заместителей директоров по УВР: «Проблемы и перспективы воспитательной работы
в средних профессиональных учебных заведениях». Актуальность проекта, научная
новизна и практическая значимость получили высокую оценку коллег учебных
заведений республики. Логическим продолжением стала работа над
совершенствованием Концепции воспитательной системы. Концепция и ее презентационная защита заняла второе место в
республиканском конкурсе в Инновационные проекты и высокое качество научно-методической работы преподавателей предметно-цикловых комиссий - слагаемые общей системы техникума. Так, качество работы ПЦК естественно-научных дисциплин реализовано победами в республиканских олимпиадах по математике в течение трех лет, по химии, а также научно-исследовательской работой студентов по экологии, конкурсе лучших внеурочных мероприятий, II место в республиканском конкурсе «Лучший урок по математике в новой группе», опубликованными работами в РУНМЦ (г.Уфа): «Типовые расчеты по математике», «Лабораторный практикум по химии», «Развитие творческой мыслительной деятельности студентов в процессе внеурочной работы по математике» и др. Для обобщения и распространения передового опыта техникума и ПЦК естественно-научных дисциплин по рекомендации Совета директоров ссузов Республики Башкортостан проведен семинар "Развитие познавательной активности студентов при изучении естественнонаучных дисциплин". Высокий рейтинг нашего учебного заведения среди 73 ссузов Республики Башкортостан подтверждается тем, что техникумом организовано проведение важнейших республиканских мероприятий: августовская конференция ссузов Республики Башкортостан, состояние и перспективы СПО в Башкортостане: "Интеграция науки и производства", республиканский семинар заместителей директоров по ВР «Новые подходы к современному образованию с учетом духовно-нравственного и эстетического аспектов развития личности», а также региональные туры республиканских конкурсов «Преподаватель года-2004», «Лучший классный руководитель-2005». Только на 2006-07 учебный год на базе НМТ запланировано проведение республиканской педагогической мастерской для преподавателей экономических дисциплин по итогам победы в конкурсе «Лучший преподаватель – 2006», методический семинар преподавателей информатики и ВТ, семинар «Организация и проведение учебно- исследовательской и поисковой деятельности студентов» по итогам ежегодных побед студентов техникума в республиканской олимпиаде по технической механике. Ежегодно участвуют в конкурсах различных направлений преподаватели НМТ: конкурс кабинетов, лучший учебно - методический комплекс, лучший урок, и других. Результативность инновационных проектов, качество научно-методической работы подтверждается победами в республиканских конкурсах среди 73 ссузов Республики Башкортостан: «Лучший классный руководитель» 1 место в 2000 и 2005 годах, «Преподаватель года» в 2004 и 2006 гг.- 2 место. Системная и планомерная работа инженерно-педагогического коллектива над внедрением инновационных педагогических технологий осуществляется на протяжении многих лет в творческих лабораториях, «малых группах», Мастер- классах, Семинарах «Педагогическое мастерство» в предметно-цикловых комиссиях. Апробация внедрения происходит во время проведения открытых уроков, внеурочных мероприятий, научно-практических конференций, педагогических чтений. С целью внедрения инновационных технологий в техникуме работают творческие лаборатории. Творческая лаборатория под руководством доктора педагогических наук, профессора, кандидата технических наук, заслуженного изобретателя РБ, лауреата премии УРО РАО, академика педагогических и социальных наук, члена-корреспондента Академии профессионального образования Штейнберга В.Э. работает над внедрением эффективной отечественной разработки - дидактической многомерной технологии в учебный процесс техникума (разработка получила диплом Уральского отделения РАО, включена в Энциклопедию образовательных технологий, используется в ссузах и вузах республики). Пройдя обучение на авторских семинарах по данной технологии, преподаватели выполняют новые дидактические разработки когнитивного характера. Запланировано открытие совместной научной работы с Башгоспедуниверситетом по направлению «дидактический дизайн в НМТ». Ведущий специалист Башкирского института развития образования, кандидат педагогических наук Б. Х. Юнусбаев руководит лабораторией «Системная диагностика и мониторинг - основы управления качеством обучения». Под его руководством преподаватели апробируют технологию диагностико – коррекционного тестирования. Научный руководитель ИПР СПО к.п.н. В.Ю. Переверзев провел обучение преподавателей НМТ по теории и практике тестовых технологий. По заданию Федерального Центра тестирования были созданы временные трудовые коллективы по разработке тестовых заданий для проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальностям «Менеджмент», «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». Работа прошла экспертизу и получила высокую оценку ФЦТ и Ассоциации работодателей. Руководители ВТК ведут занятия «Мастер - класса». Большой опыт преподавателей техникума реализуется в издательской деятельности техникума. 