РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОУ СПО СПЭК
Берестнева В.А. начальник учебного отдела ГОУ СПО Смоленкий промышленно-экономический колледж
В преамбуле Закона Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Образование есть целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства». Сегодня, когда информация и международное разделение труда становятся неотъемлемыми чертами мировой экономики, образование как ресурс развития науки, техники, искусства продолжает оставаться основой персонального и профессионального успеха любого человека. Влияние образования на возможности конкурентоспособности и жизненный уровень намного выше, чем раньше. Требования, которые выдвигаются к образованию в настоящее время, изменились: кроме базовых знаний и постоянного овладения новыми знаниями, современный работник должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы. Сегодня он должен обладать коммуникативными способностями, от него требуется умение творчески мыслить, принимать самостоятельно решения и учиться на протяжении всей жизни, обладать позитивными социальными качествами и т.д. Образование переориентировано на формирование личности с присущими ему профессиональными и личностными компетенциями. Цели образования претерпевают изменения. Следовательно, изменились и требования к образовательному процессу, ориентированному на компетентностный подход формирования личности: · гуманного отношения к обучаемому, признание его самоценности; · индивидуализации и дифференциации обучения; · создание условий, обеспечивающих возникновение собственной активности обучаемого; · обеспечения условий, способствующих саморазвитию, самообучению, самообразованию обучаемого; · учета субъективного опыта каждого обучаемого; · организации коммуникативной и социальной деятельности обучаемого; · обеспечения объективного контроля знаний обучаемых; · целесообразности использования возможностей средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ) в обучении; · комплексного использования возможностей средств ИКТ при проведении разного рода занятий, в ходе выполнения разнообразной образовательной деятельности. Практическое выполнение требований к образовательному процессу, в котором к каждому человеку относятся как к высшей самостоятельной ценности, невозможно без инновационных преобразований. В настоящее время мы видим, что в колледже назрела необходимость серьезной доработки начатых преобразований, изучить (исследовать) влияния инноваций на все компоненты системы образования, его методы и содержание. Конечная цель этих действий заключается в определении основных факторов интенсификации образовательного процесса и условий их реализации, способствующих повышению эффективности обучения через создание специфической продукции образовательного процесса – образовательной услуги. Под образовательной услугой мы понимаем комплекс целенаправленно создаваемых и предполагаемых возможностей для формирования обучающимся всех необходимых компетенций удовлетворяющих личность, общество и государство. Качество образовательной услуги, мы считаем, можно добиться следующими способами: ü во-первых, за счет совершенствования форм научной организации труда педагогов и обучаемых с помощью средств информационных и телекоммуникационных технологий; ü во-вторых, за счет применения методов интенсификации обучения с помощью средств информатизационных и телекоммуникационных технологий; ü в-третьих, за счет создания и применения современных технических средств обучения. Концепцией и программой развития нашего колледжа определены желаемые результаты его деятельности по основному и дополнительному образованию и способы эффективного использования ресурсов для достижения этих результатов. Главной задачей СПЭК в этом направлении является – обеспечение устойчивого, постоянного повышения качества оказываемых образовательных услуг, повышение конкурентоспособности выпускников. Для решения этой задачи по созданию и оказанию качественных образовательных услуг, требуются не менее качественные РЕСУРСЫ и в достаточном количестве. Перечень образовательных услуг, которыми располагают образовательные учреждения в большей или меньшей мере у всех одинаков. Однако распоряжаемся мы ими все по-разному. Реализуя основной принцип рыночной экономики « имеющимися ресурсами обеспечить более высокие и качественные результаты», мы свои ресурсы направили на создание качественных образовательных услуг через новаторский подход к организации образовательного процесса. Инновации, которые для этого разрабатываем и внедряем, требуют следующего ресурсного обеспечения · информационно-технического; · управленческого (управление кадрами); · материально – технического; · финансового; · методического. В СПЭКе они представлены следующим образом: 1. Материально техническая и информационная база: ü Техническая оснащенность процесса обучения -9 компьютеров на 100 студентов приведенного контингента; ü Наличие 5 серверов разделенные по функциональному признаку и системам резервирования; ü Локальная разветвленная информационная сеть; ü Выделенная линия доступа в Internet; ü Управление колледжем на 90% оснащено компьютерной техникой; ü компьютерных классов оснащены Pentium 4 c LCD мониторами; ü сеть лекционные аудиторий оснащены мультимедийными проекторами для демонстрации электронных слайд- лекций; ü кабинеты компьютерной графики и компьютерного дизайна; ü рабочих мест электронной библиотеки 2. Организационно-управленческая система, а также сопровождение и информатизация образовательного процесса осуществляется через следующий механизм:
