ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

 

Бочарова Г.Н.,

Тверской Химико-Технологический колледж

 

ХХ век, завершающий очередное тысячелетие, даровал человечеству невиданный технический прорыв. Вместе с тем ХХ век явился кризисным для нравственной и духовной жизни человечества. Невиданный рост промышленного производства и связанная с ним урбанизация привели к отчуждению между людьми, утрате осознания причастности к своей земле, а следовательно – и к своему народу.

В нашей стране на эти глобальные проблемы в последние десятилетия наложился глубокий кризис, связанный с перестройкой. Перестроечные годы наряду с обновлением существующей системы жестко ломали привычные стереотипы мышления, не давая взамен четких нравственных и духовных ориентиров. Это привело к размытию традиционных ценностей, всегда бывших стержнем русского человека; привело к обесцениванию таких понятий как «патриотизм», «духовность». Это стало подлинной трагедией, и в первую очередь - для подрастающего поколения.

Возраст от пятнадцати до двадцати сам по себе драматичен, так как в этот период активно формируется личность, что связано с кризисной переоценкой социальных и семейных ценностей. Лишенный необходимой духовной устойчивости в силу отсутствия жизненного опыта, молодой человек теряется, оглушенный агрессивной рекламой, безудержной пропагандой циничного стяжательства, насилия и секса. В этих условиях невнимание к молодежи может привести к необратимым для государства последствиям, когда им станут управлять люди, лишенные идеалов; люди, не осознающие своей связи с родной землей; люди, ослепленные жаждой наживы.

Система среднего профессионального образования призвана готовить студента к серьёзной, осмысленной работе на благо общества. Следовательно, необходимо помочь ему определить нравственную позицию, критерии добра и зла, дать культурную базу. Важнейшим средством формирования всего этого комплекса является воспитание патриотизма, чувства своей родины, своего дома через воспитательные мероприятия.

При проведении таких мероприятий перед преподавателями и студентами часто встаёт коммуникативная проблема. Общение с новым поколением, выросшим в новых технических условиях, требует соответствующих форм подачи информации. Компьютерные технологии, средства массовой информации прочно вошли в нашу жизнь. Это стало своеобразным рубежом, разделяющим поколения «отцов» и «детей». По одну сторону - старшее поколение, привыкшее добывать информацию через печатное слово, и это сформировало способность строить свои мысленные образы. По другую сторону - молодое поколение, не представляющее освоение информации без компьютера и Интернета. Это создало иные стереотипы восприятия молодых: привычку иметь готовые алгоритмы и шаблоны, готовый зрительный образ. Посредником в передаче информации стал сегодня  экран. Следовательно, воспитательное мероприятие должно проводиться с учетом этих особенностей восприятия современной молодежи.

Современные компьютерные технологии предоставляют для этого богатые возможности в виде компьютерных презентаций. (Далее в нашей работе мы будем вести речь о презентациях, выполненных в программе PowerPoint, входящей в стандартный пакет офисных программ Windows). Широкий спектр технических возможностей этой программы (цвет, шрифт, анимация) позволяет решать на высоком техническом уровне творческие задачи:

В нашей работе мы попытались проанализировать такие возможности, исходя из опыта проведения воспитательных мероприятий различных форм.

Вечер «Тверь - добрый город» - познавательное мероприятие. Перед организаторами встала серьёзная задача: дать всеобъемлющее представление об истории и культуре родного города, не выходя за жёсткие временные рамки. В соответствии с этим был найден путь решения: избрать для мероприятия форму «путешествия». Это породило своеобразие «видеоподдержки»: поскольку зритель приглашается в путешествие, то ключевым символом презентации был сделан образ поезда. Этот образ ритмично повторяется на протяжении всего «путешествия».

