О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Барер Т.Д. заместитель начальника отдела учреждений начального и среднего профессионального образования Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию, к.х.н., доцент
Российская система образования в последние годы активно включается в процесс инновационного развития, стимулом для которого стала необходимость построения в нашей стране «умной экономки», экономики знаний. Формируется новая современная философия российской профессиональной школы – она становится более прагматичной, ориентированной на результат. Наблюдается растущий интерес работодателей к квалифицированным рабочим и специалистам среднего звена, которые составляют более 53 % в объеме производительных сил и являются важнейшим фактором экономического роста. На заседании 25 октября 2005 г. Совета по науке, технологии и образованию В.В.Путин отметил, что подготовка в лицеях или техникумах сегодня фактически стала промежуточным звеном перед поступлением в вуз; порой теряется сам смысл образования в этом звене, а ведь главное его предназначение-воспроизводство квалифицированных кадров, кадров столь востребованных нашей промышленностью, агропромышленным комплексом, сферой услуг. В сегодняшних реалиях довузовское образование как государственная система образования должна отвечать на потребности развивающейся экономики, социальной сферы в специалистах среднего звена и рабочих кадров. За последние время утверждены четыре основополагающих документа, которые определяют государственную образовательную политику, стратегию развития начального и среднего профессионального образования. 1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. 2. Концепция модернизации Российского образования до 2010 г. 3.Приоритетные направления развития образовательной системы Российского образования. 4.Комплекс межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования до 2010 г. Последний документ позволит обеспечить конкурентоспособность системы начального и среднего профессионального образования при интеграции их в мировое образовательное пространство с учетом положений Копенгагенской декларации. Все перечисленные документы и позволяют определить приоритетность начального и среднего профессионального образования, которая должна быть направлена не на обеспечение процесса, а на достижение образовательных результатов, включающие политические, экономические и социальные эффекты. На сегодняшний день определена стратегическая задача: развитие системы профессионального образования является постепенное преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей новой экономики. Основанием для постановки этой задачи послужили следующие причины: - утрата тесной связи с предприятиями; - старение материально-технической базы самих учреждений; - неспособность обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации, в первую очередь высококвалифицированных рабочих; - прогнозируемое сокращение выпускников школ, в результате обострения складывающихся демографических тенденций; - децентрализация управления образовательными учреждениями и др. Именно эти обстоятельства, прежде всего, лежат в основе приоритета. Решение этой задачи может быть достигнуто, на наш взгляд, посредством реализации следующих направлений: 1. Введение новых направлений подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (взамен постепенно устаревающих, ротация которых осуществляется один раз примерно в 5-10 лет путем разработки и утверждения новых перечней профессий и специальностей). 2. Проектирование, апробация и внедрение инновационных образовательных программ, которые ориентированы на результаты, значимые для работодателей (в данном случае инновационность нами рассматривается, с точки зрения, внедрения новых педагогических технологий, включающих новое содержание образовательных программ, в том числе интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, новые методики и методы обучения, ориентированные на новые производственные технологии). 3.Разработка и внедрение новой модели практико-ориентированного обучения, предполагающей, в первую очередь, увеличение объема практического обучения на предприятиях с усилением профессиональной составляющей в образовательных программах в условиях современных производственных технологий. 4.Переоснащение материально-технической базы образовательных учреждений современными приборами, оборудованием, инструментами и материалами. 5.Повышение квалификации руководителей, преподавателей и мастеров производственного обучения. Именно в таком контексте формулировали предложения по реформированию системы начального и среднего профессионального образования представители деловых кругов крупного и среднего бизнеса в марте т.г. во время встречи с Президентом Российской Федерации, а также научное, общественное и педагогическое сообщества и регионы. 24 октября 2006 г. На заседании совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики принято решение о включении с 2007 года в национальный проект «Образование проекта «О государственной поддержке образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы подготовки кадров для высокотехнологичных производств». Национальный проект для образовательных учреждений начального среднего профессионального образования станет хорошим сигналом для серьезных инвестиций со стороны работодателей, бизнес-сообщества в развитие системы начального и среднего профессионального образования, а в итоге создаст условия для обеспечения необходимого качества подготовки конкурентоспособных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Основной задачей образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования является качественная подготовка рабочих и специалистов, которые должны быть мобильны, профессионально сориентированы и востребованы на рынке труда. В сегодняшних условиях что необходимо предпринять образовательным учреждениям? 1.Необходимо конкретными действиями, используя при этом имеющийся резерв повысить качество образования. Обеспечить не просто стратегию развития образовательного учреждения, а инновационную стратегию развития, при этом правильно расставить приоритеты. 2. Разработать комплексную программу развития образовательного учреждения на 2007-2011 г.г. 3. Разработать и внедрить типовую модель системы качества образовательного учреждения. 4. Всесторонне развивать экспериментальную деятельность по различным аспектам функционирования образовательного учреждения.
|