ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА К ИННОВАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОУ СПО «ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Безрученко И.Е., Лапочкин Е.В., ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж
Радикальное изменение социально-экономического устройства общества неизбежно ведет к смене требований к образованию, к необходимости удовлетворения этих требований. В таких условиях невозможно сохраниться, не изменяясь. Развитие - необходимое условие существования. И те, кто это осознает, получают большие возможности для эффективного вхождения в новую систему общественных отношений. Инновационность стала важнейшей отличительной чертой системы образования в ГОУ СПО «Тамбовский областной базовый медицинский колледж». Экспериментально-исследовательская деятельность образовательной системы в нашем колледже строится по следующим направлениям: первое - участие в широкомасштабных международных и федеральных экспериментах (совместный российско-канадский проект «Сестринская инициатива» (РОКСИ)); второе - опытно-экспериментальная работа на уровне областных и муниципальных экспериментальных площадок (участие в региональном проекте «Разработка концептуальных основ, проектирование модели аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений и ее апробация в субъектах РФ в условиях введения новой системы оплаты труда»; разработка и внедрение накопительной системы на отделении повышения квалификации в ГОУ СПО «ТОБМК); третье - развитие в самом педагогическом коллективе инновационного педагогического мышления, которое и становится источником новых идей (при этом важнейшей тенденцией инновационной деятельности в колледже является то, что она все чаще создается на основе личной и групповой инициативы из анализа и разрешения каких-то противоречий); четвертое – организация учебно-исследовательской работы студентов. Анализ социального заказа общества на подготовку медицинских работников среднего звена, способных к осуществлению инновационно-исследовательской деятельности, показал, что особенности современной образовательной среды инициируют переосмысление подходов к осуществлению профессиональной подготовки средних медработников в целом и к организации процесса формирования готовности будущего специалиста к инновационной деятельности, в частности. Как показывает практика, важным средством формирования готовности будущего среднего медицинского работника к инновационно-исследовательской деятельности выступают учебно-исследовательские задачи и задания, успешное решение которых обеспечивается посредством включения в процесс обучения методов, максимально активизирующих исследовательскую деятельность обучающихся: эвристических, метода проблемного изложения, метода проектов, исследовательского метода и др. Анализ психолого-педагогических особенностей формирования готовности специалиста к инновационно-исследовательской деятельности позволил сделать вывод о том, что наиболее эффективно этот процесс осуществляется в условиях учебно-исследовательской профессионально-ориентированной среды. При этом действующая в нашем колледже модель организации процесса формирования готовности будущего среднего медицинского работника к инновационно-исследовательской деятельности строится с учетом следующих факторов: перспективные направления развития системы медицинского образования; современные подходы к организации образовательного процесса в условиях системы среднего медицинского образования; содержание знаний, умений и навыков, обеспечивающих правильную ориентацию будущего специалиста как в инновационной, так и в профессиональной деятельности в целом. В связи с этим основными задачами, на решение которых ориентировано обучение медицинских работников среднего звена становятся следующие: Инновационные задачи, связанные с освоением: — исследовательской деятельности; — инновационных методов, форм, технологий, средств организации исследовательской деятельности. Профессиональные задачи: — задачи, связанные с мировоззренческими, нравственно-этическими, общекультурными нормами поведения человека; — задачи, обусловленные общенаучным аспектом; — задачи, обусловленные специфическими особенностями профессии. Безусловно, активизация процесса формирования готовности будущего специалиста к инновационно-исследовательской деятельности требует, прежде всего, создания учебно-исследовательской и профессионально-ориентированной среды, которую мы рассматриваем как специально организованную исследовательскую среду, направленную на решение студентами профессионально-ориентированных учебно- и научно-исследовательских задач, оказывающую эффективное влияние на учебно-познавательный процесс. При этом необходимо учитывать, что учебно-исследовательская профессионально-ориентированная среда обеспечивает формирование готовности будущих средних медицинских работников к инновационно-исследовательской деятельности, если она характеризуется 1. Релевантностью профессиональной среде, осуществляемой посредством включения в учебный процесс профессионально значимых средств и ресурсов. 2 Инновационностью, реализуемой посредством включения в учебный процесс исследования, а также современных технологий, методов, форм, инструментарий 3 Коммуникативностью, обеспечивающейся посредством организации общения обучающихся с педагогами, руководителями учебно- и научно-исследовательских работ, а также специалистами практического здравоохранения. 4. Комфортностью, то есть предусматривается создание благоприятных условий обучения в условиях учебно-исследовательской среды, способствующих формированию положительной мотивационной основы в исследовательской деятельности. Таким образом, важным моментом формирования будущего среднего медицинского работника к инновационно-исследовательской деятельности является технология организации данного процесса. Особенностью реализуемой в нашем колледже технологии организации формирования готовности будущих средних медицинских работников к инновационно-исследовательской деятельности является сближение структур учебной, профессиональной и инновационно-исследовательской деятельности с целью формирования у студентов специальных знаний и навыков решения профессионально-ориентированных учебно- и научно- исследовательских задач. Данные задачи реализуются в колледже в рамках организации учебно- и научно-исследовательской работы студентов, которая включает в себя следующие этапы: I. Диагностический (изучение и оценка уровня исследовательских возможностей студентов, уровня их познавательного интереса к инновационной деятельности, самооценки способностей к исследовательской деятельности и др.). II. Вводный (объяснение цели и задач учебно- и научно-исследовательской деятельности как средства подготовки к профессиональной деятельности) III.Собственно учебно- и научно-исследовательская деятельность в рамках временных творческих групп и кружков. IV. Заключительный (научно-практическая конференция и защита учебно-исследовательских и научно-исследовательских работ). Результатом первого и второго этапов является сформированность мотивационной компоненты готовности будущего среднего медицинского работника к инновационно-исследовательской деятельности (мотивы понимания особенностей предстоящей деятельности и проявления интереса к ней; мотив исследовательских достижений). Результатом третьего и четвертого этапов выступает сформированность мотивационной, когнитивной, операциональной, эмоционально-волевой, информационной компонент готовности будущего специалиста к инновационно-исследовательской деятельности. В таблице 1 представлены результаты сформированности готовности студентов к инновационной деятельности на 3-ем и 4-ом этапах. В соответствии с предложенной технологией организации процесса формирования готовности специалиста к инновационной деятельности нами определены следующие направления учебно- и научно-исследовательской работы на 2006-2007 учебный год. Таблица 1 Результаты готовности студентов к инновационной деятельности на каждом этапе
|