ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

К ИННОВАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОУ СПО «ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

Безрученко И.Е.,

Лапочкин Е.В.,

ГОУ СПО «Тамбовский областной

базовый медицинский колледж

 

Радикальное изменение социально-экономического устройства общества неизбежно ведет к смене требований к образованию, к необходимости удовлетворения этих требований. В таких условиях невозможно сохраниться, не изменяясь. Развитие - необходимое условие существования. И те, кто это осознает, получают большие возможности для эффективного вхождения в новую систему общественных отношений. Инновационность стала важнейшей от­личительной чертой системы образования в ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж».

Экспериментально-исследовательская дея­тельность образовательной системы в нашем колледже строится по следующим направлениям:

первое - участие в широкомасштабных международных и федеральных экспериментах (совместный российско-канадский проект «Сестринская инициатива» (РОКСИ));

второе - опытно-экспериментальная работа на уровне областных и муниципальных экспериментальных площадок (участие в региональном проекте «Разработка концептуальных основ, проектирование модели аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных  учреждений и ее апробация в субъектах РФ в условиях введения новой системы оплаты труда»; разработка и внедрение накопительной системы на отделении повышения квалификации в ГОУ СПО «ТОБМК);

третье - развитие в самом педаго­гическом коллективе инновационного педагогического мышления, которое и становится источником новых идей (при этом важнейшей тенденцией инновационной деятельности в колледже является то, что она все чаще создается на основе личной и групповой инициативы из анализа и разрешения каких-то противоречий);

четвертое – организация учебно-исследовательской работы студентов.

Анализ социального заказа общества на подготовку медицинских работников среднего звена, способных к осуществлению инновационно-исследовательской деятельности, показал, что особенности современной образовательной среды иниции­руют переосмысление подходов к осуществлению профессиональной подготовки средних медработников в целом и к организации процесса формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельности, в частности.

Как показывает практика, важным средством формирования готовности будущего среднего медицинского работника к инновационно-исследовательской деятельности выступают учебно-исследовательские задачи и задания, успешное решение которых обеспечивается посредством включения в процесс обучения методов, максимально активизирующих исследовательскую деятельность обучающихся: эвристических, метода проблемного изложения, метода проектов, исследовательского метода и др.

Анализ психолого-педагогических особенностей формирования готовности специалиста к инновационно-исследовательской деятельности по­зволил сделать вывод о том, что наиболее эффективно этот процесс осуществляется в условиях учебно-исследовательской профессионально-ориентированной среды.

При этом действующая в нашем колледже модель организации процесса формирования готовности будущего среднего медицинского работника к инновационно-исследовательской деятельности строится с учетом следующих факторов:

перспективные направления развития системы медицин­ского образования;

современные подходы к организации образовательного процесса в условиях системы среднего медицинского образования;

содержание знаний, умений и навыков, обеспечивающих правильную ориентацию будущего специалиста как в иннова­ционной, так и в профессиональной деятельности в целом.

В связи с этим основными задачами, на решение которых ориентировано обучение медицинских работников среднего звена становятся следующие:

Инновационные задачи, связанные с освоением:

— исследовательской деятельности;

— инновационных методов, форм, тех­нологий, средств организации исследовательской деятельности.

Профессиональные задачи:

— задачи, связанные с мировоззренче­скими, нравственно-этическими, общекультурными нормами поведения человека;

— задачи, обусловленные общенаучным аспектом;

— задачи, обусловленные специфическими особенностями профессии.

Безусловно, активизация процесса формирования готовности будущего специалиста к инновационно-исследовательской деятельности требует, прежде всего, создания учебно-исследовательской и профессионально-ориентированной среды, которую мы рассматриваем как специ­ально организованную исследовательскую среду, направленную на решение студентами профессионально-ориентированных учебно- и научно-исследовательских задач, оказывающую эффективное влияние на учебно-познавательный процесс.

При этом необходимо учитывать, что учебно-исследовательская профессионально-ориентированная среда обеспечивает формирование готовности будущих средних медицинских работников к инновационно-исследовательской деятельности, если она ха­рактеризуется

1. Релевантностью профессиональной среде, осуществляемой посредством включения в учебный процесс профессионально значимых средств и ресурсов.

