ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА КАК ОСНОВА УСВОЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Борминов В.Р., ГОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»
Перед преподавателем студентов первого курса стоит важнейшая задача: научить студентов учиться, сформировать общеучебные навыки работы, умение определять цели изучения материала темы, раздела курса, мотивировать свою учебно-познавательную деятельность, работать в микрогруппах и парах, умение сформировать навыки взаимоконтроля и самоконтроля, рефлексии. От того, насколько успешно будет осуществляться эта работа на первом курсе, зависит весь образовательный процесс в колледже. Самым важным направлением деятельности преподавателя является работа по формированию общеучебных навыков: умение писать лекции, составить план изучения темы учебного занятия, составить развернутый план, выделить главную мысль, сделать выводы по тому или иному вопросу, составить сравнительную таблицу, логическую схему, работать с первоисточниками, учебной и дополнительной литературой и др. При изучении истории и обществознания студенты приобретают не только навыки самостоятельной работы, но и учатся приемам взаимоконтроля и самоконтроля. При организации самостоятельной работы необходимо учитывать не только степень подготовленности студентов, но и индивидуальные психологические и физиологические особенности студентов. Главное - отказаться от уравниловки. Одинаковые задания для всех ставят слабых в затруднительное положение. Но больше всего страдают от уравниловки сильные студенты. Они способны сделать больше, но привыкли работать налегке и постепенно теряют свои способности. Ведущая роль в организации самостоятельной работы студентов в учебном процессе принадлежит семинарским занятиям. От методики проведения семинарских занятий на I курсе во многом зависит успех студента на старших курсах. Дидактические цели семинарских занятий состоят в приобретении новых знаний, их углублении и систематизации, приобщении студентов к работе над первоисточниками, документами, дополнительной литературой. Самостоятельная работа студентов содержит задания не только на воспроизведение и углубление знаний, но и на формирование общеучебных навыков. Примером таких заданий являются задания на умение составлять сравнительную таблицу. Так, при изучении вопроса « Политический режим» студентам предлагается в качестве домашнего задания сравнить авторитарный и тоталитарный режимы, выделив общие черты и различия. Студентам предлагается заполнить следующую таблицу:
При подготовке сообщений студентам предлагается не только написать конспект по тому или иному вопросу, но и составить развернутый план, сделать выводы, обобщения.Важным моментом учебной деятельности является управление преподавателем рефлексией студентов. Рефлексия является одним из важнейших условий самореализации личности студента, самостоятельного мышления, принятия важных для себя решений. Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводят к драматическим последствиям в жизни человека. Развитие навыков рефлексии у студентов – сложный процесс движения от взаимоконтроля к самоконтролю и самооценке и самоанализу. Психологами установлено, что нет студентов, равнодушных к оценке их знаний. Важным моментом в работе преподавателя является развитие у студентов навыков самооценки. К ней стоит побуждать студентов с 1 курса, можно начинать с взаимопроверки, умения аргументированно комментировать ответы товарищей и вести студентов к оценке своей работы в соответствии с предложенным образцом и критериями оценок, которые предлагает преподаватель. Важно, чтобы оценка была мотивированной. Можно сочетать самооценку и взаимооценку. Использовать оценку собственных достижений - оценку по теме, разделу, курсу. Можно проектировать свою будущую оценку. Окончательное слово при оценке степени усвоения материала остается за преподавателем, но студенты могут оценить свои ответы и ответы своих товарищей в баллах. Самоконтроль студентов может осуществляться в форме тестирования, ответов на поставленные к тексту вопросы, в ходе проверки выполнения письменной работы.При написании разноуровневой работы по теме используются элементы рейтинговой системы оценки знаний. Проверяя итоги выполнения контрольной работы на этом же учебном занятии (контрольная работа рассчитана на 40 минут), студенты могут сами выставить баллы за свои ответы и провести самопроверку результатов своей деятельности. Одной из форм рефлексии студентов является анкета-рефлексия. Анкета-рефлексия состоит из вопросов, которые составляет работающий со студентами преподаватель. Содержание вопросов зависит от того, что именно нужно выяснить преподавателю и над чем он хочет заставить задуматься студентов.Например, после изучения темы «Сущность человека» в целях самодиагностики и диагностики преподавателем степени усвоения студентами материала данной темы студентам предлагается дать ответы на следующие вопросы:
