РОЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Бологова Н.А..,

ГОУ СПО «Шадринский государственный

профессионально-педагогический колледж»,

 

Инновационная деятельность невозможна без профессиональной готовности инженерно-педагогических работников к процессу нововведений.

Опыт работы по эффективному внедрению инновационных технологий позволяет говорить о противоречии между современными требованиями к инженерно-педагогическим работникам и их неготовностью соответствовать эти требованиям.

Нередко медленно преодолеваются стереотипы мышления, наблюдается нежелание переходить от психологии урокодателя к психологии педагога-исследователя.

В психолого - педагогической науке выделяют следующие типы отношения к нововведениям:

-         консервативный (11%) – ориентированный на привычные, многократно проверенные способы работы;

-         декларативный (24%) – на словах выступающий за любое новшество, но на деле реализующий только те из них, которые не требуют большого труда;

-         колеблющийся (15%), боящийся нововведения не имеющий собственной точки зрения, с одинаковой легкостью принимающий противоположные решения;

-         прогрессивный (12%), постоянно ищущий новые пути достижения целей, обладающий развитым чувством нового, передового;

-         одержимый (4%), «манией» которого являются разнообразные изменения и перестройки, все время что-то меняющий, не утруждающий себя глубоким предварительным расчетом;

-         другие типы (4%)  [1, с.23].

Поэтому необходима серьезная подготовка инженерно-педагогических работников к работе в инновационном режиме, ориентацию на реализацию новаторских идей, активных методов обучения, разработку и апробирование новых технологий.

«Инновационная деятельность не может рассматриваться без непрерывного повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, учебных подразделений и педагогов – исполнителей управленческих решений» [2, с 138 ].

Необходимо, чтобы руководство поощряло и поддерживало познавательную деятельность персонала, важно, чтобы в учебном заведении была создана мотивация  к самосовершенствованию.

Успешность деятельности руководителей в этом направлении определяется следующими показателями:

-         в какой мере учитываются руководителями желания и потребности персонала в повышении квалификации;

-         встречаются ли трудности у персонала в реализации своих познавательных интересов (предоставление учебных отпусков, содействия в повышении квалификации с отрывом от производства);

-         являются ли руководители инициаторами направления на обучение сотрудников своего подразделения;

-         по каким направлениям организованы в колледже курсы повышения квалификации;

-         предусмотрены ли какие-либо дополнительные условия для обеспечения возможностей обучения без отрыва от производства;

-         согласуются ли направления обучения с политикой и стратегией, и насколько обучение направлено на их реализацию;

-         как руководители содействуют в использовании результатов обучения в образовательном процессе, по каким специальностям, отделениям;

-         обеспечивают ли руководители возможность применять на практике полученные  новые компетенции (выделяют ли материалы, технику, помещения, персональные компьютеры и др.);

-         проводится ли анализ эффективности обучения на тех или иных видах курсов, в разных учебных центрах;

-         как осуществляется выбор курсов, и кто его осуществляет [3, с 11].

«Многие техникумы, колледжи, училища не могут выдержать конкуренцию за студента при современном качественном уровне своих кадров. То, что соответствовало условиям плановой централизованной экономики, не выдерживает испытания рынком. Особенно ослабел кадровый потенциал СПО за последние 15-20 лет в силу общих для страны кризисных явлений. Происходит «вымывание» молодых, квалифицированных преподавателей, старение кадров, снижение общего учебно-методического уровня» [4, с 64].

В этих условиях велика роль повышения квалификации инженерно-педагогических работников.

Повышение квалификации – процесс первостепенной важности, в результате которого индивидуальный рост и рост организации может со временем достичь своего полнейшего потенциала (предела возможностей)  [5, с. 6].

В ГОУ СПО «Шадринский государственный профессионально-педагогический колледж» сложилась система повышения профессиональной компетентности инженерно-педагогических работников.

Для осуществления мониторинга повышения квалификации персонала  создана компьютерная база данных, позволяющая четко отслеживать информацию об уровне образования, запросах, профессиональных затруднениях сотрудников.

 

Динамика повышения квалификации инженерно-педагогических работников в ГОУ СПО «Шадринский государственный профессионально – педагогический колледж»     

 

Не просто конструктивные деловые, но и теплые отношения сложились у колледжа с Институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. В течение трех лет на базе колледжа в каникулярное время организуются курсовые мероприятия. В частности:

-         Актуальные проблемы современной педагогики и психологии (2004 г.)

-         Разработка учебно-программной и планирующей документации в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов учреждений профессионального образования (2005 г.)

-         Информационные технологии в образовательном процессе учреждений СПО (2006 г.)

Кроме того, ведется подготовка персонала в области управления качеством образовательного процесса на базе Республиканского гуманитарного института Санкт-Петербургского государственного университета, Центра развития персонала ГОУ СПО Петровский колледж и образовательного центра Эдуполе (Финляндия).

На курсах подробно с использованием активных методов обучения (кейсов, тренингов, деловых игр) изучался опыт внедрения системы обеспечения качества образования в образовательных учреждениях. Подробно изучена Европейская модель качества, опыт Петровского колледжа в области управления качеством. Установлены деловые контакты и расширены партнерские связи с ведущими колледжами России.

Наряду с традиционными формами повышения квалификации в колледже используются такие, как: мастер-классы, рейтинговая оценка деятельности, конкурсы профессионального мастерства, олимпиады.

В 2005-2006 учебном году 41 преподаватель и студент участвовали в 19 мероприятиях регионального и общероссийского уровня.

 С 5 по 9 июня 2006 года на базе ГОУ СПО «Шадринский государственный профессионально – педагогический колледж» состоялась Всероссийская олимпиада профессионального мастерства обучающихся учреждений СПО по специальности 110301 «Механизация сельского хозяйства», в которой приняли участие 30 студентов из различных регионов нашей страны от Благовещенска до Чечни, а так же из республики Казахстан.

В течение года колледж работал в инновационном режиме: разработаны теоретическое, практическое и профессиональное конкурсные задания, соответствующие требованиям Государственного образовательного стандарта СПО. Теоретическое и профессиональное задание прошли рецензирование в Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева. Четко проработаны критерии выполнения всех этапов олимпиады, которые объединены в методическое пособие, прорецензированное в Челябинском государственном агроинженерном университете. В рамках олимпиады подготовлен семинар – совещание «Система менеджмента качества в сфере подготовки специалистов сельскохозяйственного профиля», где состоялся заинтересованный обмен мнениями между представителями Департамента сельского хозяйства, Управления образованием, учреждений высшего и среднего профессионального образования, учебно-методического объединения по профессионально – педагогическому образованию.

Традиционно в рамках олимпиады проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства имени Т.С.Мальцева, где мастерам производственного обучения предоставляется возможность продемонстрировать  свой профессионализм. 17 мастеров производственного обучения состязались в двух номинациях: теоретический экзамен и пахота, а также участвовали в выставке методических материалов.

На круглом столе руководители делегаций отметили, что олимпиада стала не только серьезным и объективным испытанием для студентов, но и прекрасной возможностью повысить уровень своей квалификации  для мастеров производственного обучения. Именно олимпиада стимулирует в коллективе колледжа инновационность – вкус к поиску и стремление к самосовершенствованию.

Литература

1.Горбунов В.А. Психолого – педагогическое обеспечение инновационной деятельности исправительных учреждений. Профессиональное образование, № 8, 2006.

2.Назарова О.Л., Найн А.Я.,КондрухВ.И. Рефлексивное управление профессионально – педагогическим образовательным учреждением: монография.- Челябинск: Челябинский рабочий, 2006.-368с.

3.Модель высокого качества Петровского колледжа, -СПб.:Издательский отдел Петровского колледжа, 2005. – 85 с.

4.Зуев В.М., Вертиль В.В., Гермаидзе Г.Е. Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования / Под науч. Ред. Доктора эконом. Наук П.Ф.Анисимова._ Екатеринбург: Изд – во Урал. Гос. Эконом. Ун – та, 2004.-154 с.

5.Иванов К.Е. Управление персоналом. – СПб, 2001.-126 с.