СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ В ГОУ СПО “ММТ”

 

Базлов В.А.,

Кряжева В.Н.,

Кузнецова Т.В.,

Медведева Н.В.,

Мытищинский машиностроительный техникум

 

Выпускники профессиональных учебных заведений являются одной из наиболее уязвимых социальных групп на рынке труда. Молодые специалисты, получив в учебных заведениях определенные профессиональные знания, выходят на рынок труда психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям.

В машиностроительном техникуме с 2001 г. ведется большая работа по совершенствованию профориентационной деятельности среди студентов, повышению качества их подготовки и расширению возможностей трудоустройства выпускников.

Профессиональная ориентация - процесс динамического согласования «человека и профессии»; главное ее назначение - обеспечить правильный, сознательный выбор квалификации (работа педагогического коллектива в образовательной школе и на подготовительных курсах в техникуме) и расширение профессиональных возможностей выпускников, способствующих повышению их трудоустройства.

Сложность выбора квалификации обусловливается действием многих разноплановых факторов, которые можно объединить в три группы: факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации (общественное воздействие), факторы личностного характера (склонности, способности и т.д.); факторы, связанные с потребностями экономики в кадрах, с характером требований квалификаций и трудовой деятельности к человеку (обладать востребованной на рынке труда квалификацией, быть профессионалом в своей области, обладать способностью и желанием пополнять свои знания и умения).

Преподаватели техникума активно участвуют в профориентационной работе, разрабатывают - методики обучения студентов трудоустройству с учетом факторов, влияющих на современный рынок труда.

Методика обучения трудоустройству, как основа профориентационной работы, представляет собой, алгоритм обучения выпускников инициативному поведению на рынке труда, опирающаяся на современные методы профориентации и технологии форм активного обучения. Она позволяет; укрепить уверенность выпускников ОУ в своих профессиональных и личностных возможностях; сформировать активную позицию поведения на рынке труда и позитивного отношения к возможности трудоустройства; обучить навыкам эффективного поиска работы; освоить навыки делового общения и самопрезентации; построить план профессиональной карьеры и определить пути его реализации.         

В 2005 г. техникум определен ИПР СПО МОРФ в качестве экспериментальной площадки.

Статус экспериментальной площадки Института проблем развития среднего

профессионального образования (исследовательского вида) присвоен техникуму приказом ИПР СПО МОРФ от 12.10.2005г. №86 а/д и выдано свидетельство;

Научными руководителями назначены Медведева Н.В. (директор техникума) и Переверзев В.Ю. (начальник отдела ИПР СПО МОРФ);

Срок первого этапа эксперимента установлен с 15.10.2005г. по 30.06.2006г.

1.1 Цели исследовательской работы ГОУ СПО «ММТ» по теме: «Социальное партнерство, профессионализм и трудоустройство выпускников»: подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных, мобильных, коммуникабельных специалистов, имеющих возможность трудоустройства по специальности и удовлетворения потребностей работодателей в кадрах соответствующего профиля и квалификации; отработка вопросов взаимосвязи профессионализма и трудоустройства.

1.2 Задачи, намеченные для исследования при проведении эксперимента и достижения целей: изучение инфраструктуры рынка труда; изучение востребованности выпускников на рынке труда; совершенствование образованности и профессионализма выпускников (личность - гражданин -специалист); решение проблем трудоустройства выпускников на рынке труда; анализ закрепляемое™ выпускников на рабочих местах в различных сферах производства.

1.3 Ожидаемые результаты эксперимента: повышение качества подготовки специалистов; активизация интеллектуального потенциала студентов; адаптация выпускников к профессиональной деятельности; усиление исследовательской работы студентов с целью повышения их профессионального воспитания, образованности и трудолюбия; выполнение требований работодателей в изучении отдельных вопросов, связанных со специальностью; установление взаимовыгодных партнерских связей с потенциальными работодателями; содействие трудоустройству выпускников (исследование, подбор и комплектование материалов для разработки рекомендаций и предложений по результатам эксперимента и оформление их).

1.4 Практическая значимость: совершенствование качества подготовки и повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда; сокращение безработицы и удовлетворение потребности населения в предоставляемых образовательных услугах.

Образованность и профессионализм повышают конкурентоспособность выпускников, выступают стержневым показателем уровня квалификации специалистов, востребованности его в обществе, успешности карьерного роста.

Организация работы по проведению эксперимента: проведено распределение функций между структурными подразделениями техникума; организована система повышения квалификации участников, составлены календарно-тематические планы на весь период работы над исследуемой темой.

В эксперименте был задействован весь педагогический коллектив: составлены соответствующие планы, разработаны комплекты документов по всем направлениям работы по эксперименту; скорректирована рабочая учебная документация (усилен региональный компонент в программах за счет внесения дополнений, связанных с состоянием и прогнозами рынка труда, учетом требований предприятий - заказчиков кадров); предусмотрено введение новых специальностей и специализаций, получение рабочих квалификаций и углубленное изучение отдельных проблем, т.е. расширение профессиональных возможностей выпускников и повышение их конкурентоспособности; пересмотрено положение о действующем в техникуме Центре трудоустройства выпускников (ЦТВ), где основная его работа - работа по эксперименту «Социальное партнерство ОУ: профессионализм и трудоустройство»; определены направления исследовательских работ (повышение профессионализма, дополнительные квалификации, совершенствование воспитательной и профориентационной работы, практической подготовки выпускников и т.д.); проведены по всем направлениям значительные исследовательские работы, сделаны первичные выводы, намечено дальнейшее проведение экспериментов (установлены их параметры); обоснована необходимость введения с 2006-2007 г. факультативного курса «Технология трудоустройства» в учебные (рабочие) планы всех специальностей, которые осваиваются в ГОУ СПО «ММТ».

В 2004 г. В техникуме организован Центр по трудоустройству выпускников, которыйработает с конкретными предприятиями - работодателями по договорам социального партнерства и оказывает содействие молодым специалистам в поиске работы и трудоустройстве в соответствии с квалификациями, полученными обучающимися.

Главной целью работы Центра трудоустройства выпускников является их трудоустройство и содействие занятости учащейся молодежи, что предполагает решение комплекса задач:

·                    анализ потребности предприятий и организаций Мытищинского района и Москов­ской области в специалистах, заканчивающих техникум;

·                    осуществление постоянного взаимодействия с предприятиями и организациями Мытищинского района и Московской области по вопросам информации о тенденциях спроса на специалистов и развития деятельности в части взаимодействия с работодателями по вопросам трудоустройства;

·                    организация целевой контрактной подготовки студентов для предприятий;

·                    проведение профориентационной работы по предварительному трудовому распре­делению студентов в процессе освоения ими учебных программ теоретического обучения и производственных профессиональных практик;

·                    повышение конкурентоспособности выпускников техникума на рынке труда;

·                    своевременное обеспечение выпускников информацией по имеющимся вакансиям;

·                    изучение изменений и перспектив рынка труда молодых специалистов.

В осуществление поставленных задач Центр трудоустройства выпускников осуществляет постоянное взаимодействие с предприятиями и организациями Мытищинского района, такими как ОАО «Метровагонмаш», ОАО Мытищинский электромеханический за­вод», ОАО «Дорожные знаки», ОАО «Стройперлит», ОАО «Спецремонт», ОАО «Мое-стройпластмасс», автоколонна № 1375, ООО «Автотехцентр Мытищи», «СП Бизнес Кар» и др. Установлены контакты с рядом предприятий г. Москвы, г. Королева, Пушкинского района, других районов Московской области. Перечень предприятий и организаций, на которых проходят практику студенты техникума составляет порядка 140 наименований. На этих предприятиях организовано прохождение студентами производственных практик, что способствует возможному последующему трудоустройству выпускников, т. е. рассмотрению вопросов предварительного трудового распределения студентов.

С целью закрепления квалификационных кадров на предприятиях Мытищинского района в современных условиях техникум обратился к руководителям предприятий разра­ботать единую программу сотрудничества профессиональных образовательных учреждений с предприятиями и районным Центром занятости, которая стала бы базисом для коор­динированной работы по подготовке профессиональных кадров и закреплению их на предприятиях района. Проект такой программы был разработан и обсужден с руково­дством ряда предприятий, опубликован в «Вестнике среднего профессионального образования» № 9 за 2002 г., а также направлен для изучения в другие Центры занятости.

Конкретная работа по реализации этой программы проводится администрацией и Центром с нашим базовым предприятием ОАО «Метровагонмаш». За период с 2000 по на ОАО «Метровагонмаш» были трудоустроены:

·                    в 2000 г          28 выпускников

·                    в 2001 г          34 выпускника

·                    в 2002 г          42 выпускника

·                    в 2003 г          39 выпускников.

·                    В 2004 г          25 выпускников

·                    В 2005 г.         43 выпускника (последних лет выпуска) Данные по 2006 году находятся в обработке.

Налажены тесные контакты Центра трудоустройства выпускников ГОУ СПО «ММТ» с Центрами занятости населения Мытищинского, Пушкинского районов, г. Ивантеевки и г. Королева. Ежегодно принимается участие в «Программе по организации временного трудоустройства граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учре­ждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впер­вые». Подготовлены списки выпускников 2006 г. проживающих в г. Ивантеевка для ЦЗН г. Ивантеевки, и списки выпускников 2006 г., проживающих в Мытищинском районе и в

г. Мытищи для Мытищинского ЦЗН, Все выпускники ознакомлены с данной программой, каждому на руки выданы направления в ЦЗН, куда они могут обратиться для участия в данной программе. Центр трудоустройства выпускников техникума принимает участие в «Ярмарках вакансий», «Днях карьеры» и других мероприятиях, проводимых Центрами занятости населения Мытищинского и Пушкинского районов, кадровыми службами круп­ных предприятий и корпораций, заинтересованных в специалистах - выпускниках техни­кума такими как «Рольф», «СП Бизнес КАР» и др. С целью установления контактов с представителями кадровых агентств, служб занятости населения, кадровых служб пред­приятий и организаций принимается активное участие в Московской международной выставке «Образование и карьера XXI-век», проводимой в г. Москве 2 раза в год, где собирается информация о вакансиях в кадровых агентствах и в фирмах-работодателях - участниках выставки. Так, участвуя в 23-й Международной выставке «Образование и карьера -XXI век», проходившей 02 - 04 марта 2006 г. в Москве в комплексе «Гостиный двор», бы­ла достигнута устная договоренность о сотрудничестве с ЦЗН г. Ивантеевка, результатом чего стало участие в «Программе по организации временного трудоустройства граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» в этом городе. Налажены связи с рекрутииговым агентством «Manpower», через кого в Центр трудоустройства выпускни­ков поступают заявки на специалистов от предприятий и организаций г. Москвы. ООО «Цеппелин Русланд», завод «Станкоагрегат», сеть кафе «Меленка» и многие другие предприятия различных форм собственности и сфер деятельности знают о нашем техникуме, знают, куда обратиться при наличии вакансий.

Центр трудоустройства выпускников в конце учебного года проводит анкетирование выпускников, на основании обработки анкет создается файл выпускников, на основании которого проводится статистический анализ занятости выпускников техникума. Телефонный опрос выпускников позволяет вести учет молодых людей, у которых возникли проблемы с трудоустройством после окончания техникума, с целью оказания им помощи в трудоустройстве. Как показывает практика, при телефонном опросе достигается цель по­лучения наиболее полной и достоверной информации о категории занятости выпускника

 

 

2004-2005 г.

(на 31.12.05)

2005-2006 г.

(на 01.06.06.)

Учатся в ВУЗах и работают

48

21

Учатся в ВУЗах.

65

92

Работают

65

67

Призваны в ряды вооруженных сил

2

7

Учитывая, что цифры, соответствующие позиции «Работают» весьма изменчивы, выпускники, не определившиеся с работой в течение учебного года, как правило, начинают искать работу после летнего отдыха, приведенные цифры говорят только о тенденции в процессе трудоустройства выпускников.

В 2005 - 2006 г. Центром трудоустройства выпускников оказано содействие в трудоустройстве 12 неработающих выпускников 2004 - 2005 г., оказана помощь в трудоустройстве учащейся молодежи в свободное от учебы время (сеть кафе быстрого питания, распространение журналов и газет и т. д.) 4 студентам, по заявкам работодателей на работу во внеучебное время направлены:

ООО «Интеркафе»    10 студентов (3-й курс);

ООО «Фарвэл»         3 студента (3-й курс);

Калиниградский с/х декоративного садоводства    1 студентка (3-й курс).

Образовательное учреждение планирует дальнейшее углубление и расширение педагогической деятельности по повышению качества подготовки специалистов и обеспечению их полного трудоустройства по специальности с учетом расширения профессиональных возможностей (вторые специальности, дополнительные специализации и профессиональные (рабочие) квалификации, углубленное изучение отдельных проблем по заявкам работодателей и т.д.); разработку рекомендаций по формированию ключевых компетенций поиска работы и сопровождению профессиональной карьеры выпускников.