В колледже созданы следующие информационные центры:
Каждый из этих центров решает конкретные задачи с нашими внешними и внутренними социальными партнерами. Направленными на расширение информационного образовательного пространства 3.Ресурсы методической деятельности: Главной задачей в этом направлении является создание качественной научно- методической базы как инструментария для оказания образовательных услуг и перевод этих услуг в систему e-learning.. Сегодня мы работаем в направлении определения рационального соотношения электронного и традиционного обучения. Подход к рациональному сочетанию электронного и традиционного обучения в образовательном процессе мы определили двумя частями: 1.создание учебно-методических проблемных (Дидактических) комплексов для сочетания традиционного и электронного обучения; 2. разработка технологии использования этих комплексов в образовательном процессе. Создание комплексов Поскольку роль информатизации образовательного процесса существенно возросла, претерпели значительное изменение образовательные технологии, более широко стали внедряться в образовательный процесс средства телекоммуникации и мультимедиа, возникла необходимость создать самостоятельное структурное подразделение, которое занималось бы только информатизацией образовательного процесса, разработкой программных продуктов по направлениям профессионального обучения и содействием их внедрению. Такое подразделение в колледже было создано 01.09.2006 года, им стал Центр программного и информационного обеспечения и сопровождения образовательного пространства. Сегодня для эффективной организации учебного процесса, обеспечения качества подготовки специалиста уже недостаточно традиционного учебно – методического обеспечения в виде учебно – методического комплекса по дисциплине. Мы считаем, что в новых условиях следует говорить об «информационно – технологическом обеспечении учебного процесса» и в связи с этим создавать дидактические комплексы (далее – ДК) информационного обеспечения учебной дисциплины и электронные образовательные ресурсы по дисциплине. В пользу создания таких комплексов говорят факторы, обусловленные дидактическими свойствами средств информационных технологий. Отталкиваясь, естественно от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий –суть средство реализации дидактических задач. ДК представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и знаний в изучаемой предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую педагогом технологию обучения. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в ГОУ СПО СПЭК представлен следующими блоками: 1.Методические материалы (электронные версии): - Государственный образовательный стандарт (выдержка по учебной дисциплине); - Примерная программа по дисциплине; - Рабочая программа по учебной дисциплине; - Технологическая карта по учебной дисциплине; - Технологическая карта контроля по учебной дисциплине; - Планы семинарских занятий с методическими указаниями; - Практические работы и инструкционные карты к ним; - Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине; - Методические указания по разрешению профессиональных ситуаций; - Методические указания по написанию курсовых и дипломных работ (если таковые предусмотрены учебным планом); - Методические указания по написанию сообщений, докладов и рефератов; - Иные методические материалы, находящиеся в «Электронном колледже». 2. Дидактические материалы: - тематические тесты; - рубежные тесты; - тесты итогового контроля; - разноуровневые контрольные работы; - профессиональные ситуации (задачи) (тематический подбор); - тематические рабочие листы; - рабочие тетради по учебной дисциплине. 3. Базы данных: - темы курсовых работ и дипломных работ; - тематический перечень статей из профессиональных журналов; - тематический перечень монографических исследований; - профессиональные базы данных. 4. Программные продукты: - Автоматизированная система оценки и контроля знаний «Test». Электронные образовательные ресурсы по учебной дисциплине включает следующие составляющие (электронные версии): - учебник по дисциплине; - электронный учебник; - слайд – лекции по учебной дисциплине; - тезисы лекций; - практикум; - электронный практикум; - глоссарий; - аннотации к монографическим исследованиям и статьям из профессиональных журналов; - статьи из профессиональных журналов (тексты); - электронные страницы преподавателей; - материалы Internet – сайтов; - Иные информационные материалы, находящиеся в «Электронном колледже». Технология использования Технология организации образовательного процесса, которая приведена на схеме 1, позволяет студенту самостоятельно изучать дисциплину. Изложенный подход применения e-learnig требует относительно невысоких затрат на создание УМК и организация учебного процесса позволяет сделать качественное образование доступным.