Этот метод может помочь первокурсникам осознать себя субъектом учебной деятельности. Можно проводить такую работу по мере изучения тем и в конце учебного курса. Анкетирование дает преподавателю возможность иметь реальную и подробную обратную связь с каждым студентом, а студенту - возможность поразмышлять над собой, над своей деятельностью. Рефлексия побуждает к активности, помогает найти пути совершенствования личного и профессионального роста. У студентов I курса формируются навыки коллективного обучения в парах и группах в процессе подготовки и проведения семинарских занятий. Опрос в группах интегрируется в семинар самыми разнообразными способами: студентам можно дать возможность поспрашивать новый (или заданный на дом материал) в парах прежде, чем предложить индивидуальные задания, или потренироваться (опять же в парах или тройках) перед контрольной работой или тестом. Очень эффективно проверять домашнее задание в группах. Студентам предлагается “по вертушке” или иным образом проверить правильность выполнения домашних упражнений, решения задач и т. д. При подготовке к семинару три-четыре студента могут обсудить вопросы по любому историческому тексту, документу, затем подать преподавателю совместную работу, обобщив изученный материал, выполнив на его основе задания. В процессе проведения семинарского занятия в микрогруппах можно дать студентам творческие задания на сравнение, обобщение, решение каких-то практических ситуаций. Основная задача преподавателя на традиционном семинаре проконтролировать, кто и как выполнил домашнее задание. Соответственно выставляются отметки. При обучении в сотрудничестве основная задача преподавателя добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, и цель этого задания – убедиться действительно ли все студенты поняли данный материал, то есть диагностика. При коллективных формах обучения удобно осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль студентов. В конце семинара с использованием КСО можно предложить студентам заполнить лист уровня обученности студентов. Лист учета уровня обученности студентов.
Вывод по занятию с использованием КСО: 1) Такая форма организации занятия позволяет охватить устным опросом всех студентов группы, что способствует развитию речи студентов, умению грамотно, логично и лаконично излагать изученный материал. При индивидуальном опросе можно заслушать лишь небольшую часть студентов. 2) Студенты приобретают навыки рефлексии, самоконтроля и взаимоконтроля. 3) Письменные задания способствуют развитию творческих способностей студента, умению делать выводы, применять изученный материал при анализе конкретных ситуаций. 4) Система разнеуровнего опроса позволяет оценить знания студентов не только на уровне воспроизведения, но и на частично-поисковом и творческом уровне. 5) Оцениваются знания по теме всех студентов. Нельзя забывать, что работа в сотрудничестве – лишь компонент урока и компонент системы обучения, в которой есть место и другим видам деятельности, методам и средствам. Таким образом, изучение общеобразовательных дисциплин, в т.ч. истории и обществознания, формирует ту базу знаний, умений и навыков, которые являются одним из важнейших условий успешного усвоения учебного материала специальных дисциплин, формирования высокопрофессиональных специалистов. Главные трудности в работе со студентами I курса –это слабая школьная подготовка студентов, отсутствие сформированности общеучебных навыков. Сложности работы со студентами I курса заключаются в том, что в силу физиологических особенностей 15-16-летние подростки не готовы к проведению лекционно-семинарской формы организации учебной деятельности. Проведение занятий со студентами подросткового возраста требует разнообразия форм, методов и видов деятельности. Сложность проведения уроков истории заключается в большом объеме изучаемого материала при малом количестве часов, что приводит часто к схематическому изложению материала, снижению заинтересованности студентов в изучаемой учебной дисциплине. |