2 Инновационностью, реализуемой посредством включения в учебный процесс исследования, а также современных технологий, методов, форм, инструментарий

3 Коммуникативностью, обеспечивающейся посредством организации общения обучающихся с педагогами, руководителями учебно- и научно-исследовательских работ, а также специалистами практического здравоохранения.

4. Комфортностью, то есть предусматривается создание благоприятных условий обучения в условиях учебно-исследовательской среды, способствующих формированию положительной мотивационной основы в исследовательской деятельности.

Таким образом, важным моментом формирования будущего среднего медицинского работника к инновационно-исследовательской деятельности является технология организации данного процесса. Особенностью реализуемой в нашем колледже технологии организации формирования готовности будущих средних медицинских работников к инновационно-исследовательской деятельности является сближение структур учебной, профессиональной и инновационно-исследовательской деятельности с целью формирова­ния у студентов специальных знаний и навыков решения профессионально-ориентированных учебно- и научно- исследовательских задач. Данные задачи реализуются в колледже в рамках организации учебно- и научно-исследовательской работы студентов, которая включает в себя следующие этапы:

I. Диагностический (изучение и оценка уровня исследовательских возможностей студентов, уровня их познавательного интереса к инновационной деятельности, самооцен­ки способностей к исследовательской деятельности и др.).

II. Вводный (объяснение цели и задач учебно- и научно-исследовательской деятельности как средства подготовки к профессиональной деятельности)

III.Собственно учебно- и научно-исследовательская деятельность в рамках временных творческих групп и кружков.

IV. Заключительный (научно-практичес­кая конференция и защита учебно-исследовательских и на­учно-исследовательских работ).

Результатом первого и второго этапов является сформированность мотивационной компоненты готовности будущего среднего медицинского работника к  инновационно-исследовательской деятельности (мотивы пони­мания особенностей предстоящей деятельности и проявления интереса к ней; мотив исследовательских достижений).

Результатом третьего и четвертого этапов выступает сформированность мотивационной, когнитивной, операциональной, эмоционально-волевой, информационной компонент готовности будущего специалиста к инновационно-исследовательской деятельности.

В таблице 1 представлены результаты сформированности готовности студентов к инновационной деятельности на 3-ем и 4-ом этапах.

В соответствии с предложенной техно­логией организации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности  нами определены следующие направления учебно- и научно-исследовательской работы на 2006-2007 учебный год.

Таблица 1

Результаты готовности студентов к инновационной деятельности на каждом этапе

Компоненты готовности к инновационно-исследовательской деятельности

Результаты

формирования готовности к ин­новационно-исследовательской деятельности на III этапе

Результаты формирования готовности к инновационно-исследовательской деятельности на IV этапе

 

 

 

Мотивационная

Сформированность интереса к инновационно-исследовательской деятельности и решению учебно-исследовательских задач; развитие профессиональных интересов; необходимости са­моподготовки и самообучения.

Сформированность творческого отношения к исследовательской деятельности; ответственности за  результат исследования; самообразования, профессиональной самооценки.

 

 

 

 

 

Когнитивная

Сформированность общих представлений об инновационно-исследовательской деятельности специалиста практического здравоохранения; знание особенностей исследовательской деятельности; знание современных технологий, методов, диагностических методик и инструментария исследования.

Сформированность общепрофессиональных и фундаментальных знаний.

 

 

 

 

 

Операциональная

Сформированность умения решать учебно-исследовательские задачи; умения проектирования и моделирования исследования. Владение методами, диагностическими методиками, инструментарием исследования.

Сформированность умения организовывать и проводить опытно-экспериментальную работу в сфере практического здравоохранения; умения анализировать, планировать и оценивать процесс и результат исследовательской деятельности, умения оформить и защитить учебно- и научно-исследовательскую работу.

 

 

Эмоционально-волевая

Сформированность самодисциплины, волевых качеств, умений организовывать учебно-познава­тельную деятельность.

Сформированность самодисцип­лины, волевых качеств, умений организовывать учебно-познава­тельную деятельность.

 

 

 

Информационная

Сформированность знаний, умений и навыков: сбора, передачи, обработки и хранения информации; использования информационных ресурсов глобальных и локальных сетей для решения учебно-исследовательских задач.

Сформированность знаний и навыков сбора, передачи, обработки и хранения информации; использования информационных ресурсов глобальных и локальных сетей для решения учебно-исследовательских задач в курсовых и научно-исследовательских работах.