ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Байбородских Т.И., ФГОУ СПО Курганский архитектурно-строительный колледж
Личностно ориентированное профессиональное образование предполагает максимальный учет половозрастных, индивидуально-психологических и статусных особенностей студентов. Учет должен осуществляться через содержание образования, вариативность образовательных программ, технологии обучения, организацию учебной среды. Личностно ориентированный подход является неотъемлемой частью здравотворящей образовательной среды, так как не ставит своей целью формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами, уровнем обученности. Он лишь дает возможность создать условия для полноценного развития личности, реализует потребности человека в самоопределении и самоактуализации. Основными чертами личностно ориентированной технологии являются диалогичность, деятельностный, творческий характер направленность на поддержку индивидуального развития студента предоставления ему пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества выбора содержания и способов учения и поведения. Инженерная графика, как предмет имеет четко выраженную практическую направленность половину от объема предмета, занимает выполнение графических работ на основании изучения материалов государственных стандартов. Но, несмотря на необходимость точного соблюдения стандартов, инженерная графика представляет ограниченный простор для творческих решений. Так как знания студентов базируются на изучении школьного курса черчения у преподавателя есть замечательная возможность вести диалог со студентами во время изучения нового материала. Практически любой урок изучения нового материала превращается из урока-лекции в урок-исследование, интегрированный урок, урок систематизации знаний и умений, урок - дидактическую игру, урок развития творчества (опора на сравнительный анализ). В зависимости от качества и сложности выполненного орнамента преподаватель делает внегласное заключение о базовом уровне знаний и умений по данной теме. И поэтому на все последующие графические работы студентам предлагаются на выбор разноуровневые индивидуальные задания. При работе по теме «Приемы выполнения контуров технических деталей» очень удобна и эффективна работа в микрогруппах. Каждая из микрогрупп работает по своему направлению: «Сопряжение» и «Деление окружностей на равные части», а затем обмениваются информацией представляя не только теоретическую часть в виде техники построения, но и практическое применение в машиностроении. Такая работа дает студенту возможность расти не только в глазах окружающих и в своих собственных, творческий характер работы позволяет нестандартно мыслить, развивает интерес к техническим предметам. Вот лишь несколько примеров личностно ориентированного подхода при изучении инженерной графики, его технологии применим как к темам общепрофессиональным, изучаемым еще в школе, так и к узкоспецифическим для определенной специальности. Важнейшим условием эффективности образовательных технологий является применение личностно-орентировочного подхода, который представляет собой объединение форм, методов и средств обучения. Предполагается отказ от авторитарной роли преподавателя, это необходимо для создания партнерских доверительных отношений между преподавателем и студентом, которые в значительной степени влияют на качество усвоения оперативных знаний студентами и создает здоровьесберегающую среду в образовательном процессе. Демократичность модальности речи преподавателя может быть выражена в следующих фразах: - «примером того, как может быть...» - «покажем на примере...» - «рассмотрим пример...» Организация учебно-пространственной среды также сориентирована на индивидуума: каждый занимает отдельный чертежный стол, во время продолжительных графических работ имеет возможность провести минуты релаксации с помощью специальных цветовых таблиц для аккомодации зрения, раз в семестр сидящие на крайних рядах меняются местами, что полезно для растущего организма. Психологи утверждают, что самый приятный звук для человека - это его имя. Неслучайно свое знакомство на уроках инженерной графики мы начинаем с написания своего имени чертежным штрихом в тетради. На первых порах это трудно и требует внимания и концентрации, но каждый студент очень старается зная, что так он представляет себя. А также на тему «Чертежный шрифт» студентам предлагается выполнить творческую работу: написать свое имя, название своего города и любое слово по выбору специально придуманным ими для этого шрифтом, который отразил бы черты его характера, своеобразие его города и смысл любого выбранного слова. Работы выполняются с удовольствием выражают яркую индивидуальность, позволяют нестандартно мыслить и чего немаловажно после такого творческого отвлечения студенты более охотно пишут стандартным чертежным шрифтом. Подобные же работы выполняют и по теме «Линии чертежа» в виде индивидуальных орнаментов. Для выяснения базового уровня знаний студента, а также контроля усвоения полученных знаний применяется метод тестирования («Тест» с англ. «испытание», «мерило», «критерий»). Причем по каждой из основных тем инженерной графики разработано два типа тестов: на выяснение уровня остаточных знаний и на систематическую проверку усвоения вновь полученных знаний и умений. Данный метод позволяет студенту проверить себя по каждой теме, показывает преподавателю слабые места в изучении предмета и позволяет корректировать методы преподавания. Тестирование по инженерной графике имеет свои особенности: часто ответы на поставленные вопросы даются в виде фрагментов чертежей, что позволяет развивать у студента навыки чтения чертежей. Чаще всего такие тесты применяются по темам «Резьба», «Разъемные и неразъемные соединения», «Эскизы и шероховатость», «Зубчатые передачи», «Сборочный чертеж», «Схемы». Использование тестов по инженерной графике обусловлено также техническим характером предмета, а именно возможностью дать четкую формулировку вопроса и краткие точные варианты ответов, например тестовый вопрос по теме «Резьба»: Как на чертеже обозначается упорная резьба? Взаимодействие педагога и обучаемого не заканчивается со звонком с урока. Усвоение учебного материала не происходит одинаково успешно у всех обучаемых, поэтому в ходе изучения инженерной графики используется такая форма внеурочных занятий, как консультация (в переводе с латинского «совещание») - дополнительная помощь преподавателя в усвоении предмета. Проводится она с целью разъяснения наиболее сложных вопросов учебной темы. Как показывает практика, преподавания инженерной графики в консультациях нуждаются как отдельные студенты, так и целые группы. Темы консультаций определяются преподавателем, но не заранее, а в соответствии с интересами и потребностями студентов. Часто, выбор темы консультации зависит от специальности обучаемых или сложности проходимой темы, а также заинтересованности студентов в более глубоком изучении. Консультации способствуют развитию самооценки студентов, глубине, прочности усвоения знаний. Студенты с высоким базовым уровнем знаний заинтересованы в более глубоком изучении предмета в выполнении дополнительных творческих работ. Эта задача успешно решается работой предметного кружка при кабинете инженерной графики. Студенты находят материалы и оформляют газеты по истории развития черчения по истории развития шрифта с применением стандартного и рисованного шрифтов, изучают разделы начертательной геометрии, выполняют объемные модели и реальные проекты по оформлению объектов интерьера. В конечном итоге, несмотря на практическую направленность инженерной графики студенты не только получают новые знания и приобретают умения, они формируют систему научных знаний и профессиональных умений, развивают интеллектуальные и эмоциональные сферы своей личности, способности к творческому профессиональному мышлению, ответственность, аккуратность. Тем самым достигается конечная цель образовательного процесса – гармонично-развитая личность, гражданин, семьянин, профессионал.
Список использованной литературы: 1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989 2. Кларин, М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.: Наука, 1997 3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 4. Чутко, Н.Я. Чтобы не дремали мысли. – М., 2000 5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996
|