Схема 1. Таким образом, мы формируем e-learning ресурс, который повысит, как мы предполагаем, качество предоставляемых образовательных услуг. В настоящее время мы не стремимся к электронному обучению в чистом виде, эффективно внедрение его элементов в традиционные образовательные технологии и совершенно их не разделяем. Наш вариант выглядит следующим образом, когда теоретические аспекты дисциплины изучаются по электронному ресурсу слайд лекциям с автоматическим выставлением оценки после тестирования, а практико - ориентированные занятия под руководством преподавателя. Преподаватель и студент при этой технологии выстраивают и реализуют индивидуальные образовательные технологии. Привлечение студентов к созданию сетевых УМК и изучение дисциплин в системе е-learning позволяет: - повысить ИТК –компетентность всех участников образовательного процесса; - дать студентам представление о электронном обучении (ДО), т.е. подготовить их к применению новых форм учебной деятельности; - развивается «Само» у обучаемого (сам определяю свой темп, последовательность, определяю степень готовности и т.п) - «обучение через всю жизнь» дать выпускникам ключ к дальнейшему повышению своей квалификации через е-learning ресурс; - дать возможность преподавателям сосредоточится на наиболее сложных темах. Е-learning ресурс его новейшие организационные возможности мы рассматриваем в качестве базы новейших педагогических методологий. Как показывают Всероссийские форумы, проводимые каждый год по проблемам образовательной среды, многие колледжи страны уже имеют качественные наработки к электронному обучению, но основной барьер заключается в абсолютном дефиците e-learning контента. Вывод и предложение. Необходимо создать центр по координации действия ССУЗов по созданию электронных УМК и е-learning контента. 4. Ресурсный подход к организации образовательного процесса заметно снизил временные, пространственные и финансовые барьеры, позволил создать экономические, рыночные отношения между структурными подразделениями. Основная нагрузка по созданию и пополнению дидактических комплексов подает на преподавателей кафедр. Кафедры колледжа и другие структурные подразделения приобрели некоторое экономическое обособление в объемах внебюджетной деятельности и на основе этого создана система материального поощрения, способствующая включению преподавателей колледжа в инновационную деятельность по формированию качественных образовательных услуг. Деятельность кафедр не замыкается оказанием внутренних образовательных услуг. Широко представлена деятельность кафедр по «Школе бизнеса». Внешняя деятельность выражается следующими услугами для широкого круга внешних потребителей это: проведение маркетинговых исследований; разработка программных продуктов для предприятий и предпринимателей; разработка бизнес- планов; юридические услуги по составлению исковых заявлений, договоров и т.п Кадровый потенциал кафедр направлен на разработку именных грантов На основе проведенных маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг, колледж приступил к разработке и продвижению на рынок «Кейсов» и курсов дистанционного обучения. Заключение Эффективность ресурсного подхода к организации образовательного процесса, в котором определены оптимальные соотношения обучения с использованием средств информатизации и коммуникации и традиционного обучения выражается следующими составляющими моментами, свидетельствующие о качестве образовательных услуг: · усиливается целенаправленность занятий с использованием средств ИКТ, повышение напряженности задач; · углубление мотивации, повышение интереса к учебной деятельности; · увеличение информативной емкости занятий; · ускорение темпа учебных действий, активизация учебно-познавательной деятельности; · совершенствование форм организации учебно-воспитательной деятельности; · развитие навыков и умений самообразования и самовоспитания; · активизация учебной деятельности преподавателя. Вывод. Ресурсный подхода к организации ОП способствует использованию основных факторов интенсификации обучения и созданию качественных образовательных услуг. |