7 изданий полноценного объема получили гриф Министерства образования Республики Башкортостан. Большой интерес вызвал сборник открытых уроков и внеурочных мероприятий «Педагогические технологии в профессиональном образовании» в двух частях. В отличие от предыдущего сборника «Нестандартные уроки», в этом издании мы сопроводили практические сценарии занятий богатейшим теоретическим материалом пособия Г.Х. Селевко «Современные образовательные технологии» (М.: Народное образование, 1998г) в соответствии с систематизацией автора. Теоретический материал позволяет соотносить параметры и критерии технологии с логикой построения занятия, придерживаться основных требований той или иной технологии. Содержание нашего двухтомника является определенным итогом системного использования нетрадиционных педагогических технологий нашими преподавателями, апробацией методик, обобщением и систематизацией опыта работы. Издание вызвало огромный интерес преподавателей ссузов и может оказать практическую помощь в совершенствовании качества подготовки специалистов, а также для творчества роста преподавателей. Для системного решения проблем организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов в техникуме поставлена цель создания комплекса основных видов научно-исследовательской деятельности, что предполагает различные задачи, формы и методы ее организации. В техникуме создается банк данных, в котором сосредоточен инновационный опыт образовательных учреждений СПО и свой собственный. Приоритетное внимание уделяется информатизации образовательного процесса. Сегодня в НМТ организована работа студентов в восьми компьютерных кабинетах, создана лаборатория “Технических средств информатизации и систем автоматизированного проектирования», организовано рабочее место инженеров-программистов и серверная, создается общая информационная сеть техникума. Студенты техникума и преподаватели имеют возможность свободного доступа к глобальной сети Internet через выделенную линию, при этом доступ можно получить с любого компьютера, подключенного к сети. Аппаратная база насчитывает более 190 единиц компьютерной техники. Для того, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны, в рамках дополнительных образовательных услуг ведется обучение по курсам «1С: бухгалтерия», «ИНФО -бухгалтерия», AutoCAD, КОМПАС, внедрена Технология INTEL. Преподаватели техникума проводят работу по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс. Особое внимание уделяется таким направлениям: создание автоматизированных рабочих мест структурных подразделений, электронное тестирование с мгновенным определением рейтинга, созданы электронные энциклопедии и справочные системы, проводятся бинарные уроки, деловые игры; информационные технологии применяются при курсовом и дипломном проектировании практически во всех 14 образовательных программах, в ходе ИГА проводится компьютерное тестирование с помощью пакета «Тестовый комплекс», решение практических задач с использованием компьютерных программ «1С: торговля, склад», «1С: бухгалтерия» выполняются экономические расчеты на ПК; используются средства мультимедиа. Создаются электронные учебники и курсы лекций с презентационной частью, интерактивные пособия, обучающие программы, вводится электронная форма учебно-методических комплексов специальностей, программное обеспечение для визуализации технологических процессов. Все это дает возможность студентам изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме посредством новых информационных технологий, способствует созданию единого образовательного пространства. Проводя анализ некоторых аспектов инновационного подхода в образовательном процессе техникума, можно сформулировать ряд обобщающих положений: -инновационные технологии обучения представляют собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста; -чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс инновационное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов; -инновационный подход позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи. Сегодня, считая качество образования ключевой идеей развития современного образовательного учреждения, Нефтекамский машиностроительный техникум, проводя системный анализ деятельности, продолжает свое совершенствование. Приоритетными направлениями являются: -дальнейшее развитие многофункциональности и многопрофильности техникума, как основы расширения спектра образовательных услуг, обеспечивающее удовлетворение потребностей рынка труда; -развитие техникума как многоуровневого, инновационного образовательного учреждения; -изменение структуры образования, содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие повышенной профессиональной и личной компетенции выпускника; -проведение структурных преобразований, обеспечивающих соответствие направлений и качества подготовки кадров современным и перспективным потребностям республиканского рынка труда и конкретных отраслей экономики; -укрепление материально-технического и кадрового потенциала; -создание системы управления и контроля качества на основании принципов системы менеджмента качества; -создание службы маркетинга; -совершенствование социального партнерства – как средства формирования уровня профессионализма. Инновационные технологии образовательного процесса следует рассматривать как средство, с помощью которого положения, идеи модернизации образования могут быть направлены в жизнь. |