Название поезда - «Тверь - добрый город»- тоже повторяется, и наряду с игровой

задачей (возвращение зрителя в игровую ситуацию), оно выполняет ещё и воспитательную сверхзадачу: становится своеобразным слоганом, ритмичным, а в силу этого легко укладывающимся в памяти.

Для решения общей задачи были использованы и другие возможности программы, в частности, анимация. Движение названия слева направо создаёт дополнительную динамику движения «поезда».

Видеоряд, проходящий на экране во время концертных номеров, включает в себя пейзажи, виды города, памятники его архитектуры и культуры, что сообщает текстам песен дополнительную смысловую нагрузку.

Таким образом, презентационная «видеоподдержка» стала важной составной частью вечера и сообщила ему дополнительную информационную  глубину.

Задача следующего мероприятия – беседы «Идёт война народная, священная война» - рассказать о победе советского народа в Великой Отечественной войне и о значении этой победы. Временные рамки беседы жёстко ограничены. Предназначена она для студенческих групп, следовательно, аудитория её камерна.

Ключевыми цветами презентации стали строгие, сдержанные тона. Черно-белые фотографии военных лет создают атмосферу того времени, позволяют ясно представить лица людей, их боль, ужас и страх. Для отображения военных документов избран цвет хаки, прочно ассоциирующийся в представлении современного человека с военной формой. В то же время для изображения дат, цифровых данных о потерях использован насыщенный красный цвет. Контрастируя с общей гаммой, красный цвет, во-первых, привлекает внимание, и это помогает зрителю запомнить необходимые для формирования его мировоззрения факты. С другой стороны, красный цвет создаёт необходимое эмоциональное напряжение.

 При использовании анимационных эффектов предпочтение отдавалось разнообразным видам «выплывания». «Выплывая» из глубины экрана, цифры военных дат создают эффект грозного нашествия.

 Очевидно, что и в этом случае создание видеоряда помогает эффективнее решить не только композиционные, но и воспитательные задачи мероприятия.

 Ещё одна форма мероприятия, в котором нами была использована мультимедийная презентация - интеллектуальная игра. Нашей «тактической» задачей стало закрепление знаний по истории Отечества через живую, игровую форму. Интеллектуальные игры знакомы современной молодёжи через их многочисленные телевизионные версии. У нас это была оригинальная, авторская игра, что требовало  принципиально новой эстетики. Одним из средств воплощения такой эстетики и стал экран.

Исходя из формы мероприятия, были выбраны композиционные основы презентации: яркие цвета и нестандартная анимация. Доминирующими цветами стали красный и зелёный, в соответствии с делением игроков на команды «красных» и «зелёных». Эти цвета проходят через всю игру.

В противовес этому вопросы, задаваемые командам, изображаются на спокойном, но насыщенном фоне, своём для каждой эпохи. Это соединение цвета, музыки и слова обогащает смысл самого вопроса и рождает эмоционально подкреплённый, а значит, более устойчивый образ эпохи.

Экран даёт ещё одну возможность: вести диалог со зрителем. Осуществляется это посредством изображения автофигур - знакомых каждому молодому человеку «смайликов» - схематических рисунков человечков. В те минуты, когда команда размышляет над вопросом, на экране появляется «смайлик» - «собеседник». Он обращается непосредственно к зрителю, и это всегда реакция на прозвучавший вопрос. Реплика соответствует рефлексии самого зрителя, и, резонируя с его настроением, усиливает ощущение единства аудитории.

Таким образом, можно с уверенностью заключить, что возможности, которые предоставляют нам компьютерные технологии, позволяют обогатить традиционные формы и методы проведения воспитательных мероприятий историко-патриотического характера. Они помогают учитывать объективные особенности восприятия современной молодёжи и создать при проведении таких мероприятий необходимый эмоциональный фон, что помогает формировать мировоззрение молодого человека, а это, в свою очередь, поможет взрослеющему человеку не только выстоять в условиях глобального духовного кризиса, но и, переосмыслив мир, творчески его изменить.