мониторинг как фактор повышения качества

профессионального образования

 

Базавова Т.В.,

директор ГОУ СПО Волгодонский техникум

энергетического машиностроения 

 

На современном этапе качество образования становится основополагающим фактором развития общества.

На конференции европейских министров высшего образования (11-12мая 2005г. «Европейское пространство высшего образования – достижение целей») отмечается, что почти все страны имеют системы обеспечения качества, которые основаны на критериях, сформулированных в Берлинском коммюнике. Однако, тем не менее, необходимо двигаться дальше и прилагать все усилия для улучшения качества своей деятельности через систематическое введение внутренних механизмов и их прямую связь с внешним обеспечением качества.

Таким внутренним механизмом, средством управления качеством профессионального образования в учебном заведении, прогнозированием и проектированием текущих, рубежных, конечных и отдаленных результатов является образовательный мониторинг. В теории социального управления мониторинг рассматривается как одно из важнейших звеньев в управленческом цикле. Под мониторингом понимается планомерное диагностическое отслеживание профессионально-образовательного процесса. Мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования.

Структура мониторингового исследования включает в себя постановку целей и задач, определение объектов и их критериев, нормативной базы, формирование информационной базы, т.е. разработку инструментария, подбор методов и механизмов отслеживания, оценочно-аналитическую деятельность, коррекцию и принятие управленческих решений.

Нами разработана модель мониторинга образовательного процесса, которая в обобщенном виде выглядит следующим образом:

Управление качеством профессионального образования предполагает создание в учебном заведении структур, позволяющих осуществлять сбор достоверной и надежной информации для принятия необходимых решений, направленных на совершенствование образовательного процесса.

В нашем учебном заведении создана служба мониторинга, в которую вошли администрация техникума, методист, председатели цикловых методических комиссий, классные руководители, психолог.

Система мониторинга представляет собой замкнутую циклическую структуру, охватывающую все периоды организационно-педагогической деятельности администрации техникума, учебно-воспитательного процесса.

Структура мониторинга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В результате системного отслеживания деятельности образовательного учреждения выявляется ряд проблем, которые выносятся для обсуждения на совет техникума, педагогический совет, совещания. Намечаются задачи и перспективы развития техникума.

Педагогический мониторинг не только помогает отслеживать результаты деятельности техникума, но и активно влиять на качество подготовки